О норманнах, славянах и ариях (еще раз о фильме Задорнова и не только)

Лев Клейн
Лев Клейн

Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).

Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, — это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.

Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм — почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.

Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала — что такое «норманизм»? Это — не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».

Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).

А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это — идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.

Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».

Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят — на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни — на Васильевском острове.

Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.

Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.

А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:

«Нигде и никогда я не писал о «славянахариях». Как не писал и о «русахариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснованиечто и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».

А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи — это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.

Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии — это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.

Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.

Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.

1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane

657 комментариев

  1. Alex, ну что Вы, там таких хватает… )))Улыбнулся.. Я немного Выше в своем посте делал анализ основных типов антинорманистов. Это — антинорманист — сетевой тролль. Их суть дела не интересует, их задача вывести вас из себя и вступить в перепалку на уровне «дурак- сам дурак!». Довольно распространенный тип.

  2. Юра!

    Срочно марш в школу!

    Слово пишется «лАрца»! А кто такая «лОрца» я не знаю?!

  3. yura:
    12.03.2013 в 16:11
    Тоже что и ларец, умник.

    Ошибаешься,Юрчик!

    Ларец — это лАрец, а лОрец — неведома зверУшка!Ты ещё скажи ,что бабуин и бедуин это одно и то же!

    И спсибо за комплимент!

  4. Уважаемые Олег и Лев Самуилович, хочу обратить Ваше внимание на то, что в запале беседы с Шуриком Вы «записали» его в антинорманисты. Это несколько опрометчиво. Боюсь, Вы не так поняли то, с чем столкнулись. Со стороны Шурика это не противостояние антинорманизма «норманизму», а противостояния «народного знания» «официальной науке», культивируемое Домонголом.
    Обратите внимание, что и Финно-угр. (из предыдущего обсуждения фильма Задорнова), и Шурик сводили обсуждение к римскому времени и готскому вопросу. Скорее всего, это одно и то же лицо, вращающееся в кругах Домонгола и кладоискательских форумов. Отсюда и «знание» работ М.М. Казанского, «гОвритухина» (И.О. Гавритухин), а также поясных гарнитур, геральдических поясов (насколько я понял, «геральдика и гиометрика» Шурика именно об этом), Цебельды. На Домонголе есть свой специалист по этим вопросам – И.А. Бажан (некогда семинарист «Хронографа» М.Б. Щукина, специализировался по хронологии, черняховской культуре, варварской археологии римского времени), он вроде бы и Цебельдой плотно занимался (в контексте хронологии).
    Лев Самуилович, помните Вашу дискуссию с А.К. Станюковичем на этом сайте? Мне кажется, что Шурик как раз наглядный пример декларируемого «воспитания любителей», и воспитание это ведется в контексте «обиды на науку».

    О некоторых тезисах Шурика:
    1) «Империя Германариха» — небыло никакой «империи», был regnum. Трактовка Arctoi gentes Иордана, как границ (завоеванные народы) «королевства Эрманариха» специалистами отвергается, мнения сходятся лишь в том, что это «путевой итинерарий»: рейд готов Эрманариха по тылам венедов (дабы лишить последних поддержки родственных «лесных» культур), в обход сильной (сплоченной) киевской культуры в контексте борьбы за «меховый путь» (Щукин М.Б.); или путь неких групп от «готской Балтики на Ладогу, далее по Волге к Кавказу и в готский Крым» (на лингв. мат. – В.В. Напольских, на истор.-арх. мат. – И.В. Зиньковская).
    2) Гавритухин выводит славян из Полесья – выводит не Гавритухин И.О. Это, когда-то маргинальная, «теория полесского белого пятна», сформированная Д.А. Мачинским (на ист. мат.) и М.Б. Щукиным (на арх. мат.), исходящае еще из посылок И. Вернера. После 2000-х она получила дополнительное обоснование в арх. мат. – в белорусском Полесье были выделены памятники типа Кутово-Радость-Курадово (В.Г. Белявец, В.С. Вергей). Игорь Олегович оценил приемственность этих памятников с ранней прагой (фаза 0) как специалист по пражской культуре.
    3) Тур Хеердал — Марк Борисович Щукин в свое время намекнул на возможность происхождения легенды об Одине от миграции некой соц. группы сарматов на север. См.: Щукин М.Б. Зубовско-воздвиженская курганная группа, царь Фарзой и Тур Хейердал // Liber Archaeologicae. Сборник статей, посвященных 60-летию Б. А. Раева. – Краснодар; Ростов на Дону, 2006. — 173—181.
    4) Аланы это племенной союз а не племя – есть перспективная гипотеза (не могу навскидку назвать автора) о том, что ранние аланы это не этнос а социальная группа (катафракариев?). Еще где-то читал, что антропологически аланы и остальные сарматы стоят «на разных полюсах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: