Путешествие натуралиста

Фото из архива А.М. Гилярова
Фото из архива А.М. Гилярова

19 мая 2013 года исполнилось 70 лет нашему автору, замечательному человеку, ученому и преподавателю, профессору биологического факультета МГУ, докт. биол. наук Алексею Гилярову. Он — давний друг и подписчик нашей газеты. Публикуем поздравления его друзей и коллег.

Владимир Сурдин, лауреат премии «Просветитель», канд. физ.-мат. наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ.

Говорят, от многих знаний многие печали. И в самом деле — редко в одном человеке сочетаются знания, совесть и оптимизм. Тем более ценен для друзей и коллег тот, кого природа и судьба наградили этими качествами. С днем рождения, Алексей Меркурьевич! Мы Вас любим!

Леонард Полищук, докт. биол. наук, профессор кафедры общей экологии биологического факультета МГУ.

Алексей Меркурьевич принадлежит к редкой теперь уже породе ученых-натуралистов. Гуляя в лесу, да собственно не обязательно в лесу, можно на Воробьевых Горах или просто рядом с биофаком, он назовет и расскажет вам о пролетающих мимо птицах, а если всё же в лесу — то и о зверях по их следам, а если на озере — то о населяющих его гидробионтах (последнее, конечно, неудивительно, поскольку профессиональные интересы Алексея Меркурьевича лежат в области гидробиологии и экологии).

Не все читатели «Троицкого варианта» имели удовольствие гулять с Алексеем Меркурьевичем по лесу, и не всем, как автору этой заметки, посчастливилось учиться у него гидробиологии и экологии. Зато многие знают Алексея Меркурьевича как рьяного читателя Nature и Science и как автора замечательных заметок о последних достижениях науки на сайте «Элементы». А еще раньше, в доинтернетную эпоху, мы восхищались его краткими и емкими «новостями науки» в журнале «Природа» и, казалось бы, скучными по жанру рефератами для Реферативного журнала «Биология».

Пожалуй, если попытаться выделить главное качество А.М. как ученого, я бы назвал безупречный научный вкус. (Хотя, конечно, можно сказать и так, что наши научные вкусы почти всегда совпадают.) Я не помню, чтобы А.М. хвалил или ругал кого-либо зря, идет ли речь о конкретном человеке, причем не обязательно лично приятном ему, или о научном проекте. Каким-то образом он всегда оказывается на стороне сил добра в науке. (Иногда это довольно трудно сделать, поскольку ситуация бывает пограничной и поскольку представители «сил добра» — не обязательно безупречные в человеческом отношении люди.) И при этом он совсем не всеядный добрячок, что, как правило, синоним равнодушия. Напротив, А.М. — человек ехидный и даже язвительный, что знают те, кто имел несчастье попасться ему на язык.

Это ехидство и язвительность куда-то пропадают при общении Алексея Меркурьевича со студентами. Он — в высшей степени доброжелательный лектор и преподаватель, в течение двух десятков лет читающий курс общей экологии на биофаке МГУ, автор стандартного учебника «Популяционная экология» для студентов-биологов. Хотел написать «единственного отечественного», но подумал, что это уж слишком, перебор; А.М. не нуждается в чрезмерных похвалах. Но нет, если и перебор, то небольшой, потому что, когда составляешь список литературы к статье «Популяционная экология» в Российской энциклопедии, то первое, что приходит на ум, это как раз учебник Алексея Меркурьевича. (Все же оговорюсь: о вкусах не спорят, и это в конце концов естественно, что мне, ученику Алексея Меркурьевича, первым приходит в голову учебник, который лежит у меня на столе с его дарственной надписью.)

Но и тут опять какая-то логическая нестыковка: недавно, в преддверии 70-летия А.М. Гилярова, «вдруг» выяснилось, что Алексей Меркурьевич — не заслуженный профессор МГУ. Как так, при всех его научных и преподавательских заслугах, при том, что его трудовой стаж в МГУ насчитывает 50 лет, при том, наконец, что на биофаке трудно найти человека, который не был бы с ним знаком (невозможно разговаривать, когда идешь с ним по коридору, — он только успевает отвечать на студенческие «здравствуйте»), он — не заслуженный профессор? А кто же тогда заслуженный профессор? (Ради справедливости замечу, что сейчас эта «нестыковка» будет, очевидно, исправлена.)

А на самом деле, ответ на эти риторические вопросы есть, только его трудно сформулировать. Хочется сказать, что Алексей Меркурьевич — скромный человек. Но это не так или не совсем так, хотя, как мы знаем, «скромность украшает». Будучи ведущим профессором биофака, А.М., я думаю, прекрасно знает себе цену. И его язвительность, умение «поддеть» собеседника в разговоре, о чем шла речь выше, тоже вряд ли свидетельствуют о скромности в обычном смысле. (И вряд ли, замечу в скобках, способствуют получению наград и званий.)

Вспомнил в этой связи, как Алексей Меркурьевич засмеялся и замотал головой, когда я назвал его скромным на банкете после своей защиты. Сейчас я попробую сформулировать это ускользающее свойство получше. А.М. — благородный человек. И как благородному человеку ему претит куда-то ходить, что-то выпрашивать и кому-то напоминать. А без этого мы (включая меня) только к 70-летию «вдруг» вспоминаем, что А.М. Гиляров — до сих пор не заслуженный профессор МГУ. Благородство как свойство конкретного человека трудно приходит на ум, потому что это — редкое свойство, «исчезающая натура», потому что слишком мало носителей этого качества остается среди нас. Я желаю Алексею Меркурьевичу Гилярову только одного — здоровья. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: