Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.
Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).
18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.
А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».
Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.
Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.
«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,
Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).
Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.
Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.
Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.
Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.
Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.
Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.
Раз археологи стесняются ответить на мой вопрос, попробую за них.
Из комментариев археологов к этой статьей мне стало ясно, что археологи воют за сохранение культурного слоя. При этом четко и ясно намекают, что их интересует все территория России. Например здесь: «Провели археологи экспертизу (поверхностные исследования + шурфовка), нет на участке памятника — это не ОКН, можете, застраивать». Т. е. археологи предлагают любую деятельность, связанную с землей проводить только по согласованию с ними. Захотел картошечку посадить — согласуй, захотел родственника похоронить — согласуй, захотел червей накопать -согласуй. В реалиях нашей современности согласуй = заплати. Кроме этого очевидны намеки на желание археологов поиметь не только то, что скрыто под землей, но и на то, что имеет на сегодняшний день конкретных хозяев. «Если мы захотим, что-то изучить, то вы обязаны это будете отдать» — говорят они. Но, извините, это уже какой-то археологический коммунизм. Может жен еще изучать наших захотите?
Установите четкие границы. А пока их нет, вы лезете в МОЙ карман.
И заметьте, что мне все равно, как вы, уважаемые археологи, будете бороться со своими мародерами, главное у меня не воруйте.
С.Е.Г.: 11.03.2013 в 0:09 Сергею Лысенко: Вот Ваш вопрос==========Вопрос: неужели, если дед или пионер принесёт в музей монеты со своего огорода (а уж тем более — керамику!) — музей не примет? А конфискат с таможен куда тогда поступает? Не в музеи?
Относиттельно поисковиков, которые хотят поработать для науки — неужели в пределах региона не найдётся археолога, занимающегося поздними периодами, который сможет взять ОЛ на разведки и проводить совместные исследования с поисковиками? Но законно, со всей необходимой фиксацией, написанием отчёта?..========= Как это не прискорбно это не только так, но и ещё хуже.Не только не примут у Вас случайную находку, но обязаны сообщить куда надо , что Вы приносили.Загляните на российские сайты кладоискателей.Пытались и не раз….коментировать здесь не буду.А пор поводу одного открытого листа на всех, прочитайте статью Льва Самуиловича из списка АМАТОР.Он пишет про опыт именно Украины.»
Уважаемый С.Е.Г.! С публикациями Льва Самуиловича и Якова Петровича на эту тему я знаком. Обновлю конечно в памяти, но что-то не припоминаю, чтобы там писалось, что археолог не может взять ОЛ на разведки и при этом использовать помощь поисковиков в рамках законодательства и методики…
А на счёт музеев имею совершенно противоположный опыт. И именно в России. Не далее, как осенью прошлого года был в одной из областей, соседствующих с Московской. Будучи на экскурсии за пределами города, обнаружил, что бульдозером для постройки монастырской каплычки срыт участок культурного слоя 16-17 вв. На поверхности — керамика и кости животных, в срезе — яма. Собрал венчики, орнаментированные стенки, принёс их в местный музей со всеми привязками. Приняли, никто милицию не вызывал…
«Сергей Лысенко:
11.03.2013 в 17:55
«борода: 11.03.2013 в 0:03 «Сергей Лысенко: 10.03.2013 в 23:37 а если у меня на пляже например вот такой перстак слетел http://images01.olx.ru/ui/3/74/97/1351932174_452136797_5—585—.jpg он тоже становится археологическим в следствии попадения в воду???? а лицо у вас не потрескается от таких запросов??? кстати я смотрю археологи только трындеть горазды, что готовы делиться знаниями. про ту монетку ответа так и нету. при этом вы обвиняли поисковиков в нежелании делиться инфой.»
Уважаемый борода! Не надо утрировать, Вы прекрасно всё поняли. Я лишь написал о начале пути археологизации предмета — попадание его в землю, воду и т.д. Если это Ваш перстень — то кто ж на него претендует! А вот если Вы на пляже нашли чужую золотую гайку и присвоили её — то тогда Вы попадаете под иные статьи закона, не имеющие отношения к археологии… И совсем иное дело, если перстень слетел в 18-19, а уж тем более — в 12-13 вв. …
А на Ваш вопрос Олегу я попытался ответить ещё вчера»
———————————————————————-
вот именно что попытались ответить так чтобы на вас не стали глядеть косо остальные члены вашего сообщества. попытка сделать не является действием.
«Собрал венчики, орнаментированные стенки, принёс их в местный музей со всеми привязками.»
Так, уже запутали совсем. Т. е. если бы это сделал нелюбимый Вами копатель — он бы стал черным мародером. А Вы от того, что способствовали разрушению памятника археологии, стали только белее и пушистее?
P. S. Молодца, сам правила выдумал, сам играет, а все кто не знаком с его правилами — нарушитель.
«Будучи на экскурсии за пределами города, обнаружил, что бульдозером для постройки монастырской каплычки срыт участок культурного слоя 16-17 вв.»
Заявление в прокуратуру написали или что-нибудь предприняли другое в рамках действующего законодательства?
Сергей Лысенко:
11.03.2013 в 17:40
Вы правильно понимаете тему — любой человек действительно является потенциальным объектом археологического наследия…
рано или поздно также станете объектом археологического наследия… Правда этому может помешать то, что на место спланированного и распаханного кладбища на поле в веке эдак 22-23м придёт будущий МуДист с невинным хоби собирания ржавых гвоздей от гробов и крестиков…
============================
Шишь вы угадали, чтобы архам не достаться все МДлюди уже давно приняли решение кремироваться.
«Сергей Кулиничев:
11.03.2013 в 18:31
Сергей Лысенко:
11.03.2013 в 17:40
Вы правильно понимаете тему — любой человек действительно является потенциальным объектом археологического наследия…
рано или поздно также станете объектом археологического наследия… Правда этому может помешать то, что на место спланированного и распаханного кладбища на поле в веке эдак 22-23м придёт будущий МуДист с невинным хоби собирания ржавых гвоздей от гробов и крестиков…
============================
Шишь вы угадали, чтобы архам не достаться все МДлюди уже давно приняли решение кремироваться»
———————————
а прах по ветру развеять. чтоб ни крошки не досталось.
Появилась небольшая мысль как сделать так, чтобы археологи остались довольны и люди целы. Можно провести арх. разведку на небольших территориях, их выгородить и в эти загоны собрать всех людей, чтобы они не разрушали культурный слой. Хотя есть небольшая проблема — придется забыть о корнеплодах.
Конечно, можно и дальше мечтать. Но все-таки хотелось бы услышать какие-то четки границы, после которых человек станет белым.
Г-н Майоров,
1)Захотели картошечку посадить на своем огороде — пожалуйста, сажайте, вне его — придется согласовывать в любом случае, есть археологи или их нет.
2) Нужно родственника похоронить — милости просим на кладбище, а если Вы его почему-то хотите захоронить вне кладбищенской ограды, то согласовывать все равно придется.
3)Червей накопать — ради бога,только без металлоискателя.
Все Ваши примеры исчерпаны.
А любая крупная деятельность, связанная с залезанием в землю, действительно должна быть согласована с археологической службой контроля. Живете в цивилизованном государстве. Культурной слой Вы всуе упомянули: он бывает только на поселениях. Даже на могильниках его нет. Так что и не на всех археологических памятниках. А охране подлежат все археологические предметы вне зависимости от нахождения в культурном слое или вне его, на памятниках или вне их. Выковыривать их из земли нельзя, и точка. Варварство это.
«Шишь вы угадали, чтобы архам не достаться все МДлюди уже давно приняли решение кремироваться».
«а прах по ветру развеять. чтоб ни крошки не досталось».
Вряд ли получиться! Последовав смелому примеру археологов, медики на законодательном уровне запретят уничтожат свои тела. В том числе и после смерти. Все тела пойдут для науки.