Состояние здоровья почек тесно связано с работой мозга. Известно, что пациенты, которые уже не могут обходиться без гемодиализа, страдают когнитивными нарушениями, а у больных хронической почечной недостаточностью повышен риск развития деменции. Однако данных о когнитивных способностях людей с незначительной дисфункцией почек практически нет. Американские ученые из Университета Темпла, Медицинской школы Университета Мериленда и Университета штата Мэн провели уникальное исследование. Они обнаружили, что даже небольшое ухудшение работы почек связано с ослаблением ментальной деятельности, и оценили эти изменения количественно.
В исследовании приняли участие 590 жителей города Сиракузы штата Нью-Йорк, мужчины и женщины, не страдающие серьезными болезнями почек, деменцией и алкоголизмом и не переносившие инсульт. Средний возраст людей — 62 года. В этом возрасте функции многих органов постепенно ослабевают, т.е. участники эксперимента относились к группе риска развития почечных недугов. Их обследовали в 2006 году и спустя 4,5–5 лет. Ученых интересовало, как со временем изменяются когнитивные показатели, функционирование почек и сердечно-сосудистой системы. У пациентов брали анализ крови и измеряли давление. Изменения в работе почек диагностировали по значению скорости клубочковой фильтрации. Разнообразные аспекты когнитивной деятельности исследователи оценивали в баллах, используя 17 независимых тестов. Когнитивные способности в популяции с возрастом снижаются, ученые определили скорость этих изменений, что позволяет им установить биологический возраст пациента.
Оказалось, что понижение скорости клубочковой фильтрации положительно коррелирует с ослаблением общей когнитивной способности, кратковременной вербальной памяти и абстрактного мышления. У людей с ослабленной почечной функцией когнитивные способности ухудшаются быстрее, чем у выборки в целом.
Снижение скорости фильтрации на 30 единиц эквивалентно старению вербальной памяти примерно на 7 лет, а абстрактного мышления — на 6 лет. Такие факторы, как подавленное настроение, сердечнососудистые заболевания и повышенное давление, ожирение и еженедельное потребление алкоголя не обнаружили связи с уровнем когнитивных способностей. Эти данные указывают на то, что снижение клубочковой фильтрации — самый весомый патогенный фактор для функций мозга.
Изменения, произошедшие за время экспериментов в работе мозга и почек, невелики и не достигают клинически значимого уровня. Сами участники исследования могут и не заметить постепенно происходящих перемен. Однако дисфункция прогрессирует. Ухудшение памяти и абстрактного мышления можно предотвратить, если регулярно следить за изменением соответствующих показателей работы почек. Американские исследователи подчеркивают необходимость ранней диагностики почечных заболеваний. Они пишут, что проводили ее и с использованием другого критерия, содержания креатинфосфата в сыворотке крови, и получили аналогичные результаты. Небольшие изменения в когнитивных способностях тоже легко диагностировать, если проводить тестирования регулярно. Ученые подчеркивают, что по начальным показателям скорости фильтрации нельзя судить о предстоящей степени ослабления почечной функции и когнитивной деятельности. Важно отслеживать изменения, и едва они появятся — лечиться.
Наталья Резник
Adam Davey, Merrill F. Elias, Michael A. Robbins, Stephen L. Seliger and Gregory A. Dore «Decline in renal functioning is associated with longitudinal decline in global cognitive functioning, abstract reasoning and verbal memory», Nephrol Dial Transplant (2012) 0: 1–8; doi: 10.1093/ndt/gfs470
Очень интересная статья. Однако для меня ничего нового в ней нет. Я инвалид второй группы. Болезнь моя связана именно с почками. Левая почка была поражена тяжелыми металлами и испарениями электролиза меди на Жезказганском медеплавильном заводе в Казахстане, она, после того, как я отказался от удаления, уменьшилась в размерах и очень быстро перестала функционировать. Удивительно, что вторая почка позволили прожить мне до 63 лет. Ныне и она даёт о себе знать приступами боли и кровоточивостью в моче (камни?). После трех десятков лет к болезни ночек добавились болезни коронарные — сердце стало работать хуже, я перенёс инфаркт, «заработал» стенокардию напряжения и атеросклеротические степени болезни сердца и гипертонию, давление иногда зашкаливает за 240… В 2000 году от постоянного лечения у меня образовалась язва в двенадцатиперстной кишке, что привело к её ущемлению и операции. за 13 лет после операции нажил грыжу, которую, вероятно придется удалять. Хожу в бандаже. Каждый день пью лекарства: престариум, каптоприл — Штада, кардикет, амлодилин,верапамил, коронал, фитолизин,нитроксолин, баралгин и прочая и прочая. Конечно, вы,Наталья Резник, правы — надо лечится, а еще лучше избегать производств, связанных с переработкой металла и радиоактивных элементов. Мне осталось немного времени для жизни. И я сегодня не доверяю врачам, тем более им до инвалидов никакого дела нет, мы для них мертвые зомби. Такое же отношение у меня и к государственной власти — они не нашли ничего лучшего, как дать инвалидам труда самые мизерные пособия, на которые скоро и хлеба не купишь. Вот вам, и жизненная наука — ответ на важность отслеживания изменений в человеческой патологии и желании медиков лечить людей только за деньги.