Блицкриг прошел…

Александр Самохин
Александр Самохин

27 сентября 2013 года президент РФ Путин подписал Закон о реформировании РАН. Этот бой мы уже проиграли. Даже не отдельный бой, а целое трехмесячное сражение. Но кампания по реформированию РАН еще далеко не закончена.

На московской конференции научных сотрудников РАН 29-30 августа 2013 года Е. Хазанов в связи с первоначальным этапом — прохождением второго чтения Закона вспомнил о Бородинском сражении 1812 года, после которого, как известно, был и «пожар московский», и Березина. Можно вспомнить также, что за осенней катастрофой Красной Армии в 1941 году в киевском «котле» последовало сокрушительное декабрьское поражение Вермахта под Москвой, оказавшееся в итоге прологом падения Берлина в 1945 году.

Исторические аналогии вполне уместны, когда речь идет о событиях достаточно масштабных и значимых. В то же время, как и всякие аналогии, они имеют свои ограничения, определяемые конкретикой каждой рассматриваемой ситуации. Исчерпывающий анализ нынешней истории и предыстории реформирования РАН в контексте новейшей российской истории еще предстоит сделать.

Этот анализ должен дать ответ на вопрос, в частности, кто «замотал» майское 2010 года обращение Общего собрание Отделения физических наук к ОС РАН с предложением еще в том же году провести чрезвычайное ОС РАН, посвященное внутриакадемическим проблемам в нынешних условиях. Получение ответов на такой и многие другие подобные вопросы продемонстрирует реальные возможности и способности научного сообщества к результативному экспертному анализу, который необходим для дальнейших осмысленных, организованных и решительных действий.

Серьезной проблемой РАН до настоящего времени являлось отсутствие оперативной и адекватной реакции на внешние вызовы, не говоря уже о четкой и понятной стратегии и тактике. Вряд ли, например, можно считать проявлением продуманной стратегии и тактики требование извинений в конце марта 2013 года от министра Д.Ливанова, которого сейчас называют всего-навсего «пешкой» в той игре, которую РАН с треском проиграла.

Подобный якобы «неожиданный» в отношении РАН поворот событий ставит под сомнение основательность ее претензий на статус «высшего экспертного сообщества». Эта ситуация также бросает серьезный вызов всему научному сообществу, всем его организациям — ОНР, Профсоюзу работников РАН и другим структурам, включая и возникшие уже во время «блицкрига».

Предыдущий президент РАН Ю.Осипов объявил РАН непубличной организацией, оправдывая тем самым покров непрозрачности на ряде аспектов ее деятельности, затрагивающих интересы многих ее работников, включая и членов академии, которые не получали своевременной информации о происходящих в РАН событиях. С таким положением дел нельзя дальше мириться. Работники РАН должны иметь полную информацию о жизни академии, о деятельности ее конкретных членов. Отсутствие такой информации осложняет реализацию более масштабных согласованных коллективных действий, необходимость которых становится все более настоятельной. Кроме того, в этом процессе, «прежде чем объединяться, надо тщательно размежеваться», четко определившись по всем относящимся к делу принципиальным вопросам.

28 сентября, на следующий день после подписания президентом РФ Закона о РАН, в Москве состоялся митинг — встреча депутатов ГД от фракции КПРФ с работниками науки (www.youtube.com/watch?v=nJn6xpfkSns). Среди прочего там было сказано и об увеличении политической составляющей в протестной активности научного сообщества, и о двадцатилетии расстрела российского парламента, последствия которого дают о себе знать и в настоящее время.

Начинается новый этап взаимодействия научного сообщества с властью, который потребует от работников науки наиболее полного проявления присущих им (в идеале) профессиональных качеств. А чтобы не повторять прежних ошибок, учите «матчасть» и собственную историю, господа-товарищи! 

4 комментария

  1. Продираюсь сквозь претензии на глубокомыслие и снова вижу навязчивые идеи автора и общие слова. И кто же спорит с тем, что работников нужно информировать?

    1. Ну хоть от Осипова дистанцировались, с его требованием закрытости и неподотчётности РАН. Пусть пока только на словах, но это уже прогресс. Глядишь, лет через 20 нехотя признают, что 80 летние старцы не в состоянии дать экспертную оценку научной работы и определить преспективные направления исследований.

  2. Как это не печально, но больше это напоминает не «блицкриг», а то, что уцелевшие авторы мемуаров окрестили «сталинградской катастрофой». Здесь есть и обе румынские армии (РАМН и РАСХН), и комитет «Свободная Германия» во главе с бывшим командующим (клуб РАН), и несмирившийся начальник штаба (председатель профсоюза)и т. п. Я понимаю, кривое сравнение, но уж очень конечный результат схож: апокалиптический разгром и торжество сил добра (это я про ангажированных комментаторов).

  3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ!
    Пока Ученые советы институтов «молчат», дело (говорильня) будет вариться в собственном соку.
    Где голоса институтов?
    Спят директора, спят Уч советы.
    Тов. Герцен!
    Буди народ!!!
    Бужу:
    читай мои предложения на ТрВ-гайд-парк от 16.09.13г!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: