Предложения по Проекту федерального закона

Предложения по Проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации»

«Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников».

Статья 336.1. Особенности заключения и прекращения трудового договора с научными работниками.

Раздел «Должности руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций, руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений этих научных организаций, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации».

Данный раздел, на наш взгляд, является принципиально важным и очень нужным шагом на пути реформирования Российской академии наук. Однако он нуждается в трех существенных поправках.

Он должен быть:

1. Отнесен только к административным должностям: президенту РАН, членам Президиума РАН, директорам Институтов и их заместителям.

2. Возраст соответствующих работников должен быть повышен до 70 лет.

3. Не должен относиться к руководителям научно-исследовательских подразделений, лабораторий, секторов, групп, отделов. Последнее обусловлено несколькими причинами. В 90-е годы страна из-за отъезда 30-40-летних активных научных работников потерпела колоссальный ущерб. В настоящее время успешно работающие научные школы, занимающиеся экспериментальными исследованиями, возглавляются учеными в возрасте 65-75 лет из числа тех, которые в то время остались в стране. Существующая конкурсная система занятия научных должностей дает возможность ротации и омоложения руководителей научных структурных подразделений. Введение ограничения по возрасту руководителей этих подразделений нанесет невосполнимый ущерб науке, обескровив практически все лаборатории.

Академики РАН В.А.Гвоздев, Н.Ф.Мясоедов, Е.Д.Свердлов, Институт молекулярной генетики РАН

7 комментариев

  1. Господа, мне как раз 42. И таких как я немало. О чем вы говорите? И зачем?
    Ведь это все ложь! Теперь 40-летних продолжают гонобить тем, что надбавки, которые платят молодым за молодость, а старым — за старость совершенно нас не касаются.
    Моя зарплата НИЖЕ, чем у моих учеников, защитившихся под моим руководством.
    И вот вдруг я слышу, что НАС ПРОСТО НЕТ!!
    Наверное догадываетесь, куда я посылаю вас с вашими предложениями?
    «Ситема дает возможность…» Вы, господа — ЛГУНЫ!

  2. Да, мысли очень здравые. 60 лет это вообще не возраст для ученого. Для директора института 70 лет это уже достаточно, а для руководства маленькой группой или лабораторией ограничения по возрасту вообще не к чему. И на западе люди работают которым и за 70 и за 80 лет. У них свои проекты и студенты. Никаких административных должностей они уже не занимают. И часто даже не имеют зарплату за свою работу, а живут и работают уже за счет пенсии.

  3. Не очень понятно относится ли сие к ВУЗам. Если опытный и энергичный, но пожилой завлаб в итоге уйдет и станет преподавателем, то почему бы и нет. Ротацию кадров из НИИ в ВУЗы можно счесть наиболее простым и эффективным способом возрождения ВУЗовской науки. Главное не ставить пожилых людей за грань выживания. Угроза быть лишенным любимого дела может привести к тому, что сначала из НИИ исчезнут оставшиеся сотрудники в возрасте 30-40 лет… А вот смена деятельности могла бы и встряхнуть некоторых из пожилых ученых. С возрастом некая косность мышления если и возникает то, пожалуй, всвязи с длительным хождением по кругу. Обилие наработок в своей узкой сфере деятельности, наработанные методики, статус в конце концов становятся барьером препятствующим началу новой научной темы. А потому — ротация, мобильность и еще раз ротация! Важно препятствовать превращению администратора- ученого в в администратора-властителя. Власть это наркотик и накопление в социуме таких наркоманов любого возраста чревато негативными последствиями.

  4. Министерство — просто управляет. А что вы от него хотите? — Писающий мальчик — писает, Минстерство — управляет, у каждого свои функции.
    Они не лжецы, просто, в России во власть желают только люди особого рода, они и продвинулись туда.
    Никогда в науке ничего приличного не делалось по приказу. Хоть, уорганизуй, хоть заорганизуй.
    Утопически: настоящий завкафедрой — должен быть ученым высшей марки, а его кафедра — его коллектив. А на практике? — Не из КПСС, так из ЕР или близлежащих администраций.
    Утопия всё это. Наука или сама сформировалась и развивается, или сажается по приказу. Если есть условия для самоформирования, вдруг, появляются большие ученые. Если по приказу, появляется АН.

    Извините.

  5. «Возраст соответствующих работников должен быть повышен до 70 лет.» С этим категорически не согласен. В Германии продолжительность жизни лет на 10 больше, чем в России, но с наступлением 65 летнего возраста немецкого профессора отстраняют от управления финансами вообще и от управления кафедрой в частности. Если он эмеритирован, то он может работать как научный сотрудник, но руководить он уже никем не может. И это правильно, как бы не было обидно за отдельных профессоров. Руководители институтов старше 65 лет — это позор.

  6. это самый маленький позор из всех, которыми они себя покрыли в последние 10-20 лет..бодренько рапортуют об успехах, не бывая в лабораториях даже на экскурсии..Вранье на вранье! Да все приговаривают, что те другие (министерство) сделают хуже..Да хуже уже вообще некуда! Ни одна отрасль не выдержит, если между рабочим классом (научниками) и министерством будети прокладка из нескольких тысяч высокооплачиваемых топ-менеджеров, которые якобы куда -то направляют. Они поглощают — все деньги научных сотрудников, ничего не давая взамен. Меня за 45 лет ни разу в жизни никто никуда не направлял. Только прибегали и в статьи записывались или пинали работу, когда их туда не брали — это бывало. А чтоб направлял кто-то…для этого работать нужно, не спать ночами вместе со мной..А не марши свои поганые трубить..и не щеки свои старческие надувать..

  7. И все же, директора и их заместители — это лишь малая часть научного сообщества. Немало 60-70 летних директоров являются лучшей альтернативой, просто потому, что они росли и развивались в эпоху эффективной науки. Есть риск, что новое поколение молодых, будет существенно хуже. По моему важнее ограничить срок непрерывного нахождения у власти т.е. не более 5-6лет, так как власть убивает в человеке ученого и он не может уже существовать вне своей должности. Накопление в обществе людей жаждущих и способных только к управлению чревато, так появляются «эффективные менеджеры».
    Так вот, важнее ограничить занятие должностей на уровне завлаба, и занятие постоянной позиции (это затронет большую часть научного общества и, возможно, создаст перспективы для сохранения в науке людей 30-40 летних). Важно, при этом, сохранить возможность работы в институте или ВУЗе пожилым (иначе, как показывает практика, в борьбе за себя они всех молодых ученых, в НИИ, изведут под корень). Если человек сохранил творческую активность то он заработает на хоз. договорах и грантах, будет неформальным лидером и т.д. Если человек реально не способен к научной деятельности, но числится ради увеличения пенсии, вероятно стоит создавать научный пенсионный фонд для таких людей. Не уверен, что в уставах академий прописаны функции пенсионного обеспечения пожилых сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: