Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).
Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, — это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.
Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм — почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.
Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала — что такое «норманизм»? Это — не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».
Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).
А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это — идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.
Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».
Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят — на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни — на Васильевском острове.
Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.
Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.
А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:
«Нигде и никогда я не писал о «славянах—ариях». Как не писал и о «русах—ариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснование – что и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».
А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи — это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.
Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии — это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.
Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.
Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.
1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane
А как может нормальный человек понять такое: «Белоснежные руки поднимались к небесам из пламени, сопровождаясь жалкими криками, от которых подвиглась бы самая сырая земля. Но… жестокие казаки, поднимая копьями младенцев их, кидали к ним же в пламя».
А такое:» Великая война была у Вифлянтех с кролем шведским за Жикгимонта Третего. Того ж року запорозкие козаки у Швецыи были, да ничого не помогли, толко великую шкоду господарю вчинили, бо место славное, место богатое Витебск звоевали, мещан побили, панны поплюгавили, скарбы побрали, многое множество людей порубали, незличоные скарбы побрали.»
А такое:»Были у Швеции козаки запорозкие люду четыри тысечи, над ним был гетманом Самуель Кошка. Там же того Самуила убито, а поховано у Киеве. Нижли там у Швеции козаки запорозкие ничого доброго не вчинили ани гетманови и пану королю жадного ратунку не дали, толко з Швеции утекли, а тут на Руси Полоцку великую шкоду чинили, а место славное и великое Витебск звоевали, злата, сребра множество побрали, мещан учтивых порубали, и так шкоду СОДОМИЮ чинили горше злых неприятелей албо злых татар.»(Выделено мной.)
Ты бы вместо задорновских сказочек первоисточники попробовал читать!
Шедевр Финноугра:
«И все таки ЛСК хотелось бы подвести итог:…»
Рассмотрим по пунктам.
1. «Вам неприятна основополагающая вера нашей страны». — У страны нет основополагающей веры. По Конституции нет ни главной веры, ни одной избранной идеологии. Число родителей, выбирающих светское рассмотрение религий намного превышает число выбравших для своих детей уроки православия.
2. «При первой возможности Вы покинули её чтобы работать заграницей». — Всё как раз наоборот. При первой возможности я возвращался домой, чтобы работать здесь.
3. «Вам милее чтобы Ваши работы выходили на иностранном-английском языке». — Всякий ученый, уверенный в своих выводах, стремится опубликовать свои выводы на английском, поскольку сейчас это международный язык науки, как прежде была латынь. Меня переводят также на немецкий, французский, испанский, польский, словенский, украинский и другие. Но основные мои труды выходили и выходят на русском.
4. «Вы не чувствуете ответственности за то что происходит в нашей современной научной среде, и готовы стибаться над этом». — «Стибаться» я ни над чем не готов, а стебаться могу над тем, что этого заслуживает — от украденных диссертаций «патриотов»-депутатов до Вашей малограмотности.
5. «Вы пологою, не испытываете патриотических чувств к стране, где Ваш народ сначала притесняли, потом отняли свечной заводик, потом Вас посадили в тюрьму, да и сейчас не ценят». — «Пологоть» Вы можете всё, что Вам угодно. Сколько бы меня ни притесняли, а профессор и доктор — я, а не Вы. О свечном заводике мечтал поп, конкурировавший с Остапом Бендером. Дед мой попом не был. Он сначала был рабочим, а к концу царской России имел не свечной заводик, а металлургический завод. После революции он подарил его новому государству и был назначен первым директором. В тюрьме я в советское время действительно был, но, как видите, меня ценят — иначе бы не дали после этого звание профессора и не издавали мои труды ежегодно.
«Вот именно в таком контексте, Ваш протест против патриотического фильма Задорнова понятен». — Ни черта Вам не понятно. Фильм Задорнова лживый и льстивый, замаскированный под патриотизм. И ничего с этим не поделать.
Финно-угру и Трям-тряму:
Хочу заметить,что непотребства эти (см.сюда:Анатолий:26.04.2013 в 20:01)творили ПРАВОСЛАВНЫЕ!
Это и есть благотворное влияние православия на души людские???
К сожалению, мой ответ ФУ тоже застрял на проверке. Ну, подождем.
Олег Клейну я уже сказал все что хотел. Но надо наверно и Вам сказать поскольку какое то время мы вместе общались… Вы несчастный обманутый человек, непатриотическая история и привела к разгулу чернокапателей. Вы им дали знания о прошлом, методику и тд, а ваши друзья с запада дали им технические средства, но некто не объяснил, что уничтожать историю своего народа непатриотично и преступно. Поймите в данном обсуждении затрагивается как раз принцип должна ли история быть патриотичной или нет. Ровно как наука и ученные вообще.
Непатриотичная наука ненужна государству, на неё никто
не обращает внимания. Она не влияет на развитие общества. Единственное что она может это ставить палки в колеса… но…
Олег:
26.04.2013 в 19:42
Время ложно-патриотической «борьбы с космополитизмом» когда из немца Лейбница делали славянина Лубенца
Я собираю советские справочники издания ДО 1956 года.Презанимательное чтиво,могу Вам сказать!
«Краткий философский словарь» 1954 г.»Общий кризис капитализма»:»В результате высоких темпов развития промышленности в странах демократического лагеря эти страны скоро НЕ будут нуждатьсяв завозе товаров из капиталистических стран,но сами почувствуют необходимость отпускать на сторону избыточные товары своего производства.»
А попробуйте с трёх раз угадать кто открыл теорию относительности (согласно этого же словаря).Не угадаете!Думаете Эйнштейн (он же Однокамушкин)?Как бы не так!»Теория относительности ВОЗНИКЛА в конце XIX — начале XX в.в.»
«В буржуазной литературе теория относительности представлена в фальсифицированном,искажённом виде.»
Бедный-бедный патриотичный финно-угр!Сколько разочарований ждёт тебя в жизни.Но ты сам виноват.Нужно думать,финно-угр!Учиться и много-много думать!А не клевать развесистую клюкву господ задорновых-фоменко и прочих маломощных жуликов.
Про Лубенца, Толя, я тоже не с потолка взял…Учебник математики, изданный в 1948 г.
«Теорема Лубенца»! Сейчас уже и не верится что такое могло иметь место! Смешно но если почитать творения наших антинорманистов, особенно на их истерически-сатирическом сайте http://history.rarogfilm.ru/news, то это сочный язык сталинского времени там воспроизведен в полном объеме типа «недобитые фашисты», «прислужники западных хозяев», «кибернетика — продажная девка империализма» и пр. и пр.
Он конечно несколько видоизменился применительно к теме: «среди жертв «шлёцеровски-байеровского гипноза» встречаются не только «простофили-доверители» вкупе с «наивными девственниками», но также агрессивные «незнайки» от истории, и конечно, искушённые, матёрые «history-каталы». Ну просто прелесть что такое, прелесть что за язык! И эти люди претендуют на то чтобы быть учеными и историками.
Больше всего поражает, как крупный ученый Клесов может путаться в таких элементарных логических построениях! Неужели сложно осознать, что языковое, антропологическое, генетическое, культурное развития не равны друг другу. Сам феномен просто. Это болезнь, авантюризм, мошенничество, издержки узкого (но глубокого) естественнонаучного образования или слишком хорошо усвоенных в детстве рыбаковских школьных учебников?