Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

1 950 комментариев

  1. «Legis:
    12.03.2013 в 19:11

    борода про Торопову — это что последний аргумент?»
    —————————————-

    слова поисковиков для вас не авторитет. слова ваших же коллег тоже. так кто же у вас достоин авторитета? а может Торопова нагло лжет и оговорила товарищей? вот ведь какая редиска. ее приняли в закрытый клуб, а она коллег в преступники определила, предательница…. вы ее еще анафеме не предали, от кормушки открытых листов не отлучили? или она все же права в своих словах, а вы в предсмертных конвульсиях продолжаете корчить из себя святошу правдолюбца……….

  2. Странно всё и дико. Те, кого называют ворьём и подонками на всю страну, хотели договориться и иметь возможность приносить пользу. Только договориться на нормальных,вменяемых условиях. Те, кто здесь якобы представляет российскую археологию,как выяснилось,в принципе не состоятельны ни в чём окромя высокопарного словоблудия.Радует то, что в археологии есть честные и что оказывается весьма немаловажно в ваших кругах,психически уравновешенные люди. Вот с ними и будем сотрудничать … А вы можете и дальше учить своих студентов пить водку.

  3. Максиму Борисову. Письмо профессора Иванова Вам — это лишь первая ласточка. Я в подобной атмосфере живу уже несколько лет. Одного только никак не могу понять — отчего российская научная интеллигенция в наши дни так легко превращается в хунвейбинов?

  4. sdf:
    12.03.2013 в 19:34

    а при закрытии комментирования,уже написанные комментарии сохранятся?
    Трудно сказать. Я в блокноте для себя сохраняю.

  5. Ну что мы тут видим? Образно говоря- падение колосса на глиняных ногах. Это его конец и конец бесповоротный. Больше мы Еременко не увидим.
    Два года! Долгих два года поисковики пытались достучаться до арх. сообщества о истинном облике микрофюрера аматора. Им никто не верил, в ответ их поливали грязью, звучали полярные мнения от снисходительных( ну что ж , немного грубоват, ну и что…ну выпивает, а кто без греха ) ,до злобных и откровенно оправдывающих хамство ( он- ученый с мировым ??? именем, а вы шпана и серость, с вами ворюгами так и надо обращаться)…И наконец колосс рухнул, правда восторжествовала…Хочется верить, что избавившись от своего одиозного лидера аматор перестанет быть тем, чем мы его привыкли видеть…В этом есть и Ваша заслуга, Максим! Спасибо Вам, уважаемый Максим Борисов, за ваше спокойствие, нетерпимость к агрессии и спрнаведливость в суждениях, вы показали людям настоящую, ненапускную интеллигентность, которой в этом обсуждении явно не хватало. Звание «Почетный копарь России»- это слишком скромно для Вас))))….буде у Вас возникнет желание узнать на практике, из-за чего здесь ломались копья и брызгали пеной изо рта, мне кажется, любой сочтет за честь пригласить Вас на поиск.

  6. Старый док
    А почему Вы думаете что мы его не увидим?
    Я думаю он так просто от всех не отстанет)))

  7. Максим Борисов, мне показалось, что вы попытались в комментариях дать отпор неким нападкам на Вас, которые вроде как исходят от господина Ерёменко и тех, кого он просил вмешаться.
    Но я так и не увидел, в чём конкретно были просьбы и требования к Вам от господина Ерёменко. Может быть он пытался попросить Вас убрать из обсуждения конкретные комментарии, порочащие честь и достоинство людей уважаемой профессии или его собственные честь и достоинство. Я читая комментарии, обратил внимание, что здесь действительно высказывалось много оскорбительных, голословных и часто нелепых обвинений в адрес не только Ерёменко, но и в адрес профессиональных археологов вообще. И я лично посчитал себя оскорблённым такими выходками.
    Не ясно, почему именно Ерёменко решил, что Вы «открыто заняли сторону металлодетектористов». Но зато ясно, что такое длительное обсуждение позволило нечестным на руку людям растиражировать клеветнические рассуждения об археологах и археологии. Поэтому, очень возможно, что обсуждение следовало закрыть гораздо раньше.
    А сейчас уже, публикуя чьи то письма в этом обсуждении, надо публиковать тогда уж и первоисточник — первые просьбы и требования господина Ерёменко к Вам. Тогда только можно оценить происходящее менее предвзято.

  8. Александру Евгеньевичу:

    =========По поводу сбора неприколоченного метала. Да никаких проблем, только, если туда же не попадают исторические артефакты.=========================
    Александр Евгеньевич.Хорошо что вижу перед собой Человека.И у ВАС -ПОЗИЦИЯ.Только совет Вы дали неверный.

  9. Я пока не проанализировал последние посты в свое отсутствие, но выскажу вкратце свои наблюдения по теме:
    1) Я заметил (без обид ко всем участникам дискуссии) что каждая из сторон пытается доказать свое превосходство в знании археологии…

    Подобная позиция не приведет к диалогу, а лишь раздвинет участников по разные стороны баррикад…
    Я согласен с тем, что с научной точки зрения археологи знают больше, но свежий взгляд некоторых поисковиков может быть полезен науке…
    Простой пример: Мы долгое время жили по мнению Дарвина, что человек произошел от обезьяны… Сейчас данная теория ставится под сомнение!!!
    2) здесь приводили в пример Глеба Жеглова «Вор должен сидеть в тюрьме»
    Напомню, что благодаря «дилетанту» Шарапову удалось избавить от тюрьмы невиновного…
    Есть такое понятие, как замыленный глаз, кстати тоже введено Шараповым, это когда на проблему смотрят узким взором и не пытаются взглянуть несколько глубже и глазами других…

    Основная, опять же на мой взгляд проблема в том, что многие считают себя ассами и профессионалами и учиться им больше не надо…
    Это ошибочное мнение и учиться никогда не поздно… Стороны разделились и не пытаются искать компромисс, считая друг друга не достойными оппонентами…
    Я не хочу чтобы кто-то обиделся и вывожу обобщенное мнение без указа на определенные личности…
    3) Есть вполне обоснованные обвинения в не честности некоторых научных работников и много людей по одному называют ворами всех…
    Вот примерная ситуация у нас в городе:

    http://www.yar.aif.ru/society/article/30580

    http://www.gtk.tv/news/21312.ns

    Я хочу обратить внимание не сами факты обрушения, а на то, что организации культуры давали разрешение на запретные работы… Этот дом не первый из обрушившихся и до этого по вине предпринимателя был обрушен исторический дом с жертвами…

    На мой взгляд для продуктивной работы в руководство клубов должны входить как представители поисковиков, так и археологов, чтобы исключить представление людей о касте неприкасаемых и возобновить общее мнение о работе таких клубов для науки, а не использования ее в личных целях!!!

    Недоверие людей вполне оправдано, когда при общем попустительстве мы не можем сохранить то, что имеем…
    Не секрет, что многое в нашей стране можно купить и многие забыли, что есть вещи, которые не покупаются и не продаются…

    С, Уважением, Алексей!!!

  10. Максиму Борисову.
    Спасибо за Ваши статьи, профессионализм и человечность.

    С уважением С.Е.Г.

Comments are closed.

Оценить: