В конце 2012 года, как раз в пору обсуждения в ТрВ-Наука моей статьи о фильме Задорнова и норманнской проблеме, на электронном портале «Самиздат» появились стихи Михаила Домова о моей персоне. Каюсь, я наткнулся на них случайно только что и с веселым любопытством прочитал. Я нашел адрес автора, попросил его разрешить мне воспроизвести их и вот привожу:
СОН Л. С. КЛЕЙНА
Заботы тонут в вине игристом,
Хоть непонятно такое мне.
Лев Самуилыч был норманистом
С друзьями вместе, наедине,
И вот представьте — ещё во сне.
Вон там кумиры навроде статуй
Надменно сверху на всех глядят.
А век который? А век — девятый.
Во сне и время пошло назад,
Глянь Самуилыч на Новый град.
На терема глянь, на мостовые,
Что деревянным всё было там,
Как и позднее по всей России,
Профессор знает, поди, и сам,
Не забывает и по ночам.
Проходит стража — щиты багряны,
Тут встрепенулся профессор вдруг:
Ну где любимцы его — норманны?
Славяне только одни вокруг,
А он норманнам первейший друг.
Профессор ищет и бродит с криком:
«Ау, норманны, спасите, SOS!
В народе местном и многоликом
Вас не находит мой чуткий нос.
Куда же леший вас всех занес?»
В заумной фразе не слишком ловкой
И смысл не так уж чтоб очень здрав.
Смеются люди: «Видать, головкой
Он повредился, с печи упав?
Не пей настойку из лютых трав»
«Идут варяги!», — в толпе вскричали,
Все повернулись — шли от реки
Бойцы в кольчугах из светлой стали,
Блестят шеломы, мечи крепки.
Нашлись норманны, нашлись-таки.
«А вот и Рюрик», — шепнули рядом,
И не смущаясь людей ничуть,
К вождю седому с холодным взглядом
Профессор с криком упал на грудь:
«Скажи по-шведски хоть что-нибудь!
Я твой поклонник! Такое диво,
Как в лотерее куш тысяч сто…»
Вождь отстранился, взглянул брезгливо
(Не прав профессор, здесь не лото)
И недовольно спросил: «Пошто?»
«Ведь правда, конунг, скажи, не вы ли,
Норманны, быстро и ловко так
Славян разбили и покорили…»
Тут перед носом мелькнул кулак,
И Самуилыч, упав, обмяк.
Проснулся в страхе. В мозгах гудело.
Ну что за сон был — кошмар один!
Раз получилось такое дело,
Вставать скорее. Скорее, блин!
А то приснится А.Г. Кузьмин.
Едва лишь буркнув: «А всё ж кремень я»,
Сражен профессор был наповал —
В стекле зеркальном у отраженья
Под левым глазом он увидал
Лилово-красный большой фингал.
Поскольку здесь те же споры представлены наглядно и назидательно, с трогательной простотой, решил, что надо отозваться. Я тоже писал стихи, и даже печатал (в мемуарах). Но здесь поэтическому воображению лучше противопоставить прозу.
Начать с того, что в IX веке не было деревянных мостовых в Великом Новгороде и самого Новгорода не было. Не было такого названия. Византийский император упоминает «Немогард» только в середине Х века. С этого времени ведет происхождение Новгорода акад. М. Н. Тихомиров (а по его данным отмечаются и юбилеи города). Это подтверждает археология — именно тогда была возведена крепость, с которой связывают название Новгород. На всей территории новгородского кремля не зафиксировано культурных отложений даже первой половины Х века. Но поселок ильменских славян на месте будущего города был. Арабы называли его во второй половине IX века Слава, Салау, что соответствует названию одной из древнейших частей город — Славно (Славенский конец).
А в 2 км к югу от Новгорода находилась крепость, называемая историками «Рюриково городище». Она раскопана чл.-корр. РАН Е.Н. Носовым. Вот там и был «город» 1Х-Х веков, откуда затем центр переместился к северу, получив название Нового города. Как же назывался этот старый город (впоследствии там была резиденция новгородских князей)? В скандинавских сагах к ильменскому центру применялось название Холмгард, Холмгарор, что означает «островной город» и никак не подходит к самому Новгороду (это по исследованиям Б. Клейбера и Е.А. Мельниковой). Возможно, что тут отразилось славянское название Холм-город (это предположение Т.Н. Джаксон). Это название вполне подходит к Рюрикову городищу — оно на возвышенности, на холме. В немецких источниках тот же город называется Острогард. Существенно, что в IX веке здесь Носов отмечает наличие скандинавов среди жителей. А еще раньше, в VIII веке, они появились в Ладоге и низовьях Волхова.
Домов убежден, что норманнов (скандинавов) на Руси в это раннее время не было и просто не могло быть. Но в отличие от него я в IX веке побывал не во сне, а наяву, и не один, а вместе с большой дружиной археологов. Именно археология предоставила нам такую возможность. Жаль, что с нами не было Михаила Ивановича Домова. Но зато с нами был ярый воитель за антинорманизм, можно сказать полководец антинорманизма начальник Гнездовской археологической экспедиции проф. Даниил Антонович Авдусин, наследственный антинорманист (его учитель А.В. Арциховский тоже был проповедником антинорманизма). Всю жизнь Даниил Антонович воевал с открытым забралом против «норманистов», каковыми он считал многих москвичей и нас — меня с моими учениками в Петербурге. А к концу жизни (в 1988 году) по результатам своих раскопок в Гнездовском могильнике (под Смоленском) сокрушенно признал: да, скандинавы в Гнездове были с самого начала, и было их «во много раз больше», чем предполагалось. Ангажированная журналистка Н.И. Васильева, распространявшая пропаганду антинорманизма, заявила во всеуслышание о предательстве пожилого профессора из Московского университета: он переметнулся. Но Авдусин был не ангажированный журналист, он был ученый и не мог не верить своим глазам. И московские ученики его ныне никак не антинорманисты, а в одном строю с нами.
Со своими учениками я проверял по могильникам древнее население. Разумеется, мы не могли попросить их поговорить по-шведски или по-славянски. Но мы видели их вещи, мы могли выделить те вещи, которые не идут в торговлю (например, подвески в виде молоточков Тора), еще важнее — мы классифицировали обряд погребения. Он всё-таки разный у разных этносов и разных вер. Скажем, взять Ярославское Поволжье. Когда мы там выделили для IX-X веков те погребения, которые опознаваемы, и подсчитали, то получили такие цифры: славян — 13%, скандинавов — 14%, остальные — финно-угорские народности. Кто там нас спросит «Пошто?»
Домов и Рюрика считает славянином (ну, по Кузьмину — западным). Что же имя это значит по-славянски? Для сторонников Кузьмина — рарог, т.е. у западных славян «сокол». Но, во-первых, имя «Сокол» у славян неслыханное, во-вторых, каким образом «рарог» превратилось в Рюрик? Как у жеманной дамочки Анны Павловны Шарамыкиной в водевиле «Юбилей» у Чехова, «Петербург» от сложения губ сердечком превращалось в «Пютюрбюрг»? А вот скандинавское Хрёрек, Рурикр, современное Рурик (родственное Хрёдерик, Родриго), переводящееся как «знатный славой», закономерно переходит в славянское Рюрик.
Впрочем, даже попросить людей IX-X веков на «пути из варяг в греки» поговорить по-шведски можно. Тот же Константин Багрянородный сообщает два ряда названий Днепровских порогов. Один ряд славянский — император неплохо передает греческими буквами славянские звучания: «островунипрах» — островной порог, «неясыть» — современный Ненасытец, «вулнипрах» — волновой порог и т. д. Всё можно понять. А вот ряд его «русских» названий понять сходу нельзя: Улворси, Аифор, Варуфорос, Струкун, Леандри — со славянских языков они совершенно не читаются, зато расшифровываются со старошведского: «островной», «свирепый», «волновой», «падающий» и т. д. Кто же это сообщил императору шведские названия Днепровских порогов? Да еще назвался при этом «русскими»? А вспомним, что финны и эстонцы до сих пор называют «руосси» не славян, а скандинавов, шведов. А русская летопись сообщает о приходе из-за моря варягов, зовомых «Русь», «от них же и ны прозвашася» (от них же и мы прозвались).
Коль скоро Вы, Михаил Иванович Домов, нарисовали себе совершенно другую картину девятого века, милую Вашему сердцу, то я хорошо понимаю вашу горячую жажду поставить мне «лилово-красный большой фингал под левым глазом» руками западно-славянских варягов: «тут перед носом мелькнул кулак, и Самуилыч, упав, обмяк». Так ведь не получается. Конечно, во сне всё возможно, но сон-то не мой!
Еще две вещи мне хочется уточнить. Первая — я совершенно непьющий. Поэтому начало Вашего стихотворения о том, что «заботы тонут в вине игристом», не по адресу. Я понимаю, «игристом» понадобилось для рифмы к «норманистам», но не так уж трудно найти другие рифмы — «монистом», «чистом», «гористом» и т. д. Вторая вещь — Вы считаете меня норманистом, приверженцем теории норманизма: «славян разбили и покорили». Да нет такой теории. Это жупел, созданный антинорманистами для оправдания собственной «борьбы». А мы, большинство историков и археологов, занимающихся древностями Руси, просто стараемся непредвзято анализировать факты и честно сообщать результаты народу. Чтобы народ мог трезвыми глазами взглянуть на яркие, но скороспелые картины, лестные и фантастические, рисуемые любителями. Историю надо видеть такой, какой она была, а не такой, какой ее хотели бы сформировать Вы. Вы над нею не властны, хоть Вы и Михаил Иванович.
Теперь всё понятно. Я не люблю показывать свою почту без особой необходимости, поэтому в графе «Почта (скрыта) *» писал [email protected], и, видимо, под этим адресом кто-то уже зарегистрировал свою аватарку на Граватаре! :) Исправлюсь.
Мне кажется, лучше сделать ввод почты необязательным, раз уж вы всё равно не требуете регистрации.
Мэйл обязательный можно и убрать, раньше-то не было. Но тогда исчезнет и подобие «авторизации», когда невидимый мэйл позволяет идентифицировать автора и пропускать его без подтверждения. Вот Ваши новые записи с новым мэйлом просто попали в спам, поскольку так сработала база вордпрессовского антиспама и у нее наверно на это были свои внутренние причины. Пропускать же всех анонимов и новичков без задержки на сайт сейчас чревато, хотя, конечно, всегда есть способы пробиться и похамить. Поверьте, оптимум некий между удобством, простотой пользования и минимальной защитой от вандалов ищется постоянно и время от времени что-то меняется, когда меняются обстоятельства. Сейчас вот так. Станет совсем плохо и не сможем поддерживать осмысленную систему комментариев — просто закроем их.
Можно конечно и регистрации ввести с подтверждением по мэйлу, как многие бы желали, это анонимов прижмет. Но, во-первых, это уменьшит количество вполне адекватных комментаторов, не желающих всюду регистрироваться (я сам к таким принадлежу). А во-вторых, будет безумно пухнуть база пользователей, которую нам придется содержать и в ней копаться — зачем? Есть еще вариант с опен ID через всякие соцсети, я это проверял, но это иллюзия решения — база все равно собирается, регистрации все равно осуществляются и выглядят еще более монструозно.
PS К вопросу о том, почему лженаучные гуманитарии тут резвятся, а по естественным наукам такого нет. Есть. Хватает. Но если про проблемы «норманизма-антинорманизма» есть кому отвечать, то с творцами «светоносного эфира» просто не хочет никто из серьезных физиков всерьез беседовать, время тратить. А одностороннюю рекламу лженауки без «разбора полетов» (хоть что-то несущего уму и сердцу читателей) просто прикрываем. Логика простая…
Ну почему же только в гуманитарные? Ещё Теория эволюции есть…
Для Анатолия.
Уважаемый Анатолий. Где то в книжном хламе лежит уже раритетное издание конца 50-х годов о Снежном человеке. Не одно десятилетие тема кормит и поит «исследователей» по причине интереса к «неведомому». Будете смеяться, но мой однокурсник, по причине семейных отношений детей, попал в Израиль из г. Шахты Ростовской области. А так как наша профессия там не востребована, а евреев умением рисовать не удивишь — выпустил пособие на основе личного опыта — Справочник для туристов о применяемых в России матерных словах и выражениях и его «опус» пошёл «как пирожки». Потому что на «пустом информационном поле» возможно встретить массового читателя. Считаю, отсутствие коментариев к ссылкам нежеланием автора считаться с читателем. А как можно коментировать, аматорски, вспомните известную Вам из школы сценку из «Поднятой целины» М.Шолохова. Председатель учил язык империалистов……
2.Уважаемый Анатолий. Врачи умирают по статистике чаще и раньше гуманитариев по причине циничного отношения к своему здоровью.
С.Е.Г.:
24.07.2013 в 11:49
«Считаю, отсутствие коментариев к ссылкам нежеланием автора считаться с читателем.»
1.Отсутствие коММентариев говорит моему сердцу о том,что «пропуск» в научную книгу выдаётся не всем.Его нужно «заработать»!
«Врачи умирают по статистике чаще…..»
2.Не меняйте тему заданную вами же:»интерисуюсь «гениалогическим деревом» чтобы избежать знакомства с «врачами». Особенно современными.»
Гм-гм.Вообще-то «интерЕсуюсь» и «генЕалогия».Это между нами!
Для Случайного прохожего.
Спасибо что Вы есть. А то мне думалось , что этот персонаж из французских анекдотов 60 -х годов уже «вышел в финал». А так выходит занятно. Мы обсуждаем тему — мог ли уважаемый ЛСК получить фингал в 1Х веке за неуместный вопрос. Но тут подошёл «Случайный прохожий » и сказал -Я, как человек очень далёкий от истории и к тому же воспитанный на «советском антинорманизме», узнал для себя много нового. Большое спасибо ЛСК и Олегу за то, что изменили моё мнение .
Ну как в более свежем анекдоте.
Мамаша решила поговорить с дочерью об отношениях с мальчиками.
Поговорила и «узнала для себя много нового».
Как же Вы ПЕРЕСТРОЙКУ не заметили?
Для Анатолия.
1.Извините, не подправил. Знаю. Но Жена позвала завтракать. Если Вы женаты — меня поймёте.
С.Е.Г.:
24.07.2013 в 17:41
Жена позвала завтракать.
(Задумчиво почёсывая в голове)Вы Евгений Онегин?Не?А почему же у вас завтрак в 11:49?
С.Е.Г.:24.07.2013 в 11:49
Я в это время мысленно готовлюсь обедать. :)А завтракаю в 7:00 — 7:30.
ЛСК: 24.07.2013 в 9:03 Спасибо. С непривычными терминами действительно трудно разбираться. Мне кажется (на моем текущем уровне понимания), что тут дело не только во временном факторе, но и в пространственном. Для автора ПВЛ норманны явно почти аналогичны норвежцам, поскольку он их явно отделяет от шведов и англов (и от руси). Сие не удивительно, ибо он территориально близок к этой кухне. А для византийца или итальянца «норманны» могли быть все викинги. Включая этнических скандинавов, и прочих морских удальцов с балтийского региона вроде тех же руян. ВОт что мне непонятно в Ваших рассуждениях, так это почему Вы и Олег даже в расширительном понимании норманнов определяете их именно как скандинавов. Ведь этнические и географические представления были развиты весьма слабо.
Уважаемый Анатолий.
Мы много ходим. В конце июня 5 дней гуляли по Питеру. Попали «между дождями». Заехали в Москву как раз под ураган 1 июля. Снял фотиком видео — Депардье на скутере возле Большого. Выставил в Одноклассниках. До того, в июне, ходили по полям, сбор земляники. Сейчас дожди. Тайм аут. Пойдём за грибами. В конце августа ежегодная поездка на 20 дней в КМВ. Что вызывает удивление? На генном уровне противоречия нет.
Denny:
Почему под норманнами понимали только скандинавов?
Потому что по обычаям и культуре они резко отличались от остальных народов и очень были сходны между собой. Ранее когда не было разделения между норвегами , шведами и датчанами — некоторые зарубежные источники всех их определяли как данов.
Были и другие народы не так сильно отличавшиеся от норманнов — например фризы, англы, юты и саксы — культура всех германских народов была во многом схожей. Примерно те же боги, пусть называвшиеся немного по-другому — Один скандинавов соответствовал Вотану германцев и т.д.
И в то же время скандинавы резко выделялись даже на фоне других германских народов, именно своей привычкой к дальним морским походам, умением строить быстроходные морские корабли. Жизнь воина-морехода определяла необычный уклад его жизни, несвойственный другим сухопутным народам.
Первое знакомство с норманнами вызвало шок как на Западе, так и на Востоке. Никто не мог взять в толк откуда возникают на своих кораблях с драконьими головами толпы свирепых воинов, грабят, разрушают все вокруг и снова исчезают с добычей и пленниками.
Поэтому не делая четкого различия между воинами различных областей Скандинавии, называвшее их всех норманнами или данами,население, страдавшее от их набегов и на Западе и на Востоке очень четко отделяло их от других народов.
Так например курши и эсты, а позже и балтийские славяне тоже занимались морским разбоем, и норманны их называли викингами как и своих воинов уходивших в грабительские морские походы.
Но ареал плаваний был совершенно разный. Норманны грабили во всех морях, он появлялись на Каспии, в Северной Африке, в северной далекой Биармии (ее сопоставляют с современной Пермью, у берегов Испании, и даже у берегов Америки, а курши и эсты , также как и западные славяне, воевали на море у своих побережий. Дальние морские походы были особенностью в основном только скандинавов.
Например когда норманны в 844 г . напали на Севилью, мусульмане, видимо слышавшие от единоверцев о подвигах русов-варягов на Каспии, называли их ар-Рус или ал-Урдуманийа (норманны)- хотя вероятность появления именно русов у берегов Испании очень мала.