Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:
Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».
С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ
Придется тратить время и на это.
Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!
Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.
О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.
Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?
Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.
Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.
На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.
Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).
Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.
«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.
Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!
Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?
как забавно.
великие умы всё ещё пытаются найти «норманнские» следы в топонимике руси IX-го века.
увы. нету их. все названия чисто поморские.
да антихристом был рюрик.
из поморов.
и таких же антихристов-викингов с собой притащил.
«обрусел» у них рюрик. ну вы даёте!
да рюрик Русь создал.
это он местных «обрусил».
ясно что он и все названия новым городам русские давал.
то бишь поморские.
это они нам сейчас «обычными» кажутся.
но до него ничего подобного на нашей земле не было.
ну а генералов своих викингских со всеми почестями хоронил.
иногда вместе с ладьёй.
Не знаю, чего там особо искать про происхождение слова «Русь»
Древнее немецкое «Reußen» ну или «русы» — вообще все славянские племена в области балтики и к востоку.
немцам как-то всё равно было, украинцы, белорусы, балты или кто.
все они Reußen.
Т.е. «Русь» — некое объединяющее понятие.
«Preußen» или «Borussen» — немецкие племена из той же области.
Олег, вы как всегда слушаете только себя, поэтому какие бы я аргументы не приводил, у вас мимо ушей проходит.
Во-первых, я всегда писал тут, что для меня варяги — это профессия — наёмники, а дружины этих варягов были разношёрстные. Как викинги — это пираты разбойники и были ими не только скандинавы, но и сами скандинавы славян называли викингами. Надеюсь хоть сейчас мой посыл до вас наконец дойдёт.
Во-вторых, если в ПВЛ написано, что варяги-русь — это свеоны/даны/нореги, то нижайше прошу вас указать на то место в летописи, но боюсь у вас этого не получится, потому что автор ПВЛ не идиот и подобной ахинеи не писал, а всё что вы там увидели — это ваши домыслы. Всё что написал «Нестор», так то, что Русь — это тоже варяги, как другие варяги — свеоны, варяги — англяне и прочие варяги и нет у него никакого отождествления варягов-русь со скандинавами. Автор всего лишь показывает какой этнически разношёрстной компанией были варяги-наёмники сидевшие по морю варяжскому.
«Ну а то что варяги — скандинавы ясно всем историкам»
Ну если только дилетантам, потому что понятие варяг в самой Скандинавии появляется только в начале 11 века в отношении службы в Византии. Нестор говорит о наёмниках относительно понятий 11 века, а в 11 веке наёмники назывались «варяги». Причём есть проблемка, скандинавы называли себя в Византии væringjar, а на Руси — varnarmenn. Но, судя по всему термин «варяг» появился у славян в 10 веке, что несколько раньше чем у самих скандинавов (спасибо Бируни) и было это именно varnarmenn (море варанков), а «варяг» действительно от væringjar, чем в 11 веке и воспользовался Нестор. Но это всё просто варяги, но есть ещё варяги-Русь и тут ранние источники, которые были ближе к событиям пишут, что русы — это славяне.
Как забавно.
Оказывается слово «Reuße» или точнее «Ruś», т.е. «Русь» имеет вполне однозначное практическое значение в древнепрусском языке.
Это сеть для ловли рыбы. Нечто типа верши или садка.
Т.е. получается русь, русские, «Reußen» — это просто-напросто рыбаки.
Поморы.
Интересная это штука — история своего народа.
так. дальше в лес — больше дров.
спрашивается, почему пруссы так называются. откуда там «п-» взялось и чем они отличаются от русов?
тривиально, Ватсон!
это русская (или точнее северная, поморская) приставка «по-«, означающая близость к чему-то.
поморье — по морю, рядом с морем.
соответственно пруссы — это по-руссы: племя, живущее рядом с русами.
borussia — живущие рядом с russia.
preußen — рядом с reußen, рядом с Ruś, рядом с Русью.
Там русский дух, там Русью пахнет!
Есть ещё одна заметка. Гросс Штрёмкендорф — типа Рерик. По источникам известно, что датчане разоряют его в 808 году и уводят торговцев в Хедебю. Археологические данные показывают, что в период 806-811 происходит ремонт колодцев, а после 811 жители покидают поселение. Спрашивается куда?
Собственно, чтобы действительно опознать, кто скрывался под «русь» необходимо смотреть источники 9-ого века, а не 10-11, когда Русь уже есть и на Руси по-мимо собственно главного этноса — славян, был определённый контингент ославянившихся норманнов, были наёмники, которых иногда брали на службу князья, купцы из Скандинавии, ну и просто ватаги разбойников, которые ходили на восток по Волге через Русь и соответственно их путали с настоящими русами.
А.П.:
«Не знаю, чего там особо искать про происхождение слова «Русь»»…
«как забавно. великие умы всё ещё пытаются найти «норманнские» следы в топонимике руси IX-го века.увы. нету их. все названия чисто поморские. да антихристом был рюрик. из поморов».
— Поздравляю. В дискуссии появился еще один воинствующий дилетант. С обычным невежеством и полным чувством собственного превосходства. На колу мочало, начинай сначала!
А.П.:
«так. дальше в лес — больше дров. спрашивается, почему пруссы так называются. откуда там «п-» взялось и чем они отличаются от русов? тривиально, Ватсон!
это русская (или точнее северная, поморская) приставка «по-», означающая близость к чему-то. поморье — по морю, рядом с морем.
соответственно пруссы — это по-руссы: племя, живущее рядом с русами.
borussia — живущие рядом с russia.
preußen — рядом с reußen, рядом с Ruś, рядом с Русью.
Там русский дух, там Русью пахнет!»
— Поистине! Дальше в лес — больше дров. Аналогично объясним «поляков» и «полян» — рядом с ляками и лянами. Остается найти ляков и лян. А также Богемию = Погемию, рядом с гемами…
А у меня было впечатление, что Русь пахнет не так.
Уважаемый ЛСК,
«- Поистине! Дальше в лес — больше дров. Аналогично объясним «поляков» и «полян» — рядом с ляками и лянами. Остается найти ляков и лян. А также Богемию = Погемию, рядом с гемами…»
ёрничать не обязательно. иначе в какой-то момент можно вызвать смех.
не все «по-» в начале слов — приставки.
но если есть слово Ruś (Reußen) со вполне ясным смыслом
и слово Pruś (Preußen), тоже со вполне ясным смыслом как самое восточное из всех немецких племён, живущее рядом с Ruś,
то места для другой интерпретации уже не остаётся.
Ruś — собирательное обозначение всех славянских племён.
Так что под командованием Рюрика были:
— Чудь — финно-угоры
— Грить — норманны
— Русь — все славяне.
Я думаю, что «гемы» от «гемоглобин», т.е. людей живущих на чистом свежем воздухе в горах. :) :) :)
Но с другой стороны полабы вроде действительно жили ПО Лабе. Приставка или часть корня, в каждом случае надо разбираться отдельно.
Да, но поляне не жили ПО Ляне.
Но такое образование этнонимом куда логичнее, чем от русь от «родсманн»(гребцы) и ибо это такая же ахинея. Представляю, как приплывают шведы к финнам и финны у них спрашивают:
— Kuka te olette?
А шведы, конечно же знают финский язык, но немного перепутали и подумали, что у них спрашивают не название их племени, а их профессию, т.е. подумали, что их спрашивают:
— Mitä te olette?
На что они естественно отвечают:
— Vi róþsmenn (ну что-то типа такого)
Финны им вдогонку:
— Olette ruotsalaiset!
А глупые славяне вообще всё прослушали, поэтому спросив у финнов (финны знали славянский язык, конечно же)
— Кто это?
Финны отвечают
— Olette ruotsalaiset.
На что славяне говорят:
— Аааа, русь.
Посмеяться над горячими финскими парнями можно. Но ведь они действительно называют шведов именно так!!!! И не только они, насколько я понимаю.
Уважаемый ЛСК,
«- Поистине! Дальше в лес — больше дров. Аналогично объясним «поляков» и «полян» — рядом с ляками и лянами. Остается найти ляков и лян. А также Богемию = Погемию, рядом с гемами…»
как всегда, в любой шутке есть доля шутки.
в слове «поляне» «по-» — действительно приставка.
этимология слова очень интересна.
поляна — поле — полесье — по-лесье
рядом с лесом!
поляне жили рядом с лесами.
как поморы рядом с морем.
а вот этимология слова «богемия» совсем другая, поскольку слово существенно неславянское.
boio-hemum, „Heim der Boier“, lat. Bohemia
баювары — баварцы там жили когда-то.