Смутное время

Фотоархив СО РАН

Текст публикуется в авторской редакции

Каждый из нас находится в состоянии беспокойства и неуверенности, несмотря на заверения высшего и регионального руководства о постоянном прогрессе в экономическом, духовном, военном и политическом смыслах. Уменьшается инфляция, растет рождаемость, появляются новые рабочие места, велик объем строительства, началась реальная борьба с коррупцией. Что же беспокоит общество, включая все его слои? Что беспокоит большой бизнес, средний и малый бизнес, учителей, врачей, крестьян, рабочих? 

Каждый имеет на это свою точку зрения. Мое личное беспокойство возникает от отсутствия четкого стратегического плана развития и профессионализма руководства страны, начиная с министров, губернаторов, руководителей районов и депутатов всех дум. Большинство депутатов выбирается по спискам. Слушая их выступления или ток-шоу с участием депутатов, поражаешься их самоуверенности, сочетаемой с поверхностным интернетовским знакомством с предметами, по которым они творят законы. Голосуя по списку, я знаю первых трех лиц, остальные – это темные лошадки. Темные – в полном смысле этого слова. Плохой законотворческий орган – соответственно и такой же в значительной мере стратегический план развития страны. Для меня отрадой было назначение С.К. Шойгу на пост министра обороны, профессионала (А.Р. Белоусова) на пост министра экономического развития. Если бы Т.А. Голикову сделали министром финансов – это было бы очень полезно для страны. Я, как бывший ректор и ученый, думаю, что министр А.А. Фурсенко был на своем месте, его замена мне непонятна.

Многие начатые реформы уже прерываются, зато новые реформы в виде объединения многих ВУЗов в один никак не могут повысить уровень нашего образования. Во главе присоединяемых ВУЗов зачастую ставятся чиновники и влияние головного ВУЗа практически не будет чувствоваться. Большое – это не значит хорошее. Стремление к большому всегда приводит к потере качества высшего образования, из-за отсутствия резерва квалифицированных кадров в ведущих ВУЗах. Отсутствие административного опыта у губернаторов, других региональных руководителей, приводит к большой беде для всей страны.

Кстати, отсутствует точная статистика, широкодоступная по производству всех видов товаров народного потребления, сталелитья, электроэнергии. Мы не осознаем нашей чудовищной отсталости в традиционных технологиях – добычи угля, нефти, металлургии, машиностроении, производстве продуктов питания, одежды, обуви и всего-всего-всего. Наши автомобильные дороги убоги, линии электропередач не развиваются. Когда по телевидению видишь американский угольный разрез, где идет роторная машина, шириной захвата в сотни метров и снимает верхний слой земли, идущей за ним угольный комбайн с такой же шириной захвата с последующим транспортом этого угля на рядом стоящую электростанцию, то у меня как у энергетика слезы капают. У нас лучшие в мире запасы качественного угля в Кузбассе, мощнейшие запасы бурого угля в Канско-Ачинском бассейне. Само собой напрашивается строительство крупных электростанций, экспорта электроэнергий их этих регионов. Такую политику в течении многих лет активно пропагандирует и пытается реализовать губернатор Кемеровской области.

Отсутствует стратегический план и промышленный облик России на десятилетия вперед. Более того, даже отсутствует план развития оборонной промышленности и обороны. Когда министр Шойгу говорит, что для него определяющим документом является статья, опубликованная президентом, то тоже текут горючие слезы. В самом начале выхода из Ельцинского кризиса заявлялось, что Россия – великая энергетическая страна и должна сохранять свой статус на основе новых технологий. Это было мудро и правильно. Например, производство продуктов из нефти и газа – полимеров на основе новых технологий машиностроения в транспорте создало бы много рабочих мест и быстро начало бы ставить страну на ноги. Безусловно, необходимо восстановление оборонной промышленности. Только сейчас мы стали говорить об укреплении инженерного образования, технического, школ, токарей, слесарей, механиков. Важно то, что Россия на самом деле увеличила ВВП за счет роста объема промышленного производства, а именно строительства. Это легко видеть по корреляции роста строительного производства и потребления электроэнергии.

Требуется четкий государственный план по развитию промышленного производства, и он не может быть создан без мощного суперкомпьютерного центра, где бы обрабатывалась вся информация по планам развития производства, предлагаемых президентом и правительством в сочетании с программами крупных корпораций. В некотором смысле это восстановление государственного плана, используя гигантские способности информационных технологий. Президент страны должен иметь перед собой объемную карту промышленного производства по регионам страны в ясных и доступных показателях уровня безработицы, инфляции, валового продукта в разных отраслях промышленности, строительства, создания новых производств. Конечно, такая плановая работа сложнее, чем в условиях государственного капитализма, но она возможна. Министерства США, такие как Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерства сельского хозяйства, жилищного и городского развития, Министерство труда имеют подобную информацию.

Нервозность и неуверенность возникает также вследствие отчетливых различных позиций на развитие страны у президента страны и председателя совета министров. Постулируется дружба, а противоречия в их высказываниях и интервью проскальзывают практически каждую неделю. Нет человека, который не задал бы сейчас вопрос – почему до сих пор не арестован бывший Министр обороны, почему никак не упоминается в этом деле его высокий покровитель В.А. Зубков. Очевидная безнаказанность высших руководителей страны разрушает веру в справедливость нашей юстиции. Непрерывно меняются законы о налогообложениях, правила страховки граждан, положения о пенсионных фондах. В США более восьмидесяти процентов имущества принадлежит этим организациям. У нас развитие этих организаций находится в зачатке, что лишает государства громадных инвестиционных ресурсов.

Вместо развития традиционных отраслей производства мы бросились в объятия нанотехнологий, явно опережая свое время. В каком-то возбужденном состоянии многие стали нанотехнологами. Например, нанотехнологами стали генетики, специалисты по коллоидным растворам и все, кто могут сделать частицы наноразмеров. Наночастицы, как частицы, обладающие особыми потенциалами взаимодействия, действительно вносят революцию в технологию, однако никаких основ научных, кадровых для перехода в нанобудущее в России нет. Колоссальными усилиями А.Б. Чубайсу удалось построить ряд новых производств, в Новосибирске и ряде других городов, но массового развития нанопромышленности в России на основе своей фундаментальной науки даже и не наметилось.

Мы затерли термин инновация. Под инновацией в мире понимается развитие нового производства, новой технологии или разработка нового продукта потребления на основе новых абсолютных фундаментальных знаний в той или иной области. Мы называем инновацией закупку молокоохладителей в фирме Laval и поставку их в область с использованием дополнительного финансирования из областного бюджета, как, например, это делалось в Новосибирской области. Эти молокоохладительные ванны не соответствуют нормам на молоко в России и ставились на фермах абсолютно в антисанитарных условиях, в то время как была возможна перестройка сохранившихся ванн для временного решения. Курганский завод производит такую же продукцию такого же качества, но дешевле. Почему-то в России считается внедрение любого зарубежного оборудования процессом инновационным. Инновационный продукт — это продукт как правило нового поколения в тех или иных видах техники. Неплохо бы было несколько тысяч наших инженеров запустить на предприятия США по производству угля, топлива, станкостроения, автостроения и т.д. так как в свое время сделали Япония, Китай и другие страны. Вспомним, что великий Петр Первый так вводил Россию в круг европейских государств.

Руководство страны начало говорить о недостатках в нашей судейской системе. Я участвовал в судебном процессе по выяснению производственных споров, боролся против клеветы и поразился поверхностности судей, нежеланию их войти внутрь проблемы и абсолютному единству в решении проблем по всей иерархии апелляционных судов. Главный принцип нашего судейства — не подвести своего коллегу. Возможно, это наиболее трудно для оздоровления системы нашей страны. Мы вышли из страны советов, но сам настрой нашей бюрократии практически не отличается от советской.

Журналистика в нашей стране, особенно провинциальная, не стала четвертой властью. Боже упаси критиковать областное или районное руководство. Московское – можно, оно не дойдёт до центра. В то же время Россия держится на провинции, Москва сама по себе ничего не значит. Америку развило бурное развитие штатов с мощным самоуправлением, влиянием прессы, общественности на все стороны жизни – промышленную, политическую, общественную и духовную. Колоссальными темпами развивается Китай. Совсем недавно улицы Пекина заполняли потоки велосипедов, сейчас в Китае пущен скоростной поезд на скорости триста километров в час. Длина маршрута – одна тысяча девятьсот километров. Китай экспортирует автомобили. Технический прогресс в Китае невероятен благодаря плановой экономике, учитывающей планы корпораций своих государственных, частных и иностранных и внимание к благосостоянию народа. Уровень жизни китайского населения сильно вырос по всем показателям за последние 15 лет. Когда говорим про это, мы ссылаемся на то, что китайцы рвутся в Россию, пытаются обосноваться здесь. Это совсем не значит, что они бегут от нищеты и голода. Они здесь видят мощные, громадные возможности для развития бизнеса всех типов. Китайцы трудолюбивы, сметливы, мечта каждого из них – стать богатым. Они не расточительны, накопив, они вкладывают деньги в бизнес или развивают бизнес в своей стране. В моем глубоком послевоенном детстве в одном из городков около Забайкалья было поселение китайцев, примерно пятьдесят дворов. Мой город и соседние поселки обеспечивались овощами в значительной мере за счет труда этих людей. Всегда на рынке были огурцы, помидоры, лук, зелень, выращенные трудами этих людей.

Если говорить про наше село, то удивляешься, как там выживают люди. Колоссальная безработица. Удивительно, что при борьбе за свободную продажу водки мы не отменили законы, позволяющие продавать самогонные аппараты и производить самогон. Люди из-за безделья зимой спиваются и погибают. Внимание к поселкам и селам менее пятидесяти семей поразительно – люди живут сборничеством, рыболовством, браконьерством и личными участками. Интересно, кто-то из руководителей губерний посещал такие села и ходил по домам? Делал ли это кто-то из наших конгрессменов, отвечающих за сельское хозяйство? – я думаю, что нет. В этом основная беда наших чиновников по отношению к простым людям. В результате наших чиновников не любят и их постановления не считают нужным выполнять. Отсюда и уголовный прецедент, непрофессионализм, бюрократия душат государство и задушит даже при самом прекрасном руководителе и конгрессе правительстве.

Огромным могло быть влияние нашей православной религии, но наша религия так же далека от народа, как и бюрократия. Я не верю в Бога, но я и не атеист. Я верю некоторым философам и строю по ним свою жизнь. У меня есть так называемая философская вера. Церковь России необходима для воспитания добросердечия, доверия друг к другу, воспитания благородства, прививки против противоправных действий. Церковь должна учить воспитанию детей, но когда входишь в нашу церковь удивляешься, чему может научиться священник, если ты должен стоять и слушать молитвы на языке, который тебе совершенно непонятен. В протестантских и католических церквях уже давно говорят сидящим на удобных скамейках людям на хорошем литературном языке. Темы всегда продуманы. Сегодня говорят о воспитании детей, завтра о вреде наркомании и так далее. Я сам заграницей посещал христианские, протестантские и католические церкви, это очень интересно. Для тех, кто ходит в церковь, это место общения, обмена информацией, что также очень важно в настоящее время. Я очень уважаю православную церковь, но уверен, что без ее реформации она не получит большой поддержки в России и не сможет повлиять на ее духовное оздоровление.

Главное, что мы все должны понимать, что в это смутное время не надо складывать руки и нужно работать, воспитывать правильно своих детей, по минимуму отправляя их заграницу и проявлять максимум уважения друг к другу, пропитываясь чувством сострадания в случае когда кого-то настигает беда.

Наверно нет ни одного жителя России, который жил бы в понимании того, что будет с ним или его семьей в течении ближайших двух-трех лет, не говоря уже о более далеком будущем. Меня лично окончание войны застало в десятилетнем возрасте. После окончания школы в восемнадцать лет я точно знал, что я окончу институт в двадцать два года, получу квартиру где-то в тридцать лет, заведу семью лет в двадцать пять, буду иметь детей, у меня будет бесплатная медицинская помощь и бесплатное образование. Я знал, что успехи детей будут зависеть только от самих детей, от их способностей и упорства. В такой же уверенности жили до 1985 года все советские граждане. Все мы пережили коллизии эпохи Хрущева, Брежнева, лихорадки быстрой смены лидеров. Большинство из нас понимали, что наш материальный достаток мал, все страдали от прессинга партийных советских властей и свободы обсуждения и критики. Все нетерпеливо ждали перемен. Перемены пришли с Горбачевым и я не буду рассказывать и не буду вспоминать о том, что было до нашего времени.

Все, что сейчас происходит, происходило и в то смутное время, время Бориса Годунова и Лжедмитрия. Политически устойчивое время закончилось при Иване Грозном, а стабильное развитие началось во время Алексея Иоанновича Романова. Многие из нас знакомы со временем Бориса Годунова через Пушкина, оперу Мусоргского, через исторические произведения Костомарова или Ключевского. Смутное время характеризует безумная коррупция во всех слоях общества, потеря всех моральных устоев, потеря веры в справедливость, усиление бюрократии и взяточничества, прямое разбазаривание и разворовывание государственной казны, судебный произвол, недостаток реальной информации о происходящих событиях, стремление отделиться от внешнего мира. В смутное время рождаются те, кого называют нуворишами – людьми, ставшими богатыми либо из подпольных дельцов, либо из бедных. В смутное время происходит возникновение новой квазиэлиты, основанной на богатстве, но лишенной того, что мы называем духовность, а часто и образования. Как и в любое смутное время, в бедных слоях населения постоянно работает чувство социального раздражения, которое может неожиданно перейти в физическое противостояние. В России возникло явление, которое можно назвать «хабальщиной». Хабалка – агрессивный представитель мещанства, пренебрегающий всеми моральными устоями, это тоже признак смутного времени. Взаимодействие мира воинствующих мещан и нашей современной основной части интеллигенции прекрасно проанализировано в фильме «Ко-ко-ко», снятым Авдотьей Смирновой. Это признак любого смутного времени как в мире, так и в России.

Закрытая граница, однако, уже невозможна и ликвидировать смуту за счет силовых приемов как это удавалось до революции и в советское время – уже невозможно, поэтому смута в России сейчас не может прекратиться быстро за счет силового давления. Вместе с репрессивными мерами необходимо понимание, что развитие культуры и науки, возрождение семьи, может вывести нас из смутного времени.

Часто спрашивают, на чьей стороне Вы стоите – западников или восточников? рыночников или государственников? Исторически так сложилось, что хотели мы или нет, но мы сидим на двух стульях. А мне лично кажется, что сейчас Россия выдержит только при усилении роли высшего руководства страны и принятии некоторых чрезвычайных мер для борьбы с воровством, коррупцией, организованной преступностью, также нам нужна независимость прессы. А для руководства страны крайне хотелось бы при усилении их роли, усиления обратной связи с народом, пусть даже через резкую критику. Россия потихоньку выходит из смутного времени, но опасности очень велики.

Владимир Накоряков,
 академик РАН

7 комментариев

  1. Очень странная статья. Трудно понять логику автора и смысл этого реверанса в сторону политики. Уже с первого абзаца читателям пытаеются навязать заведомо неверные предпосылки для дальнейших рассуждений.

  2. Есть ученые с широким кругом серьезных интересов и знаний. Но приходится согласиться с Сашей Андреевым: здесь мы встретили «смесь французского с нижегородским». Обидно за академика. Тем тем более, что с моей точки зрения он совсем не стар.

  3. да ведь понятно что никаких позитивных планов у Горбачева- Ельцина кроме присвоения и разграбления общенародной собственности не было и не появилось позже

  4. Какая-то пурга. Правильно, что ее не стали публиковать в газете. Если люди увидят, что пишут и делают академики и то и минимального сочувствия к судьбе РАН и ученых не останется.

  5. Думаю зря вы на автора напали, он искренне переживает и делиться мыслями, как может. Да и посмотрел я его в elibrary — вроде как нормальный ученый. Другое дело что он как академик неизбежно болен ихим профессиональным заболеванием — манией величия. Подавляющее большинство академиков и правда убеждены, что они типа самые умные и соответственно всем про всё сразу объяснят. А в общем ничего так дядька, в целом вызывает симпатию.

  6. Сказанное предыдущими комментаторами абсолютно верно.

    Философ Теодор Ойзерман скажал:
    «Если дожив до преклонного возраста вы не замечаете в себе признаков старческого слабоумия, то, значит, первый признак уже налицо». Никто, почему то Накорякову жто не сказал.

    Уважаемый академик уже давно
    взял на себя роль некоего российского Конфуция. Впечатление такое однако, что он не Конфуций, а «Конфузий».

  7. Простой вопрос автору: «Где ваши изб. бюллетени»? А ведь они — документы высшего НЕПОСРЕДСТВЕННОГО выражения власти народа, и быть им непосредственно у народа, в том числе у Вас.
    Научитесь защищаться от примитивного ОДУРАЧИВАНИЯ на выборах, прежде чем рассуждать государственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: