О норманнах, славянах и ариях (еще раз о фильме Задорнова и не только)

Лев Клейн
Лев Клейн

Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).

Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, — это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.

Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм — почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.

Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала — что такое «норманизм»? Это — не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».

Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).

А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это — идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.

Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».

Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят — на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни — на Васильевском острове.

Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.

Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.

А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:

«Нигде и никогда я не писал о «славянахариях». Как не писал и о «русахариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснованиечто и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».

А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи — это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.

Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии — это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.

Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.

Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.

1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane

657 комментариев

  1. Алексей Горбунов:
    28.03.2013 в 19:14
    «Популярность ваших книг (и черновиков!) говорит о многом.»

    Алексей!

    Я думаю,что Лев Самуилович не вполне представляет свою популярность.Ему ведь не приходится покупать свои книги,не приходится их искать или скачивать.

    Любой продавец старается внушить поставщику,что именно его (поставщика) товар не очень хорошо продаётся и ,что он,продавец,делает поставщику (в данном случае автору) преогромнейшее одолжение продавая его товар (издавая его книги).Тем более,что только издатель(продавец) знает РЕАЛЬНОЕ состояние спроса на книжном рынке.Поэтому он может ,как говорится,втюхивать автору любую «информацию» о спросе на ЕГО,автора,книги.
    Конечно Лев Самуилович может догадываться об уровне своей популярности.Но догадываться и знать не совсем одно и то же!

  2. А. Горбунову

    О Рорике Фрисландском есть вот здесь:
    А.Л.Никитин
    «ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ
    Мифологемы и факты»
    Очень интересно и убедительно, там же и обширная библиография по этому вопросу.
    http://library.narod.ru/saga/osnova000.htm

  3. Алексей Горбунов:
    28.03.2013 в 19:14
    «Я лишь хотел сказать, что лучше публиковать размышления (оговорив сомнения), чем не публиковать вовсе. »

    Из книги Л.С.Клейна «Время кентавров»:
    «Эту книгу я задумал давно, несколько десятилетий назад, и название запланировал тогда же. Носился с этими планами, делился ими с коллегами и студентами. Один бывший студент-археолог даже скопировал название и быстренько опубликовал (1994) статью «Эра кентавра»…»

  4. Как можно было потерять Щит и Меч… Ужас. Изучение воинских культур Восточной Европы первого тыс. н.э. это ключ к пониманию истоков нашего государства…
    Срочно звоним Задорному пусть пишет фельетон о рассеянности наших ученных.

  5. Финно-угру.
    «Как можно было потерять Щит и Меч?!» Ну, Вы уж простите старика, дело не в рассеянности. Черновик статьи где-то лежит, но я не могу его найти. Как видите, помню, что он есть. Дело в тесноте. Живу я в маленькой однокомнатной квартирке, битком набитой книгами и рукописями. Только собственных изданных работ у меня под 600, книг более трех с половиной десятков, а много рукописей, еще не изданных, и число их всё время пополняется. Со мной трое членов моей семьи, у двоих свои рукописи (у внука пока нет). Они всё время перекладываются, потому что приоритеты меняются. Я за эту рукопись не брался лет сорок. Представьте свое собственное произведение сорокалетней давности и поищите, где оно у Вас лежит. А потом сетуйте на мою рассеянность.

  6. Николаю Шубенкову:

    Кстати, а Вы в курсе что Никитин изменил свой взгляд на Рюрика как на историческую фигуру? Сначала он не признавал его реальной исторической фигурой, но с появлением «славяно- балтийской » гипотезы Рюрик понадобился ему в качестве Рарога с о-ва Руян и Никитин воскресил его. Я уже писал здесь об этом раньше, но повторю ссылки.
    В 1991 года он историчности Рюрика не признавал (Никитин А.Л. Первый Рюрик миф или реальность. Наука и религия , №4, 1991). А в 2001 он ее признал и объявил ранее не признанного Рюрика — славянином с Балтики (Никитин А. Л. Основания русской истории. Мифологемы и факты. АГРАФ,М.,2001).
    Аналогичную историю с А.Г.Кузьминым отмечает Кобрин: это так характерно для антинорманистов:

    «Отношение к факту только как к подпорке для концепции, на мой взгляд, одна из бед нашей науки. Такой подход открывает путь к манипулированию фактами. Вот один достаточно характерный пример. А. Г. Кузьмин в течение долгого времени отстаивал и развивал точку зрения тех ученых, которые полагают, что рассказ о призвании на княжение в Новгород Рюрика и других варяжских князей, сохранившийся в «Повести временных лет», — позднейшая легенда, не имеющая никакого отношения к исторической действительности. Однако в науке накопился материал, заставляющий предполагать, что в варяжской легенде есть, по крайней мере, некоторое рациональное зерно. Вместе с тем А. Г. Кузьмин со временем отказался от взгляда на летописных варягов как на норманнов, скандинавов и присоединился к давно высказывавшейся, но не получившей признания в науке точке зрения о том, что варягами на Руси называли выходцев из славянского Поморья на территории нынешней Германии. Тем самым призвание варягов стало означать приход на Русь не иноземцев-норманнов, а единоплеменников-славян. И А. Г. Кузьмин тут же соглашается принять варяжскую легенду и пишет, что его прежний «подход логичен, если исходить из представления о «варягах» как скандинавах. Пересмотр этого положения существенно меняет оценку всего предания».
    А. Г. Кузьмин лишь с наивной откровенностью выразил то убеждение, которое существует у части историков: достоверность фактов, сообщаемых источниками, зависит от того, какую концепцию принимает исследователь. Концепция оказывается важнее фактов. Тем самым утрачивается критерий истинности концепции, а любая фальсификация, любая подгонка фактов под априорные общие суждения становится простым и легким делом».

    В.Б.Кобрин «Кому ты опасен, историк?»

  7. Лев Самуилович уж простите мне мою выходку. Просто сколько всего было потерянно, и не опубликовано. А не опубликованная работа, работа незаконченная.
    Я полагаю что «готский» ровно как и германский вопрос очень важен для формирования не только Русов, но и славян. Поскольку формировались они по сути в их среде и под их непосредственном влиянии. И дело здесь не только в зарубинецкой культуре… во многом германского происхождения. А прежде всего в пресловутом готском государстве, и его наследии после гунского нашествия.

  8. «Олег:
    31.03.2013 в 17:58
    Николаю Шубенкову:
    Кстати, а Вы в курсе что Никитин изменил свой взгляд на Рюрика как на историческую фигуру? Сначала он не признавал его реальной исторической фигурой, но с появлением «славяно- балтийской » гипотезы Рюрик понадобился ему в качестве Рарога с о-ва Руян и Никитин воскресил его. Я уже писал здесь об этом раньше, но повторю ссылки.
    В 1991 года он историчности Рюрика не признавал (Никитин А.Л. Первый Рюрик миф или реальность. Наука и религия , №4, 1991). А в 2001 он ее признал и объявил ранее не признанного Рюрика — славянином с Балтики (Никитин А. Л. Основания русской истории. Мифологемы и факты. АГРАФ,М.,2001).»

    Олег, извините — но Вы невнимательны. Или давно читали эту книгу Никитина. Я ведь именно на нее и дал ссылку. Там, в главе «Рорик — Рерик — Рюрик» он как раз показывает, что наш летописный Рюрик — скорее всего лишь фантом Рорика Фрисландского, перенесенный на новгородскую почву. А вот Рорик Фрисландский, реальная историческая фигура — возможно по материнской линии был ободритом, только к нашей истории это не имеет отношения.

  9. О завоеваниях этого Рерика не так уж и мало известно, в том числе и славянских земель, и вероятного основания Новгорода. Но немаловажно что в 873 году Рерик приносит вассальную клятву Людвигу Немецкому, что вновь возвращает нас к германскому вопросу…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: