Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

1 950 комментариев

  1. Ответа на вопрос ГДЕ ДВА МИЛЛИОНА МЕТАЛЛОПОИСКОВИКОВ, «любители археологии» себе в карман так и не дали. Оно и понятно — сказать-то нечего: цифра липовая и завышена раз в 100

    «Археологи против черных (24729 views)» http://trv-science.ru/category/column/ Допустим, половина — МД-исты. Получается 10 тыс., но никак не 2 млн. Примерно столько же (12 тыс.) вместе с членами семей проголосовало за письмо Скрипки на Демократоре.

    ГДЕ ОСТАЛЬНЫЕ 1.988.000 МИТАЛЛОДЕТКТОРИСТОВ? Да нет их в природе, выдуманная цифра. В этом обсуждении вообще участвует человек 30 из их «соопчиства»
    Натужные попытки представить себя «народом» этой кучки «упертых» МД-истов надо в корне пресекать, везде и всюду указывая на то, что цифры, которыми они оперируют — ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ

  2. борода: 11.03.2013 в 12:52

    прошу удалить этот пост и все остальные посты правдоруба как выдергивания из контекста поста с использования в своих корыстных целях
    —————-

    Опять ложь, тем более про «корысть»

  3. TERECH:
    02.03.2013 в 12:09

    Кучка негодяев-лентяев от науки с пеной у рта якобы борются за благое дело. Мы то знаем кто вы на самом деле ) Амоторасты — шайка гробокопателей пытающихся неуклюже запустить лапу ещё и бюджетные деньги, вся ваша тусовка обломается и будете дальше сидеть в пивнушке и чпокать по клаве в сети ) Ничего вы не добьётесь! А ваши гнусные посты вам же боком и выйдут. Швондеры АрхиОлухи.

    Оскорбления. Автор сильно старался — такой «шедевр» наваял

  4. НЕТ черным копателям-искателям!
    1. Этот вопиющий вой расхитителей с металлоискателями напоминает пословицу: «На ВОРЕ и шапка горит». Естественно, так возмущаются только из-за того, что лишают черных наживы и незаконного обогащения.
    2. Насчет коллекций, которые сдают археологи в музеи. Они сдают весь материал, в том числе, который стоит на черном рынке 00 копеек. И таких находок 99,99 % на любом из памятников. Его нужно обработать и проанализировать, он интересен с точки зрения информации, а не сточки зрения сколько стоит. А любители старины с металлоискателем , 0,01% находок интересен, только потому, что он стоит и его можно продать. Научная информация им до лампочки. Что-то я нигде не слышал о тотальных сборах фрагментов керамики на распахиваемом поле, которые были собраны и принесены в музей, ради научного познания. Хотя тотальное прощупывание полей (рядами, как комбайны в уборку) происходит сплошь и рядом. Что ж вы господа черные так выборочно относитесь к историческому знанию? Хочется приобщится к тому что стоит подороже?
    3. И уж если, жажда познания, так велика, то пойдите отучитесь, пройдите подготовку, и изучайте по правилам. Но это кропотливая работа, контроль за ней – к этому вы не готовы. Так как придется обрабатывать львиную долю находок не имеющую цену в деньгах за исключением информации о прошлом.
    И последнее, плохое состояние памятников в нашей стране, это не вина профессиональных археологов, а беда. Все это происходит из-за слабого контроля государства. Так вы почувствовав слабый контроль, ринулись рвать куски по вкуснее и по прибыльнее. И если происходит усиление контроля за национальным достоянием – так это же хорошо.
    Ваш ор, вой, и истерия связаны только с личной наживой, и обогащением. А историей и прошлым вы прикрываетесь.
    Жаль что, поправки внесенные на рассмотрение – в административке и в уголовке слабоваты – можно было и по суровее.

  5. Николай:
    02.03.2013 в 12:15

    Пока нет отчёта — считаю вас врунами, ворами и пустозвонами.
    ————

    Оскорбления. Блекловато как-то по сравнению с предыдущим «оратором»

  6. Юрич:
    02.03.2013 в 12:19

    неуважаемые археОЛУХИ и им сочувствующие
    ———————

    Оскорбительное обращение

    Кстати, уничижительно называть археологов «архами» — тоже оскорбление. Прошу модератора внести это слово в программу, ставящую посты на премодерацию

  7. Копарь:
    02.03.2013 в 12:25

    Полностью поддерживаю поисковиков любителей,и высказывания Юрича!Скоро открытие сезона,как копали так и будем копать.
    ———

    А вот это — ПРАВДА. Редкий случай. Не удаляйте, пожалуйста

  8. Правдоруб:
    11.03.2013 в 12:55

    борода: 11.03.2013 в 12:52

    прошу удалить этот пост и все остальные посты правдоруба как выдергивания из контекста поста с использования в своих корыстных целях
    —————-

    Опять ложь, тем более про «корысть»
    ———————————————

    корысть ваша чтоб удалили неугодные вам посты, а если не прокатит с удалением то засрать перепостингом обсуждение так, чтоб всяк сюда зашедший не знающий проблемы, мозг себе взорвал и ушел сказав: да ну их всех нафиг… докажите что это не ложь. ваше слово против моего.

  9. В.Е. Еременко, вижу ,занялся полезным делом. Каким теперь борцом за вежливость и корректность стал!. Забыл , наверно, как нынче ночью глумился, коверкая фамилию уважаемого человека. Как там вы его называли ? Иудою? Забыл ведь, как даже его адепты его не узнали в Правдолюбе и решили , что это какой то провокатор обьявился из числа металлодетектористов и потребовали у модератора удалить его посты, как порочащие археологов. Забыл Владимир Евгеньевич, что даже самКлейн написал о нем: хамоват, грубоват, раздражителен….?

  10. Первая неделя дискуссии по моей статье подходит к концу. По моему впечатлению, основные точки зрения высказаны, так что основное содержание выявлено за эту неделю. Думаю, со следующего номера ТрВ главные споры пойдут уже не по моей статье.

    Можно подводить некоторые итоги. Полагаю, что многие авторы, с обеих сторон, изложили ряд аргументов и предложений, которые представляют обе позиции с максимальной полнотой. Есть просто шедевры изложения в кратком виде определенного аспекта проблемы. Мне, например, очень понравился блестящий анализ проблемы, сделанный человеком под ником «Мимо проходил» 11 марта в 0.50 (стр. 26). Много справедливого нахожу в выступлениях «Олега», «Ильи», «Леонида», «Влади» и других. Репрезентативными мне кажутся и выступления А.К. Станюковича, «Кота», «Старого Дока» и др. Я бы не исключал и гомофобные или антисемитские выпады «Дениса» и ему подобных. Это же характеристика среды и силы аргументации (но сомневаюсь, что редакция пропустит). Мне понятны размышления и колебания С.Е.Г.

    Я думаю, что эта дискуссия заслуживает описания в научной печати в достаточно представительном виде и вдумчивого анализа.
    При подготовке к печати (если таковая выгорит) лучше было бы раскрыть ники, но это не обязательно. Для полной публикации, вероятно, потребуется согласие авторов, для частичного цитирования этого не требуется. Постараюсь реализовать сей проект. Анализ проблемы публикации случайных находок (синдром Мелларта) — отдельная проблема, заслуживающая отдельного разбора и, вероятно, отдельной публикации.
    Коллегу под ником «Мимо проходил» прошу через редакцию узнать мой имейл и написать мне.

Comments are closed.

Оценить: