Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

1 950 комментариев

  1. да, Олег, забыл написать. когда вашу бабушку (не дай бог) примут господа полицейские при копании картошки на огороде и пропишут пол ляма штрафа или срок повесят, вы ей объясните что это ради спасения культурного наследия сделано…

  2. прохожий: 11.03.2013 в 0:46

    Правдоруб:
    «Кстати, господа металлоискатели, вы упорно не хотите ответить на вопрос, где ваши хвалены «два миллиона любителей»? В этом обсуждении можно насчитать от силы человек 30″

    А о чем с Вами можно разговаривать? Сидим ,читаем и диву даемся на сколько низко может упасть человек (
    ———-

    Опять ложь. «Археологи против черных (24729 views)» http://trv-science.ru/category/column/ Допустим, половина — МД-исты. Получается 10 тыс., но никак не 2 млн. Примерно столько же (12 тыс.) вместе с членами семей проголосовало за письмо Скрипки на Демократоре.

    ГДЕ ОСТАЛЬНЫЕ 1.988.000 МИТАЛЛОДЕТКТОРИСТОВ? Да нет их в природе, выдуманная цифра. В этом обсуждении вообще участвует человек 30 из их «соопчиства»

    Натужные попытки представить себя «народом» этой кучки «упертых» МД-истов надо в корне пресекать, везде и всюду указывая на то, что цифры, которыми они оперируют — ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ

  3. Константин: 01.03.2013 в 17:12

    Большая часть арх ценностей на рынке представлена из раскопок как раз
    —————

    Бездоказательное утверждение = клевета. Прошу модератора удалить этот пост

  4. Для Мимо проходил:
    Я оценил Ваше выступление «+» не за то, что Вы за или против.Вы поднялись взлядом выше «бардака.

    ======Тупик полный. Метод убеждения не срабатывает, это я еще в середине дня понял. Вывод первый: с поисковым сообществом можно говорить только с позиций силы. Вывод второй: силы такой у археологов в настоящий момент нет.=========

    Вы правы.Как и всё наше государство, Археология представлена феодально-клановой структурой.Отбор в Ваш клан-сообщество проходят не все, отсюда и зазнайство и ощущение превосходства.Вот Андрей Станюкович не вписался.И Ваш клан официально его пинает, в тихую дружит.Лев Самуилович прав.Металлоискатель в руках дикаря это зло и оно не идёт на пользу науке.Но где кто нибудь видеал ИДЕАЛЬНОЕ общество.Вон Яков Гершкович хочет у «маскалей» поучиться опыту войны с родными ему хлопцами.
    Вы правы.Вам противостоит масса граждан с металлодетекторами, которая их имеет ,и пользует как сообразит.Вот на кой Вы им нужны- профессионалы.И я практически в областной печати не видел ни одного вразумительного выступления Вашего брата-клановика .Только одни коментарии журналистов с радостными кладоискателями.Это явно не барское дело- общаться с «ворами».Поэтому не удивляюсь, что история с Самарской лукой вышла археологическому сообществу боком.Пензенская прокуратура по осени организовала проверку деятельности областных организаций по выполнению закона №73 РФ ФЗ и нашла состояние — безобразным.Ну зазнались Ваши «утёртые эксперты», посчитали себя дюже умными и сели в лужу. А потом эта Ваша демагогия:
    ============ Дискуссия показала: археологи и поисковики находятся в состоянии войны. Закончиться эта война может только уничтожением одной из воюющих сторон, это неизбежно. Дискуссия сыграла свою роль: мы поняли, что у нас есть непримиримый враг, мы узнали сильные и слабые стороны своего врага. А теперь дело за малым: нужно этого врага уничтожить. Я даже не сомневаюсь, что мы, археологи, проделаем эту болезненную, но бескровную операцию с присущим нам остроумием, блеском и с минимумом усилий. До встречи на передовой, мафиози из сетевого маркетинга. А где эта передовая будет — не скажу.
    ============= А я скажу.Опыт мента и депутата (1990-1993 г.г.) подсказывает одно.Либо Ваше клановое сообщество примет руку дружбы у «атаманов» типа Андрея Станюковича, либо первыми почувствуете на себе все прелести вводимых поправок.Вы же их прочитали и не поняли их суть.(Их Минкультуры делала для контроля над комерческими археологами.Против Вас.)За исключением дурацкой фразы про металлодетекторы, всё осттальное против Вашего кланового зазнайства,сознания исключительности, круговой поруки и сами знаете чего»…
    С.Е.Г.

  5. Аноним:
    01.03.2013 в 18:30

    История напоминает сказку и сам не Ам! и другим не Дам.Умиляет усердие, с которым они пытаються нас лишить хобби и на этом нажиться !!!
    ———————-

    Бездоказательное утверждение = клевета. Прошу модератора удалить этот пост

  6. Аноним:
    01.03.2013 в 18:31

    Ещё один защитник карманов археологов! Хватит с вас уже украденного и проданного. Черный рынок артефактов по большей части вы, «честные» археологи, и пополняете!
    ———————-

    Бездоказательное утверждение = клевета. Прошу модератора удалить этот пост

  7. Аноним:
    01.03.2013 в 18:42

    да им не надо все выкопать!у архов цель выкопать столько сколько на жизнь нужно,чтобы жить хорошо и не тужить.они и добиваются запрета чтобы цены выросли в разы,т.к.им трудиться не надо будет больше чем раньше,а прибыль увеличится в разы.
    ———————-

    Бездоказательное утверждение = клевета. Прошу модератора удалить этот пост

  8. Полностью согласен со Львом Самуиловичем! Деятельность «любителей» сродни выковыриванию изюма из булочки — и изюмом не наешься, и булочку испоганишь до неузнаваемости.
    Что касается огородов, то копайте себе на здоровье! Но только картошку, а не склепы.

  9. Лось:
    01.03.2013 в 18:45

    Археологи лишь пытаются убрать конкурентов по продаже монеток…
    ———————-

    Бездоказательное утверждение = клевета. Прошу модератора удалить этот пост

  10. Dj Yohanson:
    01.03.2013 в 18:51

    Конкурентов устраняете, или вас Аматор одурачил?
    ———————-

    Бездоказательное утверждение = клевета. Прошу модератора удалить этот пост

Comments are closed.

Оценить: