Пенсионеров часто обманывают. Только в США, по некоторым оценкам, люди старше 60 лет потеряли в 2010 году по вине мошенников разного калибра 2,9 млрд долл., на 12% больше, чем в 2008 году [1]. Но почему граждане в здравом уме, твердой памяти и с большим жизненным опытом так доверчивы, что вверяют свои кошельки проходимцам, которых видят первых раз в жизни? Ответ на этот вопрос искали медики и психологи Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) под руководством профессора Шелли Тейлор (Shelley Taylor). Ученые пришли к заключению, что чрезмерная доверчивость пожилых людей — своего рода возрастная патология. Из-за ослабления функции передней островковой доли (островка) коры головного мозга они без всякого на то основания проникаются доверием к подозрительным незнакомцам [2].
Исследование калифорнийских ученых состояло из двух этапов. В первом приняли участие 119 человек от 55 до 84 лет и 24 человека от 20 до 42 лет. Все они были достаточно образованы: молодые окончили по крайней мере колледж, а некоторые пожилые люди обладали учеными степенями. В распоряжении исследователей были фотографии (взрослые лица анфас крупным планом на сходном фоне), которые прошли предварительную оценку многих людей, определявших, заслуживает ли то или иное лицо доверия. Ученые отобрали по 10 фотографий людей, единогласно признанных достойными доверия, нейтральных и подозрительных. (Увы, признаки подозрительности исследователи не описывают и ни одной фотографии в статье не приводят.)
Эти фотографии показывали участникам эксперимента, которые должны были оценить надежность и доступность человека. Надежный человек — это тот, которому не страшно доверить свою жизнь и свои деньги, к доступному можно запросто подойти на улице и вступить в беседу. Оценку проводили по 7-балльной шкале: лицо, получившее — 3, абсолютно не внушает доверия, а 3 — безусловно располагает к себе.
Оказалось, что пожилые люди оценивали надежность и доступность лиц из надежной и нейтральной групп так же, как молодые участники эксперимента. Что же касается подозрительных незнакомцев, пожилые были к ним менее критичны и по шкале надежности поставили им среднюю оценку — 0,75, в то время как молодые — 1,4. В оценке доступности подозрительных личностей участники разного возраста также разошлись.
Получается, что пожилые люди действительно склонны доверять незнакомцам. Увидев перед собой агрессивного и угрюмого человека со взглядом исподлобья, они впустят его в дом, напоят чаем и отдадут последние деньги.
Затем исследователи определили, какие нервные структуры ответственны за такое поведение. По некоторым данным, за инстинктивное чувство опасности и оценку рисков отвечает островок. Для проверки этой гипотезы ученые обследовали 39 человек, доли молодых и пожилых были примерно равными. Каждый участник должен был оценить 60 фотографий, но уже не в баллах, а качественно: «доверяю» или «не доверяю», — а ученые в это время измеряли активность нейронов островка. В качестве контрольного задания нужно было определить пол человека на фотографии. Оказалось, что у молодых людей нейроны передней доли островка значительно активнее, когда испытуемые рассматривают вопрос о доверии, чем во время определения пола.
Когда молодые люди оценивают фотографии из разряда подозрительных, активность их нейронов существенно выше, чем при виде благонадежных лиц. У пожилых участников эксперимента разницы в активности почти нет. Очевидно, передняя островковая доля, точнее — ее левая часть, действительно позволяет человеку интуитивно почувствовать опасность и посылает ему предупреждающий сигнал. У пожилых людей эта функция ослаблена, поэтому им так трудно отнестись с недоверием к незнакомцу, которого более молодой человек и на порог не пустил бы.
Возможно, у феномена доверчивости пожилых есть и другие объяснения. В качестве альтернативы своей гипотезе авторы исследования рассматривают две версии. Первая: молодые и пожилые люди, которых привлекали к эксперименту, относятся к разным возрастным когортам, и старшее поколение может быть более доверчивым, чем молодое, просто потому, что так получилось в данной когорте. Вторая версия: более позитивно настроенные и доверчивые люди живут дольше, так называемая селективная смертность (selective mortality).
Однако против этих версий говорит ряд исследований (их выводы авторы всецело разделяют), подтверждающих, что люди старшего возраста, вне зависимости от конкретной когорты, воспринимают жизнь более позитивно, реже жалуются на здоровье, стараются быстрее забыть все плохое и думать только о хорошем. Иными словами, оценка баланса позитивного и негативного опыта у пожилых смещена в сторону первого, тогда как у более молодых поколений это не так. И этот процесс становится вполне очевидным уже в первый период взрослой жизни [3, 4]. Новые результаты, как полагают авторы, полностью укладываются в эту картину.
В статье также говорится об исследованиях, которые показали, что при большей доверчивости пожилые люди одновременно более осторожны и менее склонны инвестировать деньги. В то же время они более щедры на вознаграждение тех людей, которые сделали им что-то хорошее [5]. Отдельные исследования также показали, что пожилые люди испытывают меньший страх стать жертвами каких-то бесчестных людей, хотя менее защищены от многих видов преступлений [6]. Всё это ведет к тому, что пожилые люди часто теряют деньги из-за мошенников. Причиной этому может быть просто повышенная «физиологическая» доверчивость пожилых людей, отмечают авторы статьи.
1. MetLife Mature Market Institute
(2011). The MetLife study of elder financial abuse: Crimes of occasion, desperation, and predation against America’s elders. http://web.archive.org/web/20120417061652/http://www.preventelderabuse.org/documents/mmi-elder-financial-abuse.pdf
2. Castle et al. «Neural and behavioral bases of age differences in perceptions of trust» // PNAS
(2012), v. 109 (51), 20848-20852; doi/10.1073/pnas.1218518109.
3. Carstensen LL, et al. (2011). Emotional experience improves with age: Evidence based on over 10 years of experience sampling. Psychol Aging 26(1):21-33.
4. Sutin AR, et al. Cohort effect on well-being: The legacy of economic hard times. Psychol Sci, in press.
5. Sutter M, Kocher MG (2007). Trust and trustworthiness across different age groups // Games Econ Behav 59:364-382.
6. Ferraro KF, La Grange RL (1992). Are older people most afraid
of crime? Reconsidering age differences in fear of victimization // J Gerontol 47(5):S233-S244.
1 Comment