Фингал под левым глазом. Путешествие в девятый век

Лев Клейн
Лев Клейн

В конце 2012 года, как раз в пору обсуждения в ТрВ-Наука моей статьи о фильме Задорнова и норманнской проблеме, на электронном портале «Самиздат» появились стихи Михаила Домова о моей персоне. Каюсь, я наткнулся на них случайно только что и с веселым любопытством прочитал. Я нашел адрес автора, попросил его разрешить мне воспроизвести их и вот привожу:

СОН Л. С. КЛЕЙНА

Заботы тонут в вине игристом,
Хоть непонятно такое мне.
Лев Самуилыч был норманистом
С друзьями вместе, наедине,
И вот представьте — ещё во сне.

Вон там кумиры навроде статуй
Надменно сверху на всех глядят.
А век который? А век — девятый.
Во сне и время пошло назад,
Глянь Самуилыч на Новый град.

На терема глянь, на мостовые,
Что деревянным всё было там,
Как и позднее по всей России,
Профессор знает, поди, и сам,
Не забывает и по ночам.

Проходит стража — щиты багряны,
Тут встрепенулся профессор вдруг:
Ну где любимцы его — норманны?
Славяне только одни вокруг,
А он норманнам первейший друг.

Профессор ищет и бродит с криком:
«Ау, норманны, спасите, SOS!
В народе местном и многоликом
Вас не находит мой чуткий нос.
Куда же леший вас всех занес?»

В заумной фразе не слишком ловкой
И смысл не так уж чтоб очень здрав.
Смеются люди: «Видать, головкой
Он повредился, с печи упав?
Не пей настойку из лютых трав»

«Идут варяги!», — в толпе вскричали,
Все повернулись — шли от реки
Бойцы в кольчугах из светлой стали,
Блестят шеломы, мечи крепки.
Нашлись норманны, нашлись-таки.

«А вот и Рюрик», — шепнули рядом,
И не смущаясь людей ничуть,
К вождю седому с холодным взглядом
Профессор с криком упал на грудь:
«Скажи по-шведски хоть что-нибудь!

Я твой поклонник! Такое диво,
Как в лотерее куш тысяч сто…»
Вождь отстранился, взглянул брезгливо
(Не прав профессор, здесь не лото)
И недовольно спросил: «Пошто?»

«Ведь правда, конунг, скажи, не вы ли,
Норманны, быстро и ловко так
Славян разбили и покорили…»
Тут перед носом мелькнул кулак,
И Самуилыч, упав, обмяк.

Проснулся в страхе. В мозгах гудело.
Ну что за сон был — кошмар один!
Раз получилось такое дело,
Вставать скорее. Скорее, блин!
А то приснится А.Г. Кузьмин.

Едва лишь буркнув: «А всё ж кремень я»,
Сражен профессор был наповал —
В стекле зеркальном у отраженья
Под левым глазом он увидал
Лилово-красный большой фингал.

Поскольку здесь те же споры представлены наглядно и назидательно, с трогательной простотой, решил, что надо отозваться. Я тоже писал стихи, и даже печатал (в мемуарах). Но здесь поэтическому воображению лучше противопоставить прозу.

Начать с того, что в IX веке не было деревянных мостовых в Великом Новгороде и самого Новгорода не было. Не было такого названия. Византийский император упоминает «Немогард» только в середине Х века. С этого времени ведет происхождение Новгорода акад. М. Н. Тихомиров (а по его данным отмечаются и юбилеи города). Это подтверждает археология — именно тогда была возведена крепость, с которой связывают название Новгород. На всей территории новгородского кремля не зафиксировано культурных отложений даже первой половины Х века. Но поселок ильменских славян на месте будущего города был. Арабы называли его во второй половине IX века Слава, Салау, что соответствует названию одной из древнейших частей город — Славно (Славенский конец).

А в 2 км к югу от Новгорода находилась крепость, называемая историками «Рюриково городище». Она раскопана чл.-корр. РАН Е.Н. Носовым. Вот там и был «город» 1Х-Х веков, откуда затем центр переместился к северу, получив название Нового города. Как же назывался этот старый город (впоследствии там была резиденция новгородских князей)? В скандинавских сагах к ильменскому центру применялось название Холмгард, Холмгарор, что означает «островной город» и никак не подходит к самому Новгороду (это по исследованиям Б. Клейбера и Е.А. Мельниковой). Возможно, что тут отразилось славянское название Холм-город (это предположение Т.Н. Джаксон). Это название вполне подходит к Рюрикову городищу — оно на возвышенности, на холме. В немецких источниках тот же город называется Острогард. Существенно, что в IX веке здесь Носов отмечает наличие скандинавов среди жителей. А еще раньше, в VIII веке, они появились в Ладоге и низовьях Волхова.

Домов убежден, что норманнов (скандинавов) на Руси в это раннее время не было и просто не могло быть. Но в отличие от него я в IX веке побывал не во сне, а наяву, и не один, а вместе с большой дружиной археологов. Именно археология предоставила нам такую возможность. Жаль, что с нами не было Михаила Ивановича Домова. Но зато с нами был ярый воитель за антинорманизм, можно сказать полководец антинорманизма начальник Гнездовской археологической экспедиции проф. Даниил Антонович Авдусин, наследственный антинорманист (его учитель А.В. Арциховский тоже был проповедником антинорманизма). Всю жизнь Даниил Антонович воевал с открытым забралом против «норманистов», каковыми он считал многих москвичей и нас — меня с моими учениками в Петербурге. А к концу жизни (в 1988 году) по результатам своих раскопок в Гнездовском могильнике (под Смоленском) сокрушенно признал: да, скандинавы в Гнездове были с самого начала, и было их «во много раз больше», чем предполагалось. Ангажированная журналистка Н.И. Васильева, распространявшая пропаганду антинорманизма, заявила во всеуслышание о предательстве пожилого профессора из Московского университета: он переметнулся. Но Авдусин был не ангажированный журналист, он был ученый и не мог не верить своим глазам. И московские ученики его ныне никак не антинорманисты, а в одном строю с нами.

Со своими учениками я проверял по могильникам древнее население. Разумеется, мы не могли попросить их поговорить по-шведски или по-славянски. Но мы видели их вещи, мы могли выделить те вещи, которые не идут в торговлю (например, подвески в виде молоточков Тора), еще важнее — мы классифицировали обряд погребения. Он всё-таки разный у разных этносов и разных вер. Скажем, взять Ярославское Поволжье. Когда мы там выделили для IX-X веков те погребения, которые опознаваемы, и подсчитали, то получили такие цифры: славян — 13%, скандинавов — 14%, остальные — финно-угорские народности. Кто там нас спросит «Пошто?»

Домов и Рюрика считает славянином (ну, по Кузьмину — западным). Что же имя это значит по-славянски? Для сторонников Кузьмина — рарог, т.е. у западных славян «сокол». Но, во-первых, имя «Сокол» у славян неслыханное, во-вторых, каким образом «рарог» превратилось в Рюрик? Как у жеманной дамочки Анны Павловны Шарамыкиной в водевиле «Юбилей» у Чехова, «Петербург» от сложения губ сердечком превращалось в «Пютюрбюрг»? А вот скандинавское Хрёрек, Рурикр, современное Рурик (родственное Хрёдерик, Родриго), переводящееся как «знатный славой», закономерно переходит в славянское Рюрик.

Впрочем, даже попросить людей IX-X веков на «пути из варяг в греки» поговорить по-шведски можно. Тот же Константин Багрянородный сообщает два ряда названий Днепровских порогов. Один ряд славянский — император неплохо передает греческими буквами славянские звучания: «островунипрах» — островной порог, «неясыть» — современный Ненасытец, «вулнипрах» — волновой порог и т. д. Всё можно понять. А вот ряд его «русских» названий понять сходу нельзя: Улворси, Аифор, Варуфорос, Струкун, Леандри — со славянских языков они совершенно не читаются, зато расшифровываются со старошведского: «островной», «свирепый», «волновой», «падающий» и т. д. Кто же это сообщил императору шведские названия Днепровских порогов? Да еще назвался при этом «русскими»? А вспомним, что финны и эстонцы до сих пор называют «руосси» не славян, а скандинавов, шведов. А русская летопись сообщает о приходе из-за моря варягов, зовомых «Русь», «от них же и ны прозвашася» (от них же и мы прозвались).

Коль скоро Вы, Михаил Иванович Домов, нарисовали себе совершенно другую картину девятого века, милую Вашему сердцу, то я хорошо понимаю вашу горячую жажду поставить мне «лилово-красный большой фингал под левым глазом» руками западно-славянских варягов: «тут перед носом мелькнул кулак, и Самуилыч, упав, обмяк». Так ведь не получается. Конечно, во сне всё возможно, но сон-то не мой!

Еще две вещи мне хочется уточнить. Первая — я совершенно непьющий. Поэтому начало Вашего стихотворения о том, что «заботы тонут в вине игристом», не по адресу. Я понимаю, «игристом» понадобилось для рифмы к «норманистам», но не так уж трудно найти другие рифмы — «монистом», «чистом», «гористом» и т. д. Вторая вещь — Вы считаете меня норманистом, приверженцем теории норманизма: «славян разбили и покорили». Да нет такой теории. Это жупел, созданный антинорманистами для оправдания собственной «борьбы». А мы, большинство историков и археологов, занимающихся древностями Руси, просто стараемся непредвзято анализировать факты и честно сообщать результаты народу. Чтобы народ мог трезвыми глазами взглянуть на яркие, но скороспелые картины, лестные и фантастические, рисуемые любителями. Историю надо видеть такой, какой она была, а не такой, какой ее хотели бы сформировать Вы. Вы над нею не властны, хоть Вы и Михаил Иванович.

1 051 комментарий

  1. Попробую просуммировать в очередной раз, как я вижу ситуацию с точки зрения моих сегодняшних познаний.

    Где-то в восьмом веке в районе приладожья начинается активное взаимодействие скандинавов-свеонов, финно-угров и северных славянских племен. Как там было, неизвестно, вероятно как везде. Воевали и торговали, нанимали и призывали… неоднократно. КТо кого первым назвал «руотси» — дело темное. Но к рубежу 9 века начала складываться «русь» как образование, включающее скандинавские, финские и славянские элементы. Скандинавы, как наиболее пассионарные, сформировали знать этого новообразования.

    На рубеже 9 века русь начинает искать пути дальнейшей экспансии. В этот период в разных местах появляются разные и неоднозначные упоминания. Русь ищет торговых путей, объекты для захвата, потенциальных противников и союзников. Посольство, описанное в Бертинских анналах, из той же оперы.

    В конце концов какие-то послы русов вступают в контакт с Рериком Фрисландским (скандинавское происхождение знати помогло). И убеждают его прийти «навести порядок». Рерик появляется во главе команды по наведению порядка… Специалист он был грамотный, и порядок навел. Погрозил местным пальчиком, велел слушаться тех, кого он тут оставил-поставил, да и отбыл домой. В его полной событий жизни это был всего лишь проходной эпизод в дальнем восточном захолустье. Но на местных европейский специалист по наведению порядка произвел неизгладимое впечатление. Настолько, что они еще долго вели свой род от Рюрика (а может и правда вели) и обосновывали свое право на власть заветами старика. А получившая мощный толчок и помощь приладожская русь успешно объединила под собой славянские племена.

    Я достаточо вольно обшелся с текстом ПВЛ. Но ведь текст сей явно был написан много позже самих событий, носит явные признаки изложения легенды, да и ряд первых дат весьма сомнителен. Читать его буквально совсем необязательно.Есть некоторые намеки, позволяющие именно такое прочтение. Вроде бы, можно читать отрывок о призвании так, что рысь была в числе призывающих варягов. «Взяли с собой всю русь» можно читать как «повели за собой русь, которая их призвала на помощь».

    Суть в том, что никакого призвания иноземцев править и владеть (что так раздражает патриотов да и у других вызывает законные сомнения) не было. Русь всегда была своя, приладожская и изрядно славянская с самого начала. Призывали иностранную воинскую силу для борьбы с соседями конкурентами, что было неоднократно и до и после.

    Я постарался провести аппроксимацию известных мне данных. Что я наврал? Где видны натяжки, неочевидности и противоречия?

      1. Этого Рорика и так и эдак зовут, иногда с «двойной фамилией».

        1. А я всу мучаюсь, отчего у меня из подсознания выскакивает все время «фрисландский» в сочетании с именем Рерик.

  2. Для Денни.
    Ваше представление очень близко к моему. Различия незначительны. Мне представляется, что смешение в Ладоге было еще не таким сильным, а термин Русь был более тесно связан со скандинавским компонентом в глазах финноугорского населения, а затем и славян. Которые его потом переняли вместе с пришлой властью. Что касается достоверности легенды о призвании, то это, конечно, никакой надежности и много выдумки post factum. Договоренности с князьями позднейшие повлияли и желание легитимизировать династию. Сколько же там на деле было договоренности, а сколько захвата, сказать по наличным данным невозможно. Норманны везде, где они поселялись военно-торговыми отрядами, перенимали очень быстро религию и культуру местного населения. Хватало нескольких поколений.

    1. Совпадения неудивительны, поскольку мои представления сформировались именно под влиянием здешней дискуссии и Ваших постов в частности. Мое мнение, что смешение на рубеже 9 века УЖЕ было достаточно велико, основано на том, что скандинавы (или знать скандинавского происхождения) в это время УЖЕ представлялись третьим лицам (византийцам, арабам и имперцам) не по самоназванию своего исходного скандинавского рода-племени, а представителями народа РОС. То есть по тому, как их называли даже не финны, а уже славяне. ИМХО, это соответствует достаточно высокой степени ассимиляции со славянским компонентом. Ведь никакой скандинавской руси не существовало и существовать не могло. Русь есть скандинавы, называющие себя по славянски. Как нормандцы.

      И именно эта исходная ассимиляция и могла стать тем фактором, который в 9 веке обеспечил руси стремительное и успешное установление контроля среди восточных славян.

  3. Этот Рорик был из королевского датского рода Скьольдунгов. Согласно легенде — Скьольд был сыном самого Одина. Скьольдунги и их родовые имена постоянно упоминаются в «Старшей Эдде» и в сагах, например в «Песне о Хюндле»:
    «Харальд Клык Битвы, Хререка сын, Колец Расточителя, сыном был Ауд. Ауд Премудрая — Ивара дочь, а Радбарда сын Рандвером звался..»

    Здесь назван Хререкр (Рорик), Ивар (Игвар) Игорь, Радбард и Рандвер- легендарные конунги Гардарики (Руси) правившие согласно Саге о Скьольдунгах в Гардарики ко времени Бравалльской битвы (ок. 770 гг.). Интересно что князь Бравлин по легенде отраженной в житиях святых в одном из списков назван Бравалиным (что может означать что кто либо из родных или он сам могли принимать участие в битве). Согласно саге о Скьольдунгах (сохранившейся в отрывках) — братом Хререкра 9Рорика) был Хельги. Итак мы встречаем в саге о Скьольдунгах весь именослов первых русских князей. Родовым владением Скьольдунгов был торговый центр Хедебю в Ютландии.

    Рорику на короткое время даже удалось отбить Хедебю у сыновей Готфрида из рода Инглингов (если принять гипотезу Вадстейна о идентичности Готфрида короля данов и Гудреде Охотнике , сыне Хальфдана.

    Поэтому Рорика зовут или по родовому владению и происхождению Ютландским или Фрисландским поскольку обширнвые владения во фрисландии он получил после своего брата или дяди (неясно) Харальда Клакка, принявшего крещение от самого Людовика благочестивого.Ну а принимая гипотезу о тождестве с нашим Рюриком называют и Рориком Новгородским.

    «В XII –XII вв. среди многочисленных представителей сильно разветвившегося княжеского рода Рюриковичей время от времени всплывают особо значимые когда-то варяжско-русские имена: Рюрик, Олег, Игорь и Ингварь /более близкая передача древнескандинавского Ингвар/, Рогволод /др.сканд. — Регнвальд/…
    Харальд Харфагр, /умер ок.940 г./, приходившийся правнуком Клакк-Харальду Ютландскому /старшему брату Хререка- Рюрика/ через свою мать Рагнхильд и бабку Тюррни /дочь Клакк-Харальда/, назвал одного своего сына Хререком. То же имя носил и внук Харальда Харфагра – сын Дага, конунг в Хейдмерке, лишенный позднее удела Олавом Святым /и умерший сосланным в Исландию/.
    Употребление традиционных для данной семьи скандинавских имен сохраняется в первых двух-трех поколениях Рюриковичей –Скьольдунгов на Руси. Родич и непосредственный преемник власти Рюрика- Хельги /Олег Вещий русской летописи/ был тезкой легендарного датского конунга, двоюродного брата уже упомяну того выше Хререка Хнауггванбауги. Сын Рюрика- Игорь — /др.сканд . Игвар / и племянники Игорь и Акун /др. сканд. Хакон/, упоминаемые в русско-византийском договоре 944 г. носили имена, употребительные в роду инглингов – давних свойственников Скьольдунгов…»

    А.А.Молчанов Древнескандинавский антропонимический элемент в династической традиции рода Рюриковичей. Сб. Образование Древне-Русского государства.Спорные проблемы.М.,1992, стр. 44-47.

    Кстати есть гипотеза что именно старинная вражда Скьольдунгов и Инглингов привела к браку Ярослава Мудрого с Ингигерд , поскольку Шетконунг сам был Скьольдунг и не хотел отдать дочь за Инглинга — Олава Святого в которого она была влюблена, а отдал за Ярослава Мудрого, но Ингигерд поставила условие что Альдейгью ( Старая ладога) и все это ярлство будет принадлежать ее родичу Регнвальду Ульвссону, род которого потом правил в Ладогуе согласно сагам. Сын Регнвальда стал после отца ярлом Ладоги, а Ульв Регнвальдсон возглавлял согласно летописи один из военных походов Новгородцев.

    Кстати согласно саге о Скьольдунгах некий Регнвальд Русский принимал участие в битве при Бравалле. Князем Полоцка при Владимире был как мы помним тоже варяг Регнвальд (Рогволод).

    1. Одна проблема, в 770 году не было никакой Гардарики. А Всеволод не из того же «племени», что и Рогволод?

  4. Денни: «Русь есть скандинавы, называющие себя по славянски. Как нормандцы». — Тогда уж скандинавы, называющие себя по-фински, поскольку это было понятнее соседям финнов с другой стороны — славянам.

    Характерно, что мои аргументы действуют больше на ученых (очень рад), чем на публику, привыкшую мыслить в парадигме «мы/они» и «всякая догадка годится».

    1. По-фински все таки руотси. Если уже не «гребцы» по-скандинавски, и даже не руотси по-фински, а прямо-таки рос, то ассимиляция со славянами явная (ИМХО). Но я вполне готов сменить точку зрения, если Вы расскажете, на каких основаниях стоит Ваше мнение о более поздней ассимиляции скандинавов и славян.

      Для меня сейчас опорная точка — Ингельсгейм. Свеоны прямо называют себя, свой народ, народом РОС.

  5. Льву Самуиловичу:

    Я не археолог, а потому доказать вам ничего не могу, я вообще ничего тут не доказываю, устал повторять. Я вообще очень осторожен с доказательствами, если это не теорема Пифагора.

    «У меня нет теории по вопросу о норманнах. Там речь идет о фактах.»

    Теория строится на сумме трактовок всех имеющихся фактов, а общее доказательство теории — на совокупности доказательств справедливого трактования большей части из этих фактов. Вам ли этого не знать.

    «Вероятно, Вы и операции возьметесь делать лучше, чем хирург. Это же не его монополия. Но я предпочту хирурга. Поэтому я и считаю, что пора прекращать дискуссию с Вами.»

    Вы путаете практические знания с теоретическими. Я не лезу оперировать вместо хирурга, я не лезу, например, заниматься лингвистикой к Зализняку, я мог бы где-то с ним поспорить, но своими доказательными выкладками он меня несомненно убедил бы, даже при наличии спорных отдельных моментов в его доказательствах. Вы же пока не способны «пригвоздить» меня доказательствами тех или иных фактов, которые для меня являются спорными.

    «Поэтому я и считаю, что пора прекращать дискуссию с Вами.»

    А если бы бездумно поддакивал вам, вы бы продолжили со мной дискуссию?

  6. Льву Самуиловичу:

    «Никто сейчас не считает Рюрика шведом (свеоном). Его считают даном и думают над тем, как «русь» оказалась связана со свеонами. Это затруднение, и никто не считает, что все загадки истории IX века Восточной Европы решены.»

    Я знаю, что не найдя подходящей кандидатуры у шведов, подобрали Рёрика Ютландского их Дании, тем самым найдя для себя ещё один гемморой, а не затруднение. Но я даже более склонен думать, что Рёрик Ютландский более подходит к кандидатуре Рюрика Новгородского. Как вы относитесь к Ксантенским анналам? Там есть запись под 845 годом о вендах(ободритах) и их короле Рорике после умершего Регинхери. А за 846 год запись о разорении норманнами поселений на западе Фрисландии и походе Людовика на вендов(ободритов) и дальше на чехов. По моему разумению, не король, а глава дружины, иначе некуда притулить Табемысла. И не могло ли, что именно к ободритам(варяги-русь) приходил союз племён славян, чуди, кривичей и веси и был им «сосватан» именно Рорик Ютландский «король» ободритов?

  7. Ксантеннские анналы запись под 845 годом надо смотреть вместе с записями остальных анналов за тот же год.

    Фульдские анналы

    845. Норманны разорили государство Карла (28 марта), добрались до самого Паризия (Париж) и после получения от короля и от жителей города большой суммы денег, ушли с миром. Также с ними три раза сражались во Фризии. Несмотря на то, что в первом сражении норманны были разбиты, в двух других они одержали верх и убили очень много людей. Ещё они разорили крепость в Саксонии, называемую Гаммабург (Гамбург), но здесь им не удалось уйти безнаказанно

    Осенью он (Людовик) собрал в Саксонии около Падрабруннона (Падерборн) всеобщий съезд, где встретился с посланниками от своих братьев, от норманнов, а также от славян и болгар, которых он выслушал и отправил обратно.

    Ксантеннские анналы

    845.В том же году во многих местах язычники наступали на христиан , но из них было сражено фризами более 12 тысяч. (язычники здесь — НОРМАННЫ — мое примеч.)

    …король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники ( Язычники здесь — ВЕНДЫ,ОБОДРИТЫ — мое примеч.) узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников (разбойник здесь — НОРМАННЫ- мое примечание) нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели.

    Бертинские анналы

    845.Орик, король норманнов отправил шестьдесят кораблей по реке Альбе в Германию против Людовика; когда саксы повстречавшись с теми [пиратами], завязали сражение, они с божьей помощью стали победителями: уйдя оттуда, они нападают на какой-то город славян и захватывают [его].

    Норманны, вновь пройдя на лодках по Секване , опять возвращаются в моря, грабят, опустошают, а также жгут огнём все приморские области. Но беспристрастие божественной справедливости весьма оскорблённое нашими грешными [людьми] допускает, чтобы земли и королевства христиан истощались [ими] столь сильно, что в конце концов даже язычники [своей] стремительностью или же необузданностью очень долго [и] безнаказанно не гневили всемогущего господа, когда из некоего монастыря, называемого Ситдиу, когда он был ограблен и подожжён, они ушли на нагруженных кораблях, в соответствии с божественным знаком то они были настолько ослеплёны помрачением и поражены безумием, что спаслись лишь [те] немногие, которые были направлены всемогущим богом по другому пути. Оттуда, как стало известно, их король Орик по своей воле отправил послов ради мира к Людовику, королю германцев, готовый освободить пленных и вернуть драгоценности в обмен на [его] людей.

    Хроникон о свершениях норманнов во Франкии

    845. В год Господень 845. Король норманнов Рорик направляет против Людовика в Германию по реке Эльбе шестьсот судов. Саксы, поспешившие им навстречу, когда свершилась битва, с помощью Господа нашего Иисуса Христа становятся победителями. Удалившись оттуда, они атакуют и захватывают некий город славян. В тот же год, возвращаясь к морю по пройденному [ранее] руслу Сены норманны разграбляют, опустошают и сжигают дотла все местности, граничащие с морем. Едва они пошли назад с нагруженными судами, – после разорения и сожжения ими некоего монастыря под названием Ситью, – то были по приговору Божьему либо помрачены слепотой, либо поражены безумием так, что еле-еле ушли очень немногие, – дабы объявить прочим о гневе всемогущего Бога. Их король Рорик, пораженный всею душою, ради мира назначил послов к королю Людовику, – готовый освободить пленных и возвратить сокровища провинции.

    Это обычная тактика антинорманистов — выхватить одно сообщение и на основе него строить далеко идущие гипотезы и обобщения.

    Летописец в Ксаннтенских анналах упоминает поход Людовика на вендов (которых летописец дважды именует язычниками. Далее он заканчивает тем, что венды покорились и послали послов с просьбой о мире. Конец данной записи. потом летописец переходит к судьбе норманнов, разорявших

  8. Прошу прощения, не дописал. он переходит к судьбе норманнов, разорявших русло Сены. Так что Рорик — король ободритов, возник из-за неясности в тексте летописца в одной записи описавшего и поход против ободритов и напасти на норманнов разграбивших устье Сены. Он не видел причин разделять их ведь и те и те были язычниками. Но из сообщений другиих анналов речь идет о Рорике — вожде норманнов.

  9. А вот что делают из этой записи антинорманисты :

    «Из Ксантенских анналов

    845. В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. (…) В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели.

    Вот так вот. Не легенда, записанная в 19 веке Ксавье Мармье. Не генеалогии Хемнитца.
    Разнаиаутентичнейшие Ксантенские анналы королевства франков. Всего за неполных двадцать лет до Призвания. Рорик. Король вендов. (историю про не откликнувшхся на жребий Богов, кстати подвернувшегося христианина и т.п., во внимание можно вообще не принимать — кто помнит, этот штамп, как по методичке, отработан и в описании похода свеев на «далекую» страну куршей житии Ансгария).
    Что делают наши … норманисты (в плохом смысле этого слова)?
    А очень просто — пишут комментарии. Из которых внезапно выясняется, что внезапно на середине рассказа без пояснений и комментариев хронист перескочил-де на «норманнов-датчан», а Рорик-де «норманнский конунг», тот самый Рорик Фрисландский. Как обычно, расчет на то, что тупое быдло проглотит не жуя. Даром что следующий же абзац хроники начинается с сообщения, что норманны ограбили имперские земли и на глазах императора преспокойно отчалили восвояси, не помышляя возвращать христианских пленников».
    http://smelding.livejournal.com/582916.html?thread=20128516

    У них получается что и Регинхери — вождь норманнов разбойничавших под Парижем — тоже вождь ободритов.
    Причем прошу обратить внимание на язык антинорманистов -«Как обычно, расчет на то, что тупое быдло проглотит не жуя.» Весьма характерный язык и выражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: