Уважаемая редакция!
На прошлой неделе я был словно громом поражен известием о том, что Юрий Сергеевич Осипов не собирается вновь бороться за пост президента Российской академии наук. Как будто рухнул привычный мир: ведь мне казалось, что есть незыблемые и вечные сущности — светит Солнце, весной теплеет, а Академию возглавляет Юрий Сергеевич Осипов. И тут такое.
Сами понимаете, в подобных условиях может оказаться на гребне волны какой-нибудь Горбачев или какой-нибудь Ельцин. И начнет он баламутить всю Академию, разводить пустую суету под видом реформ. А если в РАН начнутся разрушения, то и до моего родного Московского государственного университета волны дойдут.
Впрочем, утешает меня мысль о том, что Академия наук — это структура серьезная и степенная. Подобно равнинной реке, неспешно она течет из глуби веков в бесконечность. И во главе ее стоят не какие-то молодые реформаторы и повыскакивавшие из зарубежных бизнес-школ менеджеры, а настоящие аксакалы. Поэтому одного умудренного и убеленного сединами мужа, скорее всего, сменит другой, еще более умудренный и убеленный сединами — наш Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов. И лет до ста сможет он вести авангард нашей науки от победы к победе и от достижения к достижению, руководствуясь своими знаниями и опытом. Так что коллеги из Академии продолжат жить в прочном и нерушимом внутреннем мире.
Подобные представления вводят меня в состояние глубокого внутреннего удовлетворения, но другие события всё-таки не дают мне погрузиться в него до конца. Так уж устроена наша жизнь, что если где-то царит прочный мир, то где-то гремит война.
И война эта гремит не где-то в тридесятом царстве, а вокруг главы нашего научного и образовательного сообщества, министра образования и науки Дмитрия Викторовича Ливанова.
Такое впечатление, что на министра поднялись самые широкие и разнообразные слои населения. Отставки Дмитрия Викторовича потребовал профсоюз работников РАН, обратившийся к руководству страны и обвинивший министра в слепом копировании зарубежного опыта исследовательской деятельности, разрушении исторически сложившейся научной среды, привлечении к картированию российской наукой зарубежной фирмы и, вообще, развале научно-образовательной сферы.
Российские последовательницы движения FEMEN не стали беспокоить руководство России и сделали ставку не на глубину анализа, а на наглядность агитации. Полуобнаженные девушки выступили на прошлой неделе у здания министерства под лозунгами «Ливанова — в отставку» и «Антиплагиат — это инструмент сексуальных домогательств».
Наконец, свой крестовый поход против руководства министерства начал депутат педагогических наук Владимир Бурматов, видимо, лично убедившийся в правоте поднятых девушками лозунгов. Лишившийся поста первого заместителя председателя комитета по образованию после обвинений в плагиате, но отстоявший свою честь депутат сначала обвинил в плагиате нескольких руководителей министерства, а затем потребовал организовать проверку деятельности Московского института стали и сплавов в тот период, когда им руководил Дмитрий Викторович.
Я, конечно, с уважением отношусь к профсоюзам, полуголым активисткам, депутатам Государственной Думы и вообще ко всем меньшинствам. Также я писал уже о том, что развертывание антиплагиатной истерии не на пользу нашей стране, не зря ведь в первых рядах борьбы с плагиатом оказались представители так называемого Координационного совета оппозиции.
Но хотелось бы указать на одну вещь. Министр ведь не просто так на свое место поставлен, а со смыслом, и людьми, которые по своим мыслительным возможностям нам совершенно не чета. Поэтому критиковать действия министра — это значит критиковать помыслы тех, кто министра на его место поставил. Что, сами понимаете, никуда не годится.
Вот если высшая власть изгонит министра с поста, указав ему на ошибки, то мы тут же дружно его вместе с его ошибками осудим, а если нужно, заклеймим на площади с плакатами. А пока нечего сиськами перед министерством трясти: пусть министр делает свое дело и свои ошибки, на которые ему с нами позже, может быть, укажут.
Ваш Иван Экономов