О норманнах, славянах и ариях (еще раз о фильме Задорнова и не только)

Лев Клейн
Лев Клейн

Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).

Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, — это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.

Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм — почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.

Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала — что такое «норманизм»? Это — не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».

Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).

А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это — идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.

Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».

Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят — на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни — на Васильевском острове.

Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.

Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.

А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:

«Нигде и никогда я не писал о «славянахариях». Как не писал и о «русахариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснованиечто и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».

А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи — это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.

Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии — это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.

Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.

Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.

1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane

657 комментариев

  1. Эх Лев Самуилович, неужели Вы считаете что мне важнее возражать Вам чем вести вчённую беседу. Вот если бы Вы все таки мне ответили на вопрос откуда взялись варяги и почему они не связаны с готами. И почему в общем Русь возникшая на территории готского государства с ним не связана.

    1. Шурик пишет:»…вести вчённую беседу.»

      Сразу же вспомнился один из самых ранних рассказов Чехова «Письмо к учёному соседу»:» Максим… (забыл как по батюшке, извЕните великодушно!) ИзвЕните и
      простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что
      осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом…
      Много я сделал открытий и кроме этого хотя и не имею аттестатов и
      свидетельств. Приежжайте ко мне дорогой соседушко, ей-богу. Откроем
      что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям
      различным поучите.»

  2. Вести «вченую беседу», Шура, можно тогда, когда для нее оба собеседника примерно одинаково подготовлены. Например, мне с физиком вести такую беседу по физике невозможно. А с химиком по химии.
    Ответить на Ваши вопросы, если Вам действительно нужно это знать, а не просто ради «вченой беседы», конечно можно. Устроят ли они Вас, не знаю.
    Откуда взялись варяги, в общем известно. Из Скандинавии. С территории нынешних Швеции и Дании. Во всей Европе их звали норманнами — Северными людьми. И нападали они не только на восточных славян, но и на Англию, Францию, Италию и Германию. Об имени «варяги» я уже говорил. С названием вагров оно совершенно не родственно. Таких звуковых переходов не бывает. Финны и эсты называли своих западных соседей «руотси», которое произносилось и как «руосси» (подробности оставим в стороне, как и причину, по которой они это название получили — это не так и важно). Когда они появились у славян, те назвали их так, как называли уже знавшие их финны и эсты. Так возникло слово «Русь». Вначале это была группа северян, и речка Рось, роксаланы и т. п. здесь не при чем. Термин хорошо ложится в систему именно северных этнонимов: Весь, Лопь, Сумь, Чудь, Русь…
    Потом норманны-варяги, передвигаясь по пути «из варяг в греки», принесли этот термин в Киев и при их деятельном участии сложилась Киевская Русь.
    Вот очень краткое пояснение, откуда взялись варяги. Это всё было в IX — XI веках.
    Готы же прошли из некоторых областей Скандинавии о островов через Южную Прибалтику (Польшу и т. п.) в Северное Причерноморье и образовали там свое государство в III — IV веках, затем были вытеснены гуннами в Европу и частично в Крым за полтысячи лет до прихода варягов. Какая связь между готами и варягами? Такая же, как между польским гарнизоном, сидевшим в Кремле в эпоху Лжедмитриев и нынешним кремлевским правительством.
    Киевская Русь в конце концов оказалась на территории, занятой за полтысячи лет до нее готским государством, но вне всякой преемственной связи с ним. Петербург на территории шведской Ландскроны — а какая между ними связь?
    О варягах можно прочесть книгу Глеба Сергеевича Лебедева «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси», о готах — книгу Марка Борисовича Щукина «Готский путь». Оба мои ученики, очень талантливые, и обоих, увы, уже нет.

  3. ЛСК вот видите мы вполне можем беседовать если снисходительно относиться к тому что я безграмотная деревенщина, а вы желчный самолюбивый тип :)
    Спасибо огромное за ответ, но простите он неполон. И вот почему.
    Пассионарные викинги появляются в 7 веке? где-то. Как Вам известно серидина 7-го века для Европы сложный период… о чем антские клады свидетельствуют и тд.и тп.
    1. Вы сами говорите что готы и викинги суть народ из котла Скандинавии.
    2. Готы уже народ имеющий государственность ну и династии и возможных приемников…их былой славы, полагаю Вы не допускаете их полную аннигиляцию…в восточной Европе как это там ..э… принцип Люцифера…
    3. Казанский (знаете наверно такого) уже поднимал вопрос о варварских королевствах в восточной европы вроде как… наследие Элариха или аларих не помню как его звали, было это давно да и е звали его он помнится сам везде первый приходил…
    4. Где были викинги до 7-го века. Ответ на этот вопрос крайне важен… и увы говорить о их чисто островитянском сидении крайне легкомыслино, религия у них была материковая германская… вроде вещи как я уже подчеркивал через неволинскую традицию врсходят к геральдике и гиометрике…
    5. Как быть с выводами Тура Хаердала который искал корни викингов в Приазовье…
    ну и прокомментируйте записки Снури или Снори…. ну того который о народе Одина писал… А то както однобоко Повести и Нестеру верим, а сомим норманам не….

  4. Это не беседа, Шурик. Это лекция, и она усваивается очень туго.
    1. Готы и викинги суть не народ, а народы. Разные. Котел один, но варили в нем к разным трапезам в разное время.
    2. Государственность готов зарождалась в III — IV вв. и была сметена гуннами. Знаете, что такое гуннское нашествие? Да, допускаю и полную аннигиляцию на Днепре.
    3. Мишу Казанского знаю, тоже мой бывший студент. О варварских кородевствах Восточной Европы он учил и в семинаре Марка Щукина, речь там шла, кроме готов, о других королевствах — герулах, бастарнах, это все та же эпоха. Задолго до варягов.
    4. Где были викинги до 7-го века? Почитайте Лебедева. Там всё это освещено. Конечно, в Скандинавии. Происхождение у них действительно германское, но это восходит к гораздо более раннему времени — к III -II тысячелетиям до н. э. ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМ! Что там восходит к «геральдике и гиометрике» я вообще не понимаю.
    5. Под Туром Хаердалом Вы имеете в виду Тура Хейердала. С ним тоже знаком. Он был с половиной команды «Ра» у меня в экспедиции на Дону, интересовался моими раскопками ямных погребений. Он был чудесным человеком, отважным мореплавателем, но плохим исследователем. Предположения его о корнях викингов в Приазовье — недоказуемая гипотеза, даже не гипотеза и догадка. Ни на чем, кроме мифов не основанная. Мифы норманнов нужно изучать как мифы, а не как летопись. Искать родину викингов в Приазовье — это всё равно, что снаряжать экспедицию на поиски золотого руна в Колхиде.
    Надеюсь, этого достаточно. Прочее Вы прочтете в книгах. Сами! Иначе так и останетесь Шуриком-антинорманистом.
    С лучшими пожеланиями
    Л. Клейн

  5. Шурик, о Хейердале и остальном, о чем тебе уже рассказал Лев Самуилович, подробнее прочти в статье Мельниковой, на которую я дал ссылку. Если ты действительно хочешь получить ответы на свои вопросы, тебе придется поработать самому — а главное — накопить систематические знания, а не их перемешанные обрывки. И упаси тебя бог изучать историю по писаниям антинорманистов. Не обижайся, но та каша из готов и норманнов и славян с «геральдикой и гиометрикой» что у тебя в голове, образуется после чтения таких опусов как «Русколань» Асова и просмотра фильмов подобных фильму Задорнова и других антинорманистских творений, что, кстати,очень показательно. Спасение утопающих, Шурик, дело рук самих утопающих, историю за тебя никто изучать не будет. Лично мне кажется, что ты не безнадежен и ПРИ ЖЕЛАНИИ мог бы изучить реальную историю и заниматься ей. Но это значит снова сесть за парту и потребует ТРУДА и большого.

    1. Эх,Олег!Беда-то не столько в шуриках!
      Пересматривал недавно документальную съемку пресс-конференции группы Сарианиди.Речь шла о бактрийском золоте,о Мариане.Посмотрели журналисты,послушали и через час одна журналистка спрашивает:»Так где это всё было?В Афганистане или в Туркменистане?»Журналистка!Властительница дум!Которая должна,вроде бы,донести смысл открытия и пресс-конференции до читателя.
      Другой журналист в самом конце,когда спрашивают о вещах на которых будут ставить акценты,спрашивает:»Как правильно называется тот фавн?» Он имел в виду фарна,хранителя удачи.

      Что ж можно требовать от Шурика?

      А это Шурику подарок:
      http://via-midgard.info//uploads/posts/2012-12/thumbs/rezenciya-na-film-zadornova-ryurik-poteryannaya.jpg

      1. В порядке лирического отступления от темы обсуждения: с журналистами — проблема. Тут ты прав, Толя. Причем даже когда они пытаются вникнуть в суть происходящего, в связи с тем что у них другие цели и другие приоритеты — а именно — сенсационность и привлечение внимания как можно большего числа читателей — это у них получается весьма своеобразно. О реакции журналиста на события есть хороший роман- техно-триллер моего любимого писателя Майкла Крайтона «Крылья». Когда журналист вроде и не перевирает то, что произошло, а только тенденциозно подбирает материал — потому что сам в нем не разбирается и решает обратиться к «специалисту» — который, как в нашем случае Клесов, — дает весьма своеобразные «объяснения» происходящему. Нельзя ведь сказать что Клесов — не специалист, он просто не специалист в данной области, в области истории. А для журналиста все «специалисты» на одно лицо и в профессиональных тонкостях разбираться у большинства журналистов нет времени. Поэтому такой замечательный сайт как «Троицкий вариант» и делает важное, нужное и полезное дело, предоставляя слово самим ученым.

  6. В утешение добавлю Шурику еще одно замечание о готах, коль скоро он так ими увлечен. Никаких династических связей у готов с Русью не прослеживается и прослеживаться не может. А вот культурная связь — может. В эпоху, о которой речь (позднеримское время) Римская империя была мировым культурным центром. Готы, расположенные впритык на ее границах, были цивилизованнее славян, живших тогда дальше, к северо-западу от готов. В результате целый ряд слов в языке славян (и русском) заимствован от готов. К ним принадлежат: хлеб, виноград, блюдо, царь (цесарь), котел, стекло и даже хоругвь. И другие. И, видимо, не только слова, но и связанные с этими понятиями вещи. Это установленные факты.
    У меня лично есть подозрение, что от готов славяне получили и слова «щит» и «меч». Звуковые совпадения есть, и звуковые переходы выдержаны согласно всем лингвистическим законам. Лет тридцать назад я даже написал большую работу об этом «Щит и меч», но не опубликовал ее до сих пор, потому что остаются некоторые сомнения. Дело в том, что заимствования могли произойти в те же ранние века, что остальных готских слов, но щит с металлическими деталями и меч так и не появились тогда у славян. Меч распространили по славянским землям только норманны с IX века. Это достоверно установлено археологией. У норманнов он тоже был не свой — они закупали мечи у франков. Вскоре у славян появились и свои мастера изготовления мечей (это установил достоверно «норманист» Кирпичников). При такой ситуации неясно, как появилось готское заимствование термина, а сам меч — только через много веков. Вот и воздерживаюсь от опубликования.

  7. ЛСК. А как быть с тем что готам во время переселения народов пришлось пройти сквозь протославянские земли? Да и та культурная связь о которой Вы говорите могла возникнуть лишь в результате политического влияния именно поэтому «сходные слова» прежде всего в сфере инсигний власти и дружинной культуры. Однако в контексте нашей беседы все таки хотелось бы что-бы Вы прокомментировали сообщение о «трех центрах».

    1. Шурик!

      Вот тебе на сон грядущий.
      http://www.youtube.com/watch?v=xwEBSqx__IE

      Одна из самых вдохновенных мелодий во всей мировой музыке. «Страсти по Матфею» Баха.Раскаяние Петра:
      Erbarme dich,
      Mein Gott, um meiner Zähren willen!
      Schaue hier,
      Herz und Auge weint vor dir
      Bitterlich.
      «Смилуйся, Боже, ради моих слез. Видишь, сердце и очи плачут горько пред Тобою.»

      Никто не хотел тебя обижать,в.том числе и я.
      Тебе нужно учиться ,много и настойчиво!Не знаю как ты, а я с удовольствием получил бы ещё парочку высших образований.(Кстати писать «парочку образований» неправильно.)

      И научись уважать людей с которыми ты общаешься.И не оскорблять их необоснованными подозрениями:свечной заводик…,аптеку…,обида на Россию… Это был перебор,Шурик!

  8. Шурик, что значит «прошли сквозь протославянские земли»? Во-первых, мы не знаем точно, где были протославяне в это время, так что не уверены, что готам пришлось пройти сквозь них. Во-вторых, если прошли за пару недель, то, Вы полагаете, оставили ряд заимствований? Или проходили длительным просачиванием? Что-то не знаю таких примеров. «Политическое влияние» это термин отношений между сформировавшимися государствами. А их скорее всего еще не было. На их месте надо предполагать разные отношения властвования и данничества, союзов и стычек, торговли и умыкания жен и т. п.
    О трех центрах Руси я не буду здесь рассуждать. Сообщение обрывочное и неясное. Существует столько гипотез о них (и все разные), что лучше не опираться на эти легенды без увеличения данных. Пока это всё гадания.
    Заимствования скорее всего были сделаны в тот короткий период, когда готы сидели возле границы Римской империи, а славяне за ними, соседя с ними с северо-запада. А вот щит и меч в это время к славянам не попали, пришлось ждать прихода норманнов в IX веке. А термины вроде бы готские. Это пока непонятно.
    Норманны (варяги) принесли не только мечи, купленные у франков (много, с надписями франкских мастеров). Многие из варягов были уже христианами. Об этом сообщает русская летопись. А западные славяне в это время не столько торговали с франками, сколько воевали с ними и христианизации упорно не поддавались. Это совсем не варяги, приходившие на земли восточных славян. Это другие люди, мы их тут не находим. Между ваграми и варягами такое же родство, повторяю в который раз, как между вагранкой и варежкой.
    Ваши антинорманистские лидеры лепят нужные для самолюбия концепции из обрывочных фактиков, имеющих каждый много возможных толкований, и хотят, чтобы остальные ученые поверили. А верят только такие же несведущие, как Вы, Шурик. И то, надеюсь, не надолго.

  9. К сообщениям мусульманских писателей надо походить с большой осторожностью в связи с целым рядом особенностей связанных с этими сообщениями. Первое — то что эти сообщения, Шурик, часто переписывались и попадали к нам через третьи -четвертые руки, далее пропуски гласных букв на письме у арабов очень затрудняют идентификацию географических и этнических наименований и т.д. Нельзя использовать эти сообщения, хотя они бывают и очень интересны, без тщательной работы с источником. Антинорманисты, как раз и страдают тем, что хватают любое сообщение мусульманских авторов, подходящее к их гипотезам, и без должного анализа начинают ссылаться на него как на подтверждение своей гипотезы.

  10. Я, чисто для себя, пытался посмотреть, что сделали для науки те ученые, которых клеймят наши «антинорманисты» — неплохо оценить вклад обоих направлений в науку. Вот что сделали ученые причисляемые к антинорманистами к «норманистам» вся деятельность котрых согласно фильму Задорнова направлена на «предательство», «очернительство» и «подрыв»:

    Байер – введено в научный оборот свидетельство Бертинских анналов по изданию Дюшеня ( Дювернуа Варяги) Имена русских князей и дружинников.Сообщение Константина Багрянородного о наименованиях порогов на Днепре.
    Миллер- исследование русских архивов и сбор огромной коллекции русских архивных документов, использовавшейся дальнейшими исследователями русской истории
    Шлецер – введение в научный оборот сведений русских летописей
    Струбе де Пирмонд — сравнение Русской правды и скандинавского права.
    Куник – использование филологии в приложении к данному вопросу.
    Куник – ввод в научный оборот свидетельства Ал-Бекри
    Куник – ввод в научный оборот свидетельства Иоанна Диакона в Венецианской летописи.
    Куник – обращение внимания ученых на ответное послание папы Николая от 865 г.
    Френ – введение в научный оборот свидетельств арабских писателей, в частности Ахмеда Эль-Катиба о нападении русов на Севилью в 844 г.
    Дорн – разбор свидетельств мусульманских авторов о походах Руси на Каспий.
    Васильевский – указание на советы византийского боярина (Кекавмен), называющего Гаральда, норманна, сыном короля Варангии

    Уверен этот перечень можно дополнить и продолжить. Хотелось бы видеть какие источники ввели в научный оборот наши антинорманисты, каков их непосредственный вклад в историю России — Мекленбургские генеалогии XVII века? Свидетельства Герберштейна, Лейбница, Мармье?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: