Вклад РАН в российскую науку

­

Перед «блицкригом» против РАН и после него довольно много говорилось о неэффективности Академии наук, о ее деградации, о падении ее вклада в российскую науку. По поводу малой эффективности на фоне мировой науки, пожалуй, особых сомнений нет, поскольку в России наукой заниматься тяжело в любом ведомстве. А по поводу вклада институтов РАН в российскую науку самая крупная библиографическая база данных Web of Science говорит следующее.

1. Доля российских публикаций, где хотя бы один из авторов работает в РАН (отношение числа статей, где хотя бы один из авторов работает в институте РАН, к числу статей, где хотя бы один из авторов работает в России):

1998 — 48,8 2002 — 51,1 2006 — 53,4 2010 — 55,5
1999 — 49,8 2003 — 52,8 2007 — 54,6 2011 — 53,1
2000 — 50,9 2004 — 52,6 2008 — 55,6 2012 — 53,2
2001 — 52,0 2005 — 53,2 2009 — 55,5  

 

Данные скомпилированы Иваном Стерлиговым
Небольшое падение в последние два года, видимо, связано с передачей ПИЯФ в Курчатовский центр. ПИЯФ как раз и обеспечивал вклад порядка 1,5-2% российских статей. Заметим, что нередко авторы публикаций не указывают, что их институт принадлежит РАН, поэтому данные цифры занижены.

2. Доля российских высокоцитируемых ученых в разных ведомствах (полный индекс цитируемости выше 1000 или число ссылок на работы последних 7 лет выше 100), согласно спискам, ныне ведущимся в рамках проекта «Корпус экспертов» (http://expertcorps.ru). Эти числа более показательны, чем число статей, поскольку они связаны не только с объемом, но и с востребованностью научной «продукции». Первый столбец — число высокоцитируемых сотрудников, работающих в данном ведомстве, второй — отношение к общему числу. Подсчет производился вручную, поэтому возможны небольшие неточности.

РАН 2828 60% (с ПИЯФ 61,4%)
Все университеты кроме МГУ 596 12,6%
МГУ 565 12,0%
Курчатовский институт 84  
Вместе с ИТЭФ и ПЯФ 233 4,9%
ОИЯИ+ИФВЭ 197 4,2%
РАМН 65 1,4%
Разные ведомства 227 4,8%

Итак, мы видим, что РАН по своему потенциалу существенно доминирует над остальной российской наукой и превышает вклад университетов в 2,4 раза. Курчатовский центр, рассматривающийся как альтернатива РАН, даже после поглощения двух сильных институтов, ПИЯФ и ИТЭФ, уступает РАН более чем на порядок. Академия медицинских наук уступает РАН уже в сорок с лишним раз (отметим, что медики есть и в самой РАН). Что до Академии сельскохозяйственных наук, то в подведомственных ей институтах найден лишь один высокоцитируемый ученый. Списки неполны, наверняка есть научные сотрудники, удовлетворяющие указанным критериям, но пока не обнаруженные авторами базы данных. Однако это не может существенно изменить общую картину.

Дополнительная информация об эффективности РАН в сравнении с вузами дана в статье Михаила Фейгельмана и Галины Цирлиной «Институты РАН и вузы» (http://polit.ru/article/2012/06/22/comparison), где анализируется отношение числа цитирований к числу научных сотрудников для нескольких десятков физических институтов и физфака МГУ, МФТИ, МИФИ, МИСИС, МИРЭА. У всех перечисленных это соотношение меньше, чем в среднем по институтам РАН.

Наконец, надо заметить, что РАН хорошо выглядит только на фоне других форм организации российской науки. На фоне науки развитых стран она выглядит бледно и явно нуждается в реформах. Однако рассматриваемый законопроект не является реформой, тем более реформой позитивной. Приведенные данные показывают, насколько катастрофичным для российской науки окажется уничтожение РАН, каковым, без сомнений, обернется закон о реорганизации Академии в его настоящем виде.

Б.Ш.

21 комментарий

  1. Университетская наука — это не только МГУ. РАН сравнивают со всей университетской системой.

  2. На мой взгляд, поиск разницы между МГУ и РАН вообще не продуктивен. Я тут где-то уже писал, что МГУ — не ВУЗ, в том же смысле, что Москва — не Россия. Возможно, вторая часть этого тезиса непонятна москвичам, а первая — сотрудникам МГУ. Но то, что МГУ — совершенно особая организация, всем другим очевидно. Сравнение РАН с другими ВУЗами — тоже нелепость по иным и очевидным причинам.

  3. Обратите внимание как авторы оформляют публикации. Кто во что горазд.
    Сокращают название организации, указывают необоснованно еще и второе место работы. Хотя работа выполняется по одному проекту, а не по совместному договору на НИР.
    Поэтому все эти подсчеты изначально неверны. На самом деле, доля российских публикаций (опубликованных результатов НИР), особенно в этих базах данных намного превышает эти цифры.
    Про вузовские публикации. Достаточно зайти на сайты вузов и посмотреть раздел Наука. Никаких упоминаний о семинарах, темах НИР, фамилий исполнителей и ссылки на опубликованные результаты. Конференции без текстов. Где хочешь, там и ищи.
    Статья должна быть привязана к НИР. РИНЦ когда-то обещал такую функцию.
    А то начинаются такие вопросы: сколько статей в WoSc у штатных работников?
    Какая разница — штатный или нештатный? Если он является исполнителем темы, тема финансируется, автор получает деньги за работу в этой теме, пишет статью — даже если он работает на 0,1 ставку, например, доцента, плюс оплата из фонда НИР, статья же все равно полноценная именно того учреждения, где он работал по этой теме? Автор результата — тот самый совместитель на 0,1 ставку (плюс надбавка из темы). И что он должен указать в месте работы? Статья 1295 ГК РФ.
    Не сокращайте название организации в статье. Вторую организацию указывайте в случае, если есть договор о совместной НИР.
    Тогда можно будет говорить о достоверной оценке публикационной активности.

  4. «Курчатовский центр, рассматривающийся как альтернатива РАН» — автор статьи, по-видимому, бредит… В Курчатовском институте всего около 5000 человек работает. И тематика у института, не смотря на нововведения, пока довольно специализированная. Какая это, в принципе, альтернатива?!

    И у Михаила Фейгельмана и Галины Цирлиной (http://polit.ru/article/2012/06/22/comparison) явно «ум за разум заходит». Как можно сравнивать РАН — гигантский конгломерат специализированных институтов, даже по физике, с отдельными вузами? Тем более, что в советское время в институты РАН отбирали лучшую часть выпускников вузов и именно эти кадры сейчас вносят определяющий вклад в индексы цитируемости.

    Действительно, складывается впечатление, что конструктивных идей по реформе РАН у её руководства и сообщества нет, к сожалению (см. http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/1113932-echo/, интервью с Ж. Алферовым, вице-президентом РАН). Кадровую проблему в РАН так и не сумели своевременно решить, а какие могут быть перспективы у академического дома престарелых… В среднем, организационная составляющая российской науки, по-видимому, вошла в неконтролируемый штопор.

  5. «В среднем, организационная составляющая российской науки, по-видимому, вошла в неконтролируемый штопор.»
    Вы предлагаете его проконтролировать?

    Кстати штопор начался со школьного образования. И очень давно.

    «Тем более, что в советское время в институты РАН отбирали лучшую часть выпускников вузов и именно эти кадры сейчас вносят определяющий вклад в индексы цитируемости.»
    Ну да.
    И если индексы падают — значит хреновенько готовят кадры…
    Тут все повязаны.

    Кстати еще в 30-х П. Капица говорил, что учат не тому и не так.

  6. «Но то, что МГУ — совершенно особая организация, всем другим очевидно.»

    Ну да.
    Пытался по памяти перечислить …куда там
    _________
    ИНСТИТУТЫ

    Научно–исследовательский институт механики
    Научно–исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцына
    Научно–исследовательский институт физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского
    Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга
    Научно–исследовательский вычислительный центр
    Институт теоретических проблем микромира им. Н.Н. Боголюбова
    Научно–исследовательский институт и музей антропологии им. Д.Н. Анучина
    Институт математических исследований сложных систем
    Институт проблем информационной безопасности
    Институт экологического почвоведения МГУ
    Русско–германский институт науки и культуры
    Институт мировой культуры
    Институт Конфуция
    Институт развития образовательной политики

    ЦЕНТРЫ

    Научно–исследовательский вычислительный центр
    Международный учебно–научный лазерный центр
    Научно–образовательный центр по нанотехнологиям
    Международный учебно–научный биотехнологический центр
    Франко–русский центр по прикладной математике и информатике им. А.М. Ляпунова
    Учебно-научный Центр по переподготовке и повышению квалификации кадров в области экологии, рационального природопользования и охраны природы (Экоцентр МГУ)
    Научно–образовательный центр «Поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов» (Нефтегазовый центр МГУ)
    Центр трансфера технологий МГУ
    Центр международного образования
    Центр средств массовой информации МГУ
    Центр развития гуманитарных технологий управления ФДО
    Научно–образовательный центр компьютерного моделирования и безопасных технологий
    Аграрный центр МГУ (Евразийский Центр по продовольственной безопасности)
    Центр общественных наук
    Медицинский научно–образовательный центр
    Центр государственного строительства и подготовки управленческих кадров
    Инженерный центр по оценке геологического и техногенного риска «Технориск»
    Центр телекоммуникаций и информационных технологий
    Центр анализа природных и антропогенных процессов
    Центр экспертизы и признания документов об образовании
    Центр интенсивного обучения иностранным языкам
    Центр популяризации научных знаний
    Общественно–информационный центр
    ___________
    Я и не знал

  7. Господа, о чём мы тут спорим? Не надо «сталкивать лбами» РАН и ВУЗы — именно это от нас и хотят МОНовские анал-литики. Divide et impera. Для чиновников (хоть мы и считаем их тупыми) не прошёл зря урок совместной акции «Дайте учёным работать» 13.10.2011, когда вышли вместе учёные из разных организаций.
    Мы все сидим в одной дырявой лодке. Да, можно выкинуть за борт товарища и посидеть на банке поджав ноги ещё какое-то время. Но лодка всё равно потонет. А можно сообща вычёрпывать воду и грести к берегу.

  8. Т.к. МОН себя дискредитировал во всем,
    Возникает суровая мысль: надо упразднить МОН!!!
    На его месте делается Мин-дет-сад-сред-тех-обр.

    Высшее образование поступает под руководство 5 академий:
    РАН(стличные ведущие университеты и ведущ техн вузы)
    Акад техн наук(отраслевые и иные технич вузы)-новая академия
    МедАН (мед вузы)
    СельхозАН( сельх вузы)
    и Ак общ наук( педвузы и ряд университетом гуманитарн направл)-новая академия

    В каждой академии есть 2 ветви: наука и высш обр.
    Штат, программа, распр выпускников и финансир ВУЗов утрверждается профиль. академиями.
    А далее думай
    как устроить сами академии
    (см иные мои предложения, особенно по финансированию и наличию системы уч степеней)

  9. По поводу МГУ.
    Примерно 5 тыс человек в МГУ является научными сотрудниками, в чьи обязанности не входит обучение студентов.
    Кроме них в МГУ есть еще чуть большее количество преподавателей.
    http://naukarus.livejournal.com/275317.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: