Последний полный день на Mars Desert Research Station (MDRS) начался с привычного умывания и завтрака.
Несмотря на завершающий день, у нас были очень обширные планы и мы реализовали их в полной мере.
Саша и Пётр надели скафандры и отправились на ВКД-14, посвящённую поиску урана. Мы в это время занялись уборкой в Хэбе, чтобы прилично сдать станцию следующему экипажу MDRS Crew 130 — Georgia Tech. Завтра Николай Дзись-Войнаровский передаст командование (смену) Кристине Редмонд (Christine Redmond).
Пока мы разбирали вещи, зарядки и т.д., я увидел в иллюминатор одинокого космонавта на квадроцикле, и в этот момент на радиосвязь вышел Пётр, а приехал Саша. Оказалось, что у Петра его ATV №3 перегрелся. Поэтому Саша пересел с квадроцикла №4 на №2 и взял канат, вернувшись за Петром, притащил его на буксире. Они были у двух каньонов. Один был покрыт чёрной глиной (с примесью каменного угля), в которой Пётр обнаружил следы урана. Фон там был 27 микрорентген в час, а в трёх точках — 31 микрорентген в час.
Не успели они вернуться, как мы начали готовиться к ВКД-15. Успели только подзарядить аккумуляторы скафандров и выпить чая. Вышли Саша, Илья и я. Завершающая внекорабельная деятельность нашей миссии. У нас было две цели: запустить ракету и сделать хорошие фотографии с «Селеноходом». Тест в движении был невозможен, слоёная самодельная шестерня выдержала 4 шага и сломалась накануне. Но всё-таки сделать фотографии было важно — этим занялся я. А Саша подготовил ракету к пуску. Потребовалось время, но всё-таки он её запустил. А мне удалось вслепую сделать хорошее фото: я снимал на Солнце, ничего не видел, но мне повезло угадать направление полёта.
К сожалению, сработала только первая ступень — ракета поднялась на 95 метров (по показаниям высотометра).
Илья подвозил «Селеноход» на квадроцикле, а мы с Сашей ходили туда и обратно пешком. Я отметил, как сильно подкрашивают поверхность солнцезащитные очки. А Саша вновь сожалел, что нельзя погулять без скафандра. Здесь очень красиво.
Вернувшись, мы пообедали жареной картошкой с зеленью. А затем принялись за продолжение уборки: навели порядок на двух этажах и сделали фотографии для службы поддержки. Коля весь день, кроме уборки, писал итоговый отчёт нашей команды.
Да, пора подводить итоги и это моё последнее сообщение с MDRS. Завтра мы в полдень передадим смену, каждый своему коллеге, и отправимся сначала в Гранд-Джанкшен, а потом в Солт-Лейк-Сити. Утром 5 мая мы улетаем через Нью-Йорк в Москву. Только Саша задержится на день, у него другой рейс.
Впечатлений и ощущений от станции много. Есть недостатки, но есть очень вдохновляющие моменты. Иногда я вспоминал фильм «Солярис», иногда тяжёлые приключения команды звездолёта «Тантра» на планете железной звезды («Туманность Андромеды»). У нас было много работы и разговоров. Интересным ощущением было исчезновение потребности в деньгах. Немало впечатлений мы получили от комментариев из России к нашим сообщениям (в блогах, на форумах). К сожалению, из-за плохой связи нам трудно было отвечать.
Есть грусть от того, насколько много заблуждений по поводу пилотируемой космонавтики и Марса. Вспомнилось, как перед отъездом две подруги прочитали новость о MDRS и испуганно спросили, действительно ли я улетаю на Марс. Нет, к сожалению, Марс ещё очень далёк, это нужно признать и понять — понять, как много ещё нужно сделать на этом пути. И самое главное начать этот путь. Пока же человечество топчется на одном месте.
Не оправдались опасения некоторых людей, что нас экипаж не сможет дружно работать даже две недели, — напротив, мы очень хорошо взаимодействовали. Спасибо Коле за ответственность при руководстве миссией. Он замечательный командир.
Мы много шутили в эти дни, коронными были фразы Саши: «Селеноход» сам себя не соберёт», «суп сам себя не сварит», «чай сам себя не выпьет».
Я отдаю себе отчёт, что если бы Марианне дали визу и она была бы с нами, то многое было бы иначе. Очень жаль, что бюрократическая проволочка помешала участвовать команде в полном составе.
Будет ли следующая российская команда на MDRS? Вернусь ли я сюда? Эти вопросы пока открыты.
В финальном сеансе связи Чак Киллиан написал, что наша команда была одной из лучших и мы не уронили честь России на этом рубеже (не буквально). Он поблагодарил нас за работу и процитировал поэму Роберта Хайнлайна (Robert A. Heinlein) «The Green Hills of Earth».
На этом я завершаю свой рассказ. Марс и космос ждут нас.
Запись Александра Хохлова в ЖЖ. День четырнадцатый — Завершение миссии MDRS Crew 129. Фотографии
Запись Александра Ильина в ЖЖ. Два выхода в “крайний” день. Фотографии
Отчёты группы на сайте MDRS Марсианского Общества. http://mdrs.marssociety.org/archives/crew-129