Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.
Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).
18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.
А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».
Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.
Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.
«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,
Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).
Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.
Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.
Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.
Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.
Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.
Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.
«Мимо проходил:
11.03.2013 в 0:50
Тупик полный. Метод убеждения не срабатывает, это я еще в середине дня понял. Вывод первый: с поисковым сообществом можно говорить только с позиций силы. Вывод второй: силы такой у археологов в настоящий момент нет. Ситуация ведет к тому, что участятся случаи обыкновенных мордобойных конфликтов «вольных поисковиков» и археологов. Да это уже и сейчас не редкость, практически все археологи уже хоть раз в жизни сталкивались с агрессивными черными»
начнем с конца, уверен что с агрессивными вы сталкивались на курганах.я не верю что простой поисковик кидался на археолога с лопатой на перевес, а исходя из вывода первого о позиции силы у меня к вам вопрос: при встрече в поле человека с мд вы будете делать предупредительный в воздух или сразу на поражение стрелять будете??????????
Вообще все это обсуждение напоминает бурление неприятно пахнущих масс. Как профессиональный археолог я полностью согласен со всем что написал Л.С. Клейн. Непонятно другое. Почему профессиональные ученые должны доказывать то что,что противозаконные действия это плохо? Почему бы в таком случае не разрешить убивать людей, тем у кого такое хобби? Наверно не надо объяснять и доказывать никому, что это не хорошо. А чем убийство отличается от разграбления археологического памятника? Любые его раскопки подразумевают его разрушение (убийство!). И чем выше уровень исследователя, тем больше информации удается сохранить. К сожалению (для сохранения наследия), в последние годы уровень современных металлодетекторов вырос на столько, что после черных грабителей информации практически не остается. Уже практически не осталось не разграбленных средневековых могильников (Например в Пермском крае). Еще десяток лет и охранять нам будет нечего. Профессиональные археологи не обязаны доказывать очевидное, тем более прописанное в Российском законодательстве (что им в данный момент приходиться делать), они должны заниматься наукой. А не воевать с бурлением. Тяжело победить в таком споре против профессиональных бурлителей тех самых масс.
Такие вопросы должны решать специалисты и ученые а не мародеры и спекулянты.
Старый Док:
Если вас кусают крокодил, собака, мышь и муравей вы кем в первую очередь займетесь?
Видимо занялись в первую очередь муравьём.Потому что его легче смахнуть.Крокодила страшно собака слишком громкая мышь шустрая..А муравей выглядит безобидно его легко раздавить и потом кричать о победе над всеобщим злом..
Господа вы только забыли про муравейник.Ему может не понравится смотреть как давят его собрата.
Вот уже и первый донос…
«Открытое письмо
Генеральному прокурору РФ
Юрию Яковлевичу Чайка
От Граждан Российской федерации»
До чего приятно иметь дело с нашими людьми. Они обвиняют своих оппонентов во всех смертных грехах, а потом первые бегут в прокуратуру доносить. И вы хотите сказать что все это ради возможности дышать свежим воздухом бродя по лесам и полям с МД и не извлекая никакой материальной выгоды?
Ну если раньше я готов был поверит хоть части той лапши, что мне тут на уши вешали про идеалистов-копателей, честных,не трогающих археологические артефакты и только собирающих » жалкие николаевские копейки», то теперь я точно знаю чем Вы занимаетесь и что Вам нужно. Finita.
Видно выгодное это дело и дивиденды немалые приносит!
прохожий написал: 11.03.2013 в 0:46
Правдоруб:
«Кстати, господа металлоискатели, вы упорно не хотите ответить на вопрос, где ваши хвалены «два миллиона любителей»? В этом обсуждении можно насчитать от силы человек 30″
А о чем с Вами можно разговаривать? Сидим ,читаем и диву даемся на сколько низко может упасть человек (
Этот разговор ни к чему не приведет , кто «гавкал», так и будет «гавкать», а настоящие ученые работать и творить !
В любом случае история , это наше богатство — не Ваше …, а НАШЕ — общее .
——————
Общенародное археологическое НАСЛЕДИЕ не может и не должно быть чьим-то БОГАТСТВОМ.
Про «гавкать» и пр. — не надо лишний раз доказывать неумение алчущих «богатств» за счет разграбления общенародного достояния «любителей» соблюдать элементарные нормы человеческого общения
P.S. А ответа на вопрос ГДЕ ДВА МИЛЛИОНА МЕТАЛЛОПОИСКОВИКОВ, «любители археологии» себе в карман так и не дали. Оно и понятно — сказать-то нечего: цифра липовая и завышена раз в 100
• Сергей Кулиничев:
11.03.2013 в 9:28
==============================================================
В соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Пленума ВС N 11 к порочащим отнесены сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства.(- заниматься незаконными раскопками)
==============================================================
…. удаления из всех документов МГД заведомо ложных сведений порочащих миллионы граждан РФ являющихся владельцами Металлоискателей.
=============================================
«Пришлите пять мотоциклетов с пулеметами. Это поэт Бездомный из сумасшедшего дома»(с)
Вот это мания величия. Миллионы граждан РФ пребывают в спокойствии, а вот МД-поисковики в количестве 10000-12000 тысяч на все население страны окончательно утратили чувство реальности, и поняли, что олицетворяют весь народ и общество. Взрослые люди, циничные и лукавые. Какое уж тут «просвещение»…
я могу ответить они в отличие от вас правдоруб делом занимаются,работают,а не от бещисзодности перед компом сидят.
Встркчный вопрос где в этой теме 600археологов?которые вас поддерживают?А то мне кажется эта цифра раз в 100 завышена
«Прямо скажем, ущерб памятникам археологии от нашей деятельности имеет место быть.
Но это не следствие какой-то «чернушной злонамеренности» нашего брата металлодетекториста а объективный закон мироздания»
Ну спасибо. Добился хоть от нескольких порядочных людей, не врущих самим себе, честного ответа. Приносит вред.
И тут же приравнивание ямок копателей к законам мироздания, типа «а я тут ни при чем, совсем тут ни при чем!»
Археологам предлагается выйти в поля во главе «копателей», не владеющих техникой научной археологической работы и «спасать то что еще можно» спасти, переводя на русский доугробить то, что еще не угроблено.
Для того чтобы во главе них выйти, нужно их на два года за парту посадить, на кафедре археологии поучиться.. да и то не факт что они потянут это дело, но по крайней мере проникнутся интересом к истории и забросят свое черное ремесло.
«Олег:
11.03.2013 в 10:44
Вот уже и первый донос…
«Открытое письмо
Генеральному прокурору РФ
Юрию Яковлевичу Чайка
От Граждан Российской федерации»
До чего приятно иметь дело с нашими людьми. Они обвиняют своих оппонентов во всех смертных грехах, а потом первые бегут в прокуратуру доносить. И вы хотите сказать что все это ради возможности дышать свежим воздухом бродя по лесам и полям с МД и не извлекая никакой материальной выгоды?
Ну если раньше я готов был поверит хоть части той лапши, что мне тут на уши вешали про идеалистов-копателей, честных,не трогающих археологические артефакты и только собирающих » жалкие николаевские копейки», то теперь я точно знаю чем Вы занимаетесь и что Вам нужно. Finita.
Видно выгодное это дело и дивиденды немалые приносит!»
это не донос, доносы начнутся после того как благодаря археологам в которых вы так беззаветно верите сделают всю территорию страны культурным слоем. вот вам ситуевина для примера: сосед зажал 100 грамм похмелиться, настрочил на него анонимку что тот монетки на огороде выкопал и продал барыге заезжему, и вот уже сосед отправился тайгу лобзиком пилить.
а теперь представьте себе такую картину маслом. вам надоело корабли строить или чем вы сейчас занимаетесь, и решили податься в фермеры. прикупили 40 гектар пахотных земель за не малые деньги, да только прежде чем что то сделать на этой земле вам в связи с законом который всеми силами желают видеть археологи надо от этих самых археологов заключение что эта земля не памятник. на ваш запрос они говорят это стоит 100 тысяч (сумма для примера просьба не придираться)и ждите пол года, свободных археологов нету. правда есть вариант, в соседней области есть парочка свободных но придется сверху 50 тысяч накинуть. да, и работа займет 3-4 месяца. не знаю как вы себя повели бы в такой ситуации, а я бы не только в генпрокуратуру обратился, я бы во все мировые инстанции письма накатал.
и исключать такого расклада нельзя ни в коем случае…