Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

1 950 комментариев

  1. «Марина Петрова:
    11.03.2013 в 20:41

    Я не совсем понимаю почему я таки «Тамара», но извините в таком тоне разоваривать могут видимо только люди скрывающие свой позор за никами

    Какое у Вас образование, о мои неостроумные, но «супердобрые и вежливые» оппоненты, я не спрашиваю… огорчаться не хочу. Но Вы всеведущи, все обо всех и вся знаете и судите с легкостью , передергиваете мастерски — солидная наверно практика

    А продолжать наше «милое» общение,увы, простите, не могу — зовет то самое все продолжающееся образование…

    Это уже не Вам, уважаемый Sdf:

    Основное понятно: им хочется и дальше безнаказано грабить памятники археологии, как внесенные в реестр, так и неоткрытые. А те кто против — зомбированы, глупы, и материально озабочены.»
    ————————————————————

    на счет ника скажите своему коллеге который Мимо проходил.

    наличие образования не показатель того что вы профессионал в этой области. знавал такого спеца с высшим образованием в области энергетики который работая механиком водоподготовки на водозапорную арматуру (задвижки, вентиля, клапаны обратного давления)смотрел как на объект инопланетного происхождения. а так же не говорит о том что человек с вышкой умнее человека закончившего школу. глупо считать что ты умнее всех, будет обидно когда найдется человек умней хоть и с меньшим образованием, как бы это парадоксально не звучало.

    ах да, вам пора принимать очередную порцию учения как завещал дедушка Ленин, вы стали профессиональным студентом, а я по своей глупости пошел работать. и потому я строил дома, могу сделать от табуретки до спального гарнитура. да я не так образован как вы которая всю жизнь учится, но я далеко не глупец. так что если не желаете выглядеть неумной выбирайте выражения

  2. А вот сстатьи из Закона Украины про охрану культурного наследия:

    Стаття 17 «… Усі пам’ятки археології, в тому числі ті, що знаходяться під водою, включаючи пов’язані з ними рухомі предмети, незалежно від форми власності території чи водного об’єкта, на яких вони розташовані, є державною власністю».

    Стаття 22 «Усі власники пам’яток чи їхніх частин або уповноважені ними органи, незалежно від форм власності на ці пам’ятки, зобов’язані укласти із відповідальним органом охорони культурної спадщини охоронний договір.
    … Відсутність охоронного договору не звільняє особу від обов’язків, що випливають із цього Закону».

    Стаття 36 «1. Якщо під час проведення будь-яких земляних робіт виявлено знахідки археологічного або історичного характеру, виконавець робіт зобов’язаний зупинити іхнє подальше ведення і протягом однієї доби повідомити про це відповідний орган охорони культурної спадщини та орган місцевого самоврядування, на території якого проводяться земляні роботи.
    2. Земляні роботи можуть бути відновлені лише згідно з письмовим дозволом відповідного органу охорони культурної спадщини після завершення археологічних досліджень відповідної території».

    Стаття 37 «… З метою захисту пам’яток археології, в тому числі тих, що можуть бути виявлені, питання, пов’язані з наданням земельних ділянок, вирішуються за участю відповідних органів охорони культурної спадщини згідно із законом».

    Заметьте в статье 37 — «в том чиле тех, которые могут быть выявлены».

    «1. Незаконні дії (пошкодження, руйнування, знищення), вчинені фізичною особою, що призвели до істотних змін пам’яток, їхніх територій, охоронюваних археологічних територій, а також їхніх частин, тягнуть за собою кримінальну відповідальність згідно з законом.
    2. Самовільне відновлення земляних робіт або їхнє продовження після виявлення знахідок археологічного характеру тягне за собою кримінальну відповідальність згідно з законом».
    Закон України про охорону культурної спадщини.
    Стаття 43

  3. http://www.m24.ru/videos/13849 Вот, сюжет готовился как абсолютно нейтральный…Но опять звукоряд на фоне муромских могил, которые копают официальные археологи. Замечу, непотревоженных могил! Ментальное зомбирование народа, вот как это выглядит. Поневоле вспоминается:
    • Пропаганда всегда является лишь средством, а не целью.
    • Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
    • Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.
    Й. Геббельс
    • Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.

  4. Всё, что я тут прочла — не более чем сотрясение воздуха. Вам не лень пальцы бить попусту?!.. Господа «учёные» и господа «копатели», пока вы честно не сядете за стол переговоров — ничего не изменится. Перестаньте тут про законы. Ну абсурд — вы же понимаете сами, ну кому кому в «государстве» это надо? Назовите мне хоть одного чиновника!… Вы что, всерьёз полагаете, что у каждого холма возможно охрану круглосуточную поставить? Господа учёные, если бы вы, умные головушки, вовремя сообразили, что надо работать с молодёжью — не лентяйничая и совершенно бесплатно, включая как раз провинцию, то ситуация сейчас была бы другой. Выросло несколько поколений дремучих безграмотных детей, для которых жить инстинктами торговца — проще. Да, их родители такие же. Они их бросили, думая, что достаточно просто кормить и провожать в школу, а образование — незачем. Главное — выжить и заработать, любыми путями. Что они и делают в масштабе того самого государства, о котором идёт речь. И это будет ещё долго, пока вы же и не попытаетесь вырастить умных и образованных им на смену. И не в Москве — во всей остальной стране. Скажите, а много ли возможностей есть у простого парня из Сибири задать вопрос профессору археологии в Москве?… Подумайте об этом, господа профессура. Они не обязаны уважать вас априори — они вас не знают! И сейчас надо не в академическую позу вставать, а работать с ребятами, как с людьми, равными вам. Ах, у них образования нет?! Ах, какое они право имеют — пусть-ка сначала выучатся… Очнитесь, они живут рядом с вами, на своей земле. У учёных есть наука, но она не даёт автоматического права копать или не копать. Я тоже занимаюсь наукой, связанной с полевой работой, потому и вижу ситуацию. Не стоит ждать «барина» в виде госчиновников и законов, борьба в этой Думе — непродуктивная трата энергии. Оставьте это тем, кому больше нечем заняться. Наука чище и дороже, а проблемы решают люди, а не законы. Кто обиделся — прошу прощения. Всех уважаю.

  5. ЛСК:
    11.03.2013 в 22:00
    Второй ответ сборщику металлолома из Сибири.

    Открытый лист или какой-то аналогичный документ на право производства таких работ придется ввести, чтобы отличить Вас от незаконных охотников за древностями. Думаю, что это дело не закона, а подзаконных актов. Без документа и контроля рубеж между Вами и незаконными копателями не провести. Общественность должна не против закона бороться, а содействовать тому, чтобы выдача таких документов была обставлена наименьшей волокитой,
    Полезно? 4 1
    =======================
    Приплыли… Но ведь тогда грошь цена всем вашим потугам о захвате всего замного шара, если по совету Льва Клейна в каждом сельсовете будут такие справки выдавать. Вам надо бало держаться до последнего чтобы дальше ещё смешенее было, а теперь и к бабке не ходи по совету Льва Клейна все перейдут в металлоломщики. За что боролись? Вы же жизни не знаете, всех вас легко и просто сделал Мужик Из Сибири.

    Теперь вольные археологи при задержании будут говорить-Не корасти ради, а по воле пославшего мя Льва Клейна….

  6. Сергей Лысенко,вы наконец то нашли цитату из закона. Весьма похвально. Даже плюс вам поставлю. Но вот что говорит данная цитата в переводе на русский язык: «Статья 9-1. Научная археологическая экспертиза
    1. Научная археологическая экспертиза — деятельность, целью которой является
    исследования археологического наследия, осуществляется путем
    обследование территорий и водных объектов, изучения архивных
    материалов, а также подготовка научно обоснованных экспертных
    выводов о наличии на обследуемых территориях объектов
    археологического наследия, режимов их использования, возможности и
    условий выполнения градостроительных, архитектурных и ландшафтных
    преобразований, других земляных и подводных работ на объектах
    экспертизы.
    2. Проведение научной археологической экспертизы предшествует
    согласованию комиссиями по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием
    документации по землеустройству, проектов землеустройства, которыми
    предусматривается:
    отвод земельных участков в собственность юридическим лицам;
    использования земельных участков для проведения градостроительных,
    архитектурных и ландшафтных преобразований, строительных, земляных и
    подводных работ, выполнение которых может сказаться на состоянии объектов
    археологического наследия;
    изменение целевого назначения земельных участков для нужд
    строительства и других целей, что может негативно повлиять на объекты
    археологического наследия.
    3. Отсутствие заключения по результатам научной
    археологической экспертизы является основанием для отказа в согласовании
    проектов землеустройства, указанных в части второй настоящей статьи.».

    А теперь вопрос — ну и где здесь указано на то, что проведение экспертизы обязательно перед ЛЮБЫМИ работами на Любой территории, даже там где нет выявленных объектов археологического наследия?

  7. Не, ну я балдею! Налетела свора украинских археологов и начинается какой то экспорт оранжевой археологии. Твердеж, как у них там все круто с законодательством, а у нас все хреново и надо улучшать. Не пойму, у них что, благодаря таким законам копают меньше? Пусть не звиздят! Украина занимает второе место по траффику предметов антиквариата на территорию России после Беларуси, да и то не потому, что там у них копают меньше, просто украинская таможня работает в отличие от белорусской. Дошло до того, что обвалили в России цены на советские награды, у них то там разрешен их гражданский оборот, хочешь покупай, хочешь продавай…До того напродавались, что все свои награды переправили в Россию. За это им большое человеческое Российское спасибо! У нас они сохранней будут. память об отцах и дедах!

  8. ЛСК, вот вы высказывали предложение выдавать вознаграждение за информирование властей. а вы не думали о таком развитии событий: 2 соседа не поделили что угодно (суть не в этом) если устраивать самому разборки то можно получить люлей или навешать люлей и ответить перед законом. а с вашим замечательным законом можно купить простейший беушный мд и пару старых монет, подкинуть соседу в сарай и радоваться. сосед тундру подметает а второй вознаграждение пропивает. скольким людям в своей слепой попытке «защитить» (ну не верю я что все археологи бескорыстно преданы науке) культурное наследие вы готовы поломать судьбы????? вы готовы как истинный патриот сдать органам правопорядка своего родственника в подобной ситуации или отмажите используя служебное положение если сосед успеет раньше стукануть?????? пора уже начать смотреть на 360 градусов а не на 10 перед собой.

  9. «Дмитрий: 11.03.2013 в 15:40 Кстати, а что, понятия археологическая находка и археологический памятник уже тождественны?»

    Археологические находки являются движимой частью археологического памятника.

  10. Сергею Лысенко
    Про палаточки у входа,ну так жалуйтесь боритесь.А то вы свое наследие не сохраняете или не можете сохранить,зато на наше набросились.Выступайте пожалуйста в пределах Вашего Государства!

Comments are closed.

Оценить: