О фондах и публикациях

Алексей Моисеев
Алексей Моисеев

Я хотел бы выступить с некоторыми замечаниями к библиометрическим оценкам работы фонда «Династия», представленным в заметке Ивана Стерлигова. Основной тезис Ивана таков: за относительно скромные суммы — впечатляющий рост публикаций ученых, поддержанных «Династией», по сравнению с государственными фондами, да еще при этом в «хороших международных журналах».

С одной стороны, я вполне доверяю подсчетам Ивана, с другой — тоже считаю, что частный фонд Дмитрия Зимина выполняет важную и нужную роль в поддержке отечественной науки. Но считаю необходимым предостеречь, во-первых, от простого сопоставления фондов на уровне: «Династия» — эффективна, а скажем, РФФИ — нет. Во-вторых, это тот случай, когда подсчет числа статей может только запутать ситуацию.

Начну с того, что я в 2009-2011 годах получал гранты и РФФИ и «Династии». И теперь, глядя на отчеты, вижу, что число журнальных статей, поддержанных РФФИ, всё время составляло скромное 4-5 штук в год, в то время как вал статей, поддержанных «Династией», непрерывно рос: 7-9-11. В этом году я опять одновременно получил инициативный проект РФФИ и «Династию», уже как доктор наук. Вряд ли выдадим больше 3-4 статей по РФФИ (новый проект, надо взять разгон), а вот десяток статей с поддержкой второго фонда — точно будет. Откуда же такой «впечатляющий рост» при том что речь идет об одном человеке?

Дело в том, что «Династия» поддерживает не конкретный научный проект (хотя формально требуется указать название и очень краткие планы исследований), а работу молодого ученого «вообще» (это не совсем точно; скажем, в конкурсе молодых биологов специально указана необходимость смены тематики по сравнению с кандидатской [3]. — Ред.). Ибо декларируемая цель фонда — «создание условий для работы ученых на родине» [1], т.е. выплата минимально приемлемой зарплаты, чтобы работать в России. Поэтому нет запрета на пересечение тематик с другими грантами, а грантодержатель ставит благодарность фонду под любой своей статьей.

В то же время РФФИ, ФЦП и прочие программы поддерживают конкретный научный проект и требуют, чтобы ему соответствовали темы публикаций. Требование не всегда соблюдается, но это уже нюансы. Грантодержателей «Династии» мало, они в основном работают, не пересекаясь, и все статьи, что они делают с соавторами, идут в зачет фонду. Правда, у меня сейчас есть совместные работы сразу с двумя лауреатами фонда, но это, скорее, исключение. А в РФФИ типична ситуация, когда многие члены творческого коллектива пишут в соавторстве друг с другом. Так что «подушный» выход статей невелик.

По поводу того, что «суммы, идущие на гранты, очень скромны в сравнении с государственными РФФИ, ФЦП и мегагрантами». Да, полные суммы невелики, но следует помнить и о том, что и число грантов мало. Так, в прошлом году новые гранты по конкурсу молодых физиков получили 6 докторов и 12 кандидатов наук, прошедших жесткий конкурс: 4 и 8(!) человек на место соответственно. В год фонд выплачивает им 216-288 тыс. руб., причем сразу на карточку, без накладных и отчислений.

Не знаю, как с мегагрантами, но это в несколько раз превышает типичные суммы РФФИ в расчете на одного исполнителя. Да и не каждому участнику ФЦП идут такие выплаты. Это серьезная добавка к зарплате, но для работы, даже теоретикам, всё равно нужны средства на компьютеры, комплектующие, поездки на конференции и т.д. Поэтому гранты «Династии» могут существовать и играть свою полезную роль именно благодаря тому, что есть фонды типа РФФИ, охватывающие и поддерживающие значительно больший пласт научных работников.

Мощный эффект селекции виден и в отмеченной Иваном Стерлиговым «обширной географии работы фонда». Это тоже следствие политики фонда, четко обозначенной на сайте «Династии»: «При прочих равных условиях преимуществом будут обладать соискатели из региональных научных учреждений» [2].

Понятно, что в ситуации жесткого конкурса и ограниченных ресурсов важно максимально эффективно проводить экспертизу, отбирая лучших из лучших. И с этим фонд, похоже, справляется неплохо, о чем говорит, в том числе, и рост числа публикаций. Во всяком случае, в своем направлении (астрофизика) у меня почти никогда не было удивления тому, что выбрали именно данного человека.

Астрономия — наука «компактная», многих знаешь лично или по работам-выступлениям. Фонд публикует списки всех подавших заявки, и я почти всегда убеждался, что выбор хоть и труден, но разумен. В то время как с грантами Президента РФ часто бывает ситуация обратная: смотришь списки — и не можешь понять, почему много и хорошо работающие коллеги грант не получили, в то время как явные «середнячки» получают его и раз, и другой, и третий.

Но всё становится ясно, когда видишь, под руководством кого из академиков работает победитель. Разумеется, хватает и сильных лауреатов президентских грантов, но проблема с экспертизой заметна.

Так что очень хорошо, что есть фонд «Династия», он ведет важную работу, удачно дополняющую деятельность других фондов и программ, особенно там, где государственные фонды и программы скованы рядом ограничений. Но массовую поддержку науки в стране одним частным фондам не осилить.

  1. www.dynastyfdn.com/about
  2. www.dynastyfdn.com/grants/doctors
  3. www.dynastyfdn.com/grants/biologists

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: