Город Троицк: окраина или центр?

В.П. Маслов
В.П. Маслов

О городе Троицке как о центре Новой Москвы я уже писал (ТрВ-Наука № 89 от 1 октября 2011 года). Но, боюсь, что для чиновников среднего уровня сегодняшняя пресса, отражающая общественное мнение, не доходит. Что такое, с моей точки зрения, чиновник среднего уровня? Это чиновник, дозвониться к которому невозможно, а секретарша, когда, допустим, я называю все свои регалии, отвечает: «Ваши прежние заслуги – забота не нашего ведомства».

Поэтому мне придется повторить более подробно, какие ученые отдали жизнь или существенную часть своей души становлению и развитию города Троицка. Здесь в первую очередь нужно назвать первопроходцев отца и сына Пушковых, поскольку знаменитый институт ИЗМИРАН был основан именно ими. Я учился на физическом факультете МГУ вместе с Пушковым–младшим и дружил с ним. В дальнейшем он очень помогал мне в решении моих сложных личных проблем (см. www.proza.ru/2010/12/10/1588). Я также учился и дружил с Евгением Яковлевым, который некоторое время после смерти академика Верещагина возглавлял Институт высоких давлений. Могу с уверенностью сказать, что специалисты этого института, как теоретики, так и экспериментаторы, отвечают самому высокому мировому уровню.

На моих глазах город Троицк возник как ГОРОД.

Я помню время, когда обсуждался вопрос о его названии. Это было в узком кругу моих знакомых. Кто-то сказал, что его естественное название — город Велихов. Действительно, академик Велихов много души вложил в его создание, возглавляя филиал Курчатовского института (ныне ТРИНИТИ). Здесь, в городе Троицке, родилась его дочь Наташа, и у моей дочери в метрике указан город Троицк. С Велиховым

Нас познакомил Миллионщиков

Годов тому назад… лет сорок.

Сказал: обгонит самых быстрых гонщиков

Сей трижды гениальный отрок,

как я напоминал Евгению Павловичу через сорок лет.

Но в ту пору уже не принято было называть город в честь живого человека. Мне помнится, что в этой компании именно я предложил назвать город Троицком, поскольку тогда его легче будет переименовать в дальнейшем.

Кто-то пошутил: «В честь Святой Троицы?»

Никто не думал тогда, что через 35 лет мы попадем как раз в самую точку с этим названием.

В предыдущей статье я перечислял крупнейших ученых, в том числе Нобелевских лауреатов, внесших большой вклад в развитие наукограда. Вспоминаю еще, что академик Тавхелидзе рассказывал мне, как он договаривался с чиновником по лесу Мартиросовым об отводе земли под институт, как придумывал способы привлечь строителей. Всё это делалось на среднем уровне и, можно сказать, создавалось своими руками. Потому что не было какого-либо решения высших правительственных органов, в отличие от Академгородка под Новосибирском, о создании которого академиком Лаврентьевым ходят легенды.

Кстати, мне бы хотелось, чтобы ученые новосибирского Академгородка представили себе, что их город включился в черту Новосибирска и с точки зрения чиновников явился его ОКРАИНОЙ. И я хотел бы обратиться к ученым Новосибирского и других наукоградов за поддержкой, потому что подобное может случиться и с ними.

Чтобы было понятно, как опасно нарушать атмосферу и традиции наукограда, я приведу выдержки из рассказа Аверченко. Он описывает, как он зашел в Петербурге в фешенебельный ресторан. Он пишет:

«И когда сел за столик, сразу на меня пахнуло суровостью и враждебностью незнакомого места. Было как-то холодно, страшно и неуютно… Официанты казались слишком необщительными, замкнутыми, метрдотель слишком величественным, а публика слишком враждебной и неприветливой».

Далее он говорит, что случилось так, что через некоторое время этот ресторан стал его излюбленным рестораном.

«Полный, вальяжный официант, радуясь, что может ввернуть такое словцо, говорит:

— Бульон-ерши, конечно? Традиционно?

— Традиционно, — улыбаюсь я».

Далее Аверченко описывает более острую ситуацию с полицией, когда ему пришлось платить штрафы за свои либеральные статьи. К нему явился полицейский. Аверченко рассказывает:

«Когда я, наскоро одевшись, вышел к нему, меня поразил его неприветливый, гранитный вид.

— Что такое?

— Здравствуйте. Тут вот с вас нужно штраф взыскать… По распоряжению администрации.

— Да что вы говорите? Какой штраф? За что?!

— А вот тут сказано: за статью «Триумф октябристов».

— Позвольте! Да статья совсем безобидная!

— Не знаю-с. Меня не касается. Мне приказано взыскать деньги нынче же.

— Ну… А если я не уплачу?

— Тогда я обязан доставить вас в участок на предмет ареста».

«Как это случилось, — пишет дальше Аверченко, — но теперь я в полиции свой человек.

Околоточный входит ко мне в спальню. Он милый человек, и я его не стесняюсь. Потирает руки и делает несколько веских замечаний о погоде.

— Собачья погода. Снегом совсем запорошило. Теперь в наряде стоять – одна мука.

— А, мое почтение, Семён Иванович. Ну что?

— Традиционно!»

Этим рассказом Аверченко подчеркивает: он платит те же деньги в ресторане, те же штрафы в полиции, но традиционность, атмосфера другая. Тогда все эти житейские мелочи человеку не портят настроения, а для ученого не уничтожают главного – вдохновения, настроя к работе.

Недавно я нашел по Интернету московского стряпчего (юриста), чтобы он помог мне разобраться с путаницей в кадастровых планах области и Москвы. Такие стряпчие помогают понять, к кому обратиться, какое ведомство занимается сегодня данной проблемой и где оно находится, могут ускорить процесс. Он получил свои 6 тысяч рублей, никакого понятия не имел о Троицке, кое-что узнал от меня и уехал. Я в конце концов разобрался, что можно заказать документы в электронном виде по Интернету, уплатил, заказал, давно миновал срок получения ответа, а воз и ныне там. Тогда я обратился ко всем знакомой в Троицке Надежде Васильевне, бывшей 25 лет начальницей Троицкого БТИ, но она сообщила, что 5 июня ее сокращают. Это побудило меня вновь обратиться в газету и заявить во весь голос:

Наукоград Троицк не захвачен Москвой, а, как правильно отметил мэр Москвы, выступая в Троицке, присоединен к Москве. Это должны усвоить чиновники среднего уровня и бережно относиться к традициям, которые присущи наукоградам. 

Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ,
Демидовской премии и премии «Триумф»,
академик В.П. Маслов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: