Приближается очередной День учителя. О том, какой учитель будет нужен школе завтрашнего дня, размышляет многодетная мама, член Ассоциации родительских комитетов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Наталья Андреева. Ее старшая дочь в 2010 году стала призером 13 олимпиад из федерального списка [1].
Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с плохими, непрофессиональными учителями. В лучшем случае они не оставляют следа, поэтому не запоминаются. Но чаще они накладывают отпечаток на всю жизнь: отбивают интерес к учебе, делают ребенка неуверенным, равнодушным. Вспомните лучших учителей, которых вы встретили во время учебы в школе. Много ли их? От силы два-три. Остальные либо прошли мимо, либо не оставили следа. А кто-то так и не встретил такого педагога. Очень важно, чтобы каждый ребенок повстречал в своей жизни Учителя.
В начале августа 2013 года Департамент образования г. Москвы организовал пресс-конференцию на тему «Какой учитель будет нужен завтра» с участием нескольких лидеров московского образования: Михаила Случа, Михаила Мокринского и Игоря Реморенко.
Михаил Случ и Михаил Мокринский в недавнем прошлом — директора хороших московских школ и учителя, а сейчас начальники Юго-Западного и Центрального окружных управлений образования г. Москвы соответственно. Игорь Реморенко несколько лет был зам. министра образования и науки, а теперь стал ректором Московского городского педагогического университета. Участники пресс-конференции создали позитивный образа учителя, который будет нужен завтра (и нужен отдельным группам родителей уже сейчас), а также рассказали о грядущих реформах в педагогическом образовании на примере МГПУ.
Игорь Реморенко в своем выступлении сказал, что в этом году начнутся серьезные изменения в системе педагогического образования в Москве и стране. По его словам, сформировался слой новых культурных потребностей среди горожан, которые требуют ответа в системе образования. И чтобы их удовлетворить, нужен новый учитель.
Какой же учитель будет нужен завтра? Михаил Мокринский перечислил главные умения учителя будущего:
- строить обратную связь и с удовольствием слушать других;
- апеллировать к смыслам ребенка;
- научить ребенка прокладывать путь к мечте.
Как давно мы ждали, что кто-то произнесет эти слова. Как мало учителей понимают, что они значат. И еще меньше учителей, способных их реализовать.
Чтобы научить ребенка прокладывать путь к мечте, формировать события в своей жизни, учитель должен научиться этому сам. Эту тему затронул Михаил Случ в ответе на вопрос «Зачем в МГПУ готовят event-менеджеров?», упомянув так называемое формирование событий. Это устойчивый термин из лексикона тренеров личностного роста. Речь идет о построении пути к мечте, о выстраивании цепочки жизненных событий, приводящих в нужную точку.
На самом деле event-менеджеры формируют события для заказчика, а учитель помогает ребенку научиться управлять своей жизнью и формировать события в своей жизни. Именно об этом сказал Михаил Мокринский, говоря об умении «строить путь к мечте». Таким образом, учитель будущего — в некоторой степени еще тренер личностного роста ребенка, он помогает ребенку научиться ставить долгосрочные цели и достигать их.
На пресс-конференции прозвучал один из ключевых вопросов: «Есть ли уже учителя будущего?» На это Михаил Мокринский ответил следующее: «Да, всегда в любой школе, в любой профессии есть люди, которые ушли далеко вперед, люди, за которыми можно пойти. Потому что, если кто-то ушел вперед, это совсем не означает, что этим опытом невозможно воспользоваться другим… Вопрос в другом: если кто-то первый начал, не важно как это называется, либо вслед за этим происходит цепная реакция, либо нет».
Дальше он говорил о важности понимания ребенком смысла задания, о том, чтобы он большую часть времени был заинтересован, чтобы ребенок мог сделать неинтересное задание для себя интересным или придумать другую убедительную мотивацию. Когда один педагогический вуз начнет учить учителей технологиям, тогда и другие подтянутся, уверен М. Мокринский: «Мне кажется, что сегодня основной разговор всё-таки про это. И в этом смысле, конечно, есть учителя будущего сегодня. Были вчера. Но весь вопрос в том, чтобы когорты людей, вновь приходящих в школы, меняли что-то необратимо».
«Учитель должен гарантировать, что интересно и успешно будет учиться в 11-м классе не только тот, кто собирается идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом. Вот простой измеритель… Учитель будущего совершенно точно должен справиться с двумя», — отметил Михаил Мокринский. Очень хотелось бы встретить таких учителей уже сегодня. Страшно редки учителя, понимающие, что нельзя заставлять ребенка работать, лишая его смысла ради рутины.
В свою очередь, Михаил Случ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», сказал, что «учитель должен быть конкурентоспособным, чтобы конкурировать с выпускниками классических университетов, которые будут всё чаще приходить в образование». По его мнению, «преподаватель завтрашнего дня должен быть современным человеком: знать, как устроены средства массовой коммуникации, понимать, как он взаимодействует с учениками и как это может повлиять на их будущее…»
Тезисы выступления Игоря Реморенко легко найти в его Твиттере [2]. Они были озвучены не только как позиция института, но и как перспектива развития педагогического образования в городе. Он назвал три источника и три составные части нового педагогического образования, на этом месте читатели, прошедшую школу марксизма-ленинизма, наверняка улыбнутся.
Три источника основаны на поиске новых культурных запросов, на том, чтобы уметь принимать будущее и активно работать с ним, а также на новых технологических подходах. Среди перечисленных составных частей самое интересное и неожиданное — тема повышения квалификации команд педагогов и управленцев и принципиально новые программы повышения квалификации.
Впервые тема команды специалистов, управляющих школой, прозвучала со стороны Департамента образования г. Москвы. Директор не может быть одновременно и Великим педагогом, и Гениальным менеджером. Работа в команде интегрирует возможности разных людей и позволяет добиться лучшего качества. На мой взгляд, если бы удалось реализовать даже часть нарисованной картины, то ситуация в школах резко бы улучшилась.
Нам, родителям, хотелось бы, чтобы будущее наступило как можно скорее. Желательно до того, как наши дети окончат школу, а еще лучше прямо сейчас. Но мы тоже можем его приблизить. Если вы — человек будущего и видите в себе силы менять мир, приходите работать в школу и сделайте мечту реальностью. Школам нужны учителя, менеджеры, юристы, бухгалтеры, активные родители в управляющие советы. Помогите будущему стать реальностью! Будущее начинается сегодня.
Фотографии с сайта www.educom.ru
- http://миролимпиад.рф/news/143. www.twitlonger.com/show/n_1rlme1r
- Видеозапись пресс-конференции см. на странице www.educom.ru/video/01_08_2013.php
Три больших начальника от образования несут густой бред. Можно даже по фамилиям было не разделять, а дать единым текстом. Никакой разницы не было бы заметно.
Теперь по пунктам. По мнению автора статьи, хороших учителей мало, много посредственных и достаточно плохих. Видимо, всё так. Только открою для мамы победительницы 13 олимпиад тайну, именно такой же расклад применим и к детям. Ведь очевидно, что плохие взрослые не рождаются сразу взрослыми, а должны побывать плохими детьми. Да ведь и к любой специальности и профессии именно такой расклад применим. Хороших и лучших нигде не бывает много.
Второе. Что делать учителю (допустим, хорошему и даже посредственному) с классом, в котором из 25 детей не более 2 хороших, посредственных 15, остальные распределяются по степени «плохости» от тихих двоечников до кандидатов в колонию для несовершеннолетних? Очевидно, что часть посредственных будет тяготеть также к плохим, поскольку дурной пример заразителен. Вот такова реальность любой средней школы России за пределами городов-миллионников.
Г-дин Реморенко, явно пересидевший в министерстве, предлагает учителю становиться «event-менеджером», а его коллега г-н Мокринский ему вторит: «Учитель должен гарантировать, что интересно и успешно будет учиться в 11-м классе не только тот, кто собирается идти в вуз, но и тот, кто сидит с ним рядом». Хочется напомнить господам-начальникам от образования, что учитель — не клоун на представлении и не «тьютор», «коучер» и проч. аферист, кто за кривлянье перед взрослыми людьми в дорогих костюмах собирает за часовой семинар приличные деньги.
О каком «пути к мечте», индивидуальном плане успешности и подобной дури может идти речь в ШКОЛЕ? Даже в идеально хорошей школе с идеально хорошими детьми основная задача заключается в получении начального образования. «Начального», которое в документах называется то «полным», то «общим». Среднее образование дают в колледжах и техникумах. Высшее — университетах и прочих вузах. Откуда взялся, в таком случае, «путь к мечте» на начальном этапе? В какой больной голове могла появиться идея, что ребенок управляет самостоятельно под руководством учителя своим личностным ростом? Не рановато ли?
Вот избалованный ребенок сумасшедше-восторженной мамаши хочет стать космонавтом. А мамаша всяких «реморенок» наслушалась и достает бедного учителя, директора, доходит до городского управления образования с требованием обеспечить всеми силами и какими угодно средствами мечту ее ребенка. Понятно, что это несерьезно, но подобными, менее утрированными, случаями наполнена работа обычной школы. А у учителя, между прочим, 10 классов в 4 параллелях. Со сколькими индивидуальными мечтами он может помочь каждому конкретному ребенку, учитывая, что у самого опыта полетов в космос по определению быть не может?
Школа — социальный институт, и как таковой существовала до минобрнауки и его сотрудников, осмелившихся сравнить деятельность учителя с бизнесменом-тьютором. Реальная задача школы определена была тысячи лет назад и особенно не менялась: начальное образование и воспитание, иначе «вторичная социализация». Почему-то теоретики образования и педагогики забывают, что первичная социализация — это семья, и большинство проблем идет оттуда и исправиться может только там.
Предлагаемый же проект «учителя будущего» лучше было бы назвать «роботом-учителем», который должен делать вообще всё и которому не нужно ни есть, ни спать, ни иметь собственной жизни и семьи, только занимаясь интересами общества и каждого конкретного ребенка из двух сотен учеников в его 10 классах. Не нужно такой чудо-машине и денег платить, поскольку за такое убийство своей собственной жизни и невозможность осуществить собственный «путь к мечте» живому человеку требовалась бы очень приличная компенсация.
Настоящий Учитель — это, в первую очередь Артист. Эмоции значат для детей больше, чем голые факты. Ученики — это зрители, принимающие участие в спектакле(уроке).Великие артисты редко бывают успешными менеджарами.В университетах готовящих учителей необходимо вводить курс артистического мастерства. Меня поражает оценка мастерства современного учителя! Высшую категорию должны иметь только те учителя, которые взяв очень слабый класс в обычной школе, через 1-2 года значительно повысили уровень успеваемости в этом классе, заразили детей любовью к своему предмету, привили желание учиться, узнавать что-то новое. Настоящий творческий человек никогда не будет стремиться стать чиновником, бюрократом. Так как это гнилое дело.Он будет их жалеть и слегка презирать.