Что дальше?

Анатолий Вершик
Анатолий Вершик

В России пора создать широкое движение «В защиту образования и науки». Наука, пожалуй, сейчас в большей степени, чем образование, нуждается в защите — после той беспрецедентной атаки на нее, которую власть всеми своими «ветвями» начала этим летом и успешно заканчивает сейчас, доводя до полного уничтожения противника.

Не стоит верить тому, что это была просто реформа академий, такие реформы готовятся и проводятся иначе. Фундаментальная наука, не приносящая немедленного дохода, фундаментальное образование, необязательное для карьеры чиновника, нынешней российской власти не нужны. И никаких иных доказательств этого утверждения после имевшей место психической атаки, якобы, на Академию, не нужно.

Что Академия постарела, мало меняясь в своей деятельности по сравнению с советской жизнью, — очевидно всем. Но не это беспокоило власть. Несомненно, что заказчики и разработчики «реформы» прекрасно понимали, что главное в Академии — не ее верхушка, а ее научные институты: в них работают тысячи ученых, поэтому ломка довольно сложной академической структуры поставит их судьбу в тяжелое положение. Напрасно наивные критики «реформы» думают, что об этом просто забыли. Другие пытаются подкорректировать закон о РАН и повторяют, что, мол, судьбу институтов можно спасти, просто надо добавить несколько академиков в совет чиновников, а это забыли сделать. Кому надо (не думским мудрецам, конечно) — не забыли.

Помнили и то, что в «своем» кооперативе есть научные институты, а еще  есть «своя» сколковская инновация, а старая Академия никому не нужна. То, что в этой Академии и ее институтах не только чиновники, но еще много уважаемых и умных людей, ученых, признаваемых во всем мире, талантливой молодежи, с которыми нельзя обращаться как с быдлом: не слушать их доводов, обманывая их как «лохов» — и это тоже понимали, но продолжали действовать грубо, унизительно. То, что у Академии есть своя история, что ее мытарили большевики, что число репрессированных академиков сравнимо с числом нерепрессированных, что Сахарова все-таки власть побоялась выгнать из Академии — это всё для них неважно. Скоро забудется, не до них. Олимпиада на носу. Мелочь эта Академия, да и собственность ее очень пригодится. Нечего церемониться.

Но, я надеюсь, ошиблись. Конечно, реакция академических верхов подтверждает уверенность власти в себе. Жалкое это зрелище и вполне предсказуемое. Никто не ушел в отставку. То ли стипендию хочется сохранить, то ли ссориться с властью неприлично. Только не стоит думать и говорить, что коллаборационизм что-то спасет.

А вот научная общественность повела себя иначе. Думаю, это стало неожиданностью и для власти, и для поспешающих журналистов, решивших, что академиям так и надо, а остальное не интересно. Очень даже интересно.

Несанкционированная Академией и другими организациями конференция, собранная в конце августа, привлекла несколько тысяч человек из всех крупных научных центров. Протесты, митинги, огромное количество писем и 120 тыс. подписей в заявлении, направленном президенту, книга «Хроника протеста» и т.д. — всё это инициативы научной общественности. Конечно, в них принимают участие, и даже руководят, наиболее смелые академики. Это не может кончиться ничем. Давайте называть вещи своими именами: имеет место решительное и открытое недовольство не самой отсталой, пусть и немногочисленной, части населения действиями властей. В демократических (в полном смысле слова) странах такое недовольство приводит к требованиям немедленной отставки премьер-министра или (и) президента. Речь идет не о политических претензиях, которые, возможно и естественно, возникают, а об отношении к конкретной программе, касающейся очень важной стороны жизни всей страны и ее будущего — науки и тысяч людей, связанных с нею.

А если к этому добавить еще и многолетнее сопротивление ученых, учителей и многих других реформам образования?

Потому полагаю, что сейчас необходимо организовать «Движение в защиту образования и науки».

Это движение ставит перед собой не политические цели и партией не должно являться. Если оно и будет являться оппозиционным, то лишь к невежеству и глупости власти, разрушающей то немногое, что осталось в науке и образовании. Цель такого движения в сохранении их и их традиций. Это — объединение «по интересам», и притом государственным, а не партийным. Замечу мимоходом, что настоящих политических партий в России сейчас вообще нет, и не в этом ее беда.

Можно предвидеть, что власть будет стараться усилиями своих политтех-нологов запятнать, разбавить провокаторами движение. Такие спецоперации у нас умеют делать и, кажется, уже пытаются, посылая непрошенных «защитников» науки. Нынешняя власть не умеет и не хочет по-настоящему говорить со своими оппонентами, к числу которых принадлежит теперь и значительная часть ученых.

По существу дела, такое движение могло бы до известной степени взять на себя некоторые функции Академии, поскольку в состав его, как можно ожидать, войдет множество выдающихся ученых и талантливая молодежь. Тот интеллектуальный потенциал, который может наличествовать в этом объединении, достаточен, чтобы обдумать и разработать все детали создания и дальнейшей деятельности этого движения.

Настоящее предложение о создании «Движения в защиту науки и образования» необходимо продумать и разработать гораздо детальнее. ТрВ-Наука мог бы стать подходящей трибуной для конкретных предложений и, главное, для того, чтобы возник круг людей, которые смогли и хотели бы заниматься подготовкой к созданию «Движения». 

Анатолий Вершик,
докт. физ.-мат. наук
[email protected]

114 комментариев

  1. «Переход к наукометрическим показателям приведет к плановому хозяйству и расцвету пустой отчетности вместо дела.»

    Расскажите мне, плиз, что это за «дело». В чем оно выражается? Аккурат, если нет публикаций (или других объективно оцениваемых результатов), на которые можно сослаться, пишут пустую отчетность. Это я про естественные фундаментальные науки, разумеется.

    Что касается наукометрии, то спор это пустой. Показатели — результаты анализов. А диагноз должен ставить врач, то есть эксперт. Ибо анализы и диагноз — не одно и то же. Но врач, которому результаты анализов не нужны, просто шарлатан. А пациент, отказывающийся сдавать анализы, просто симулянт.

  2. Я согласен с автором статьи, что защита круга интеллектуальных ценностей нужна.
    Мы видим, что представители власти с ожесточением талибов, расстреливающих скульптуры Будды в горах Афганистана, уничтожают не только научную и образовательную сферы. Идет растаптывание здравого смысла. Поэтому следовало бы создавать движение «В защиту здравого смысла» …
    Пора положить конец двиганью туда сюда времени, декларированию нулевого промилле, экспериментам над детьми в форме ЕГЭ….

  3. Хорошему врачу анализы часто и не нужны. Но они всегда нужны контроллирующим органам, всяким комиссиям и инстанциям.

  4. Академия, как и все общество не очень хорошо себя чувствует. Можно сказать долго болеет. Но думать, что это происходит в результате «нечеткой разработанности ПРОЦЕДУР» определения чего-либо явное заблуждение. Можно сколько уго придумать регламентов и правил, провести любые измерения, а воз будет стоять и ныне там. Проблема не в процедурах. Поблема в ориентирах всего общества. В том числе в ориентирах нравственных и исторических. А с этой точки зрения действия «неугомонных реформаторов», безусловно, ущербны.
    Поэтому протест должен идти по линии здравого смысла, а не по «процедурной» линии.

  5. «Это движение ставит перед собой не политические цели и партией не должно являться. Если оно и будет являться оппозиционным, то лишь к невежеству и глупости власти, разрушающей то немногое, что осталось в науке и образовании. Цель такого движения в сохранении их и их традиций. Это — объединение «по интересам», и притом государственным, а не партийным. Замечу мимоходом, что настоящих политических партий в России сейчас вообще нет, и не в этом ее беда».

    Настоящий учёный всегда реалист. Если власть разрушает то немногое, что осталось в науке и образовании, то где доказательства, что «Движение …» сможет адекватно противостоять власти, разрушающей образование и науку, и добиться поставленных целей? Получается что реанимация образования и науки не есть политика? А что же это тогда? И следуя логике автора противостояние действиям власти в области образование и науки тоже не есть политика? Мол во всём остальном власть прекрасна, только вот в области образования и науки она хромает? Почему же не следует создавать именно политическую партию, во главе которой будут Нобелевские лауреаты и лауреаты других научных премий? Или им не по силам призвать сконцентироваться учёных в политическую партию, и добиться доминирования научных подходов в принятии политических решений?

    В решении сложных и жизненно важных проблем нельзя быть «и вашим, и нашим». Надо быть по одну сторону…

  6. вся эта возня в политику какими то движениями и увещевание властей — пустое. только тяжелое и позорное военное поражение с потерями территорий (нефтеносных, или алмазоносных) както отрезвит власти. вспомните 19й век — реформы Уварова стали возможны только после Крымского позора. до этого, пока наша армия была победительницей, устав институтов и система образования государя устраивала…

  7. а дальше будет тяжелая и долгая борьба за социальные права достонуе зарплаты и условия работы — те самые которые- в начале 20 века были получены сразу и все в итоге 3-х Революций- в частности и в особенности- Великой от 25 Октября 1917 г вель только Революция освободила страну от тупой алчной и невменяемой власти

  8. О бедном образовании замолвите же слово. Все только о науке, да о науке. Куда ей приткнуться при разрушенных университетах и школе? Откуда ей будет взять новые силы, пусть даже при самом наилучшем исходе нынешней, на первый взгляд, безысходной борьбы за Академию? Это же неразрывные части, которые рушат порознь на наших глазах. Вот же название, предложенное Вершиком: «В защиту образования и науки». И образования, и науки. Какая часть тут сейчас больше нуждается в защите — неясно (хотя, конечно, самому автору, наверное, виднее), ясно только, что обе части — в самой крайней нужде. Давайте же думать о том и о другом, давайте привлекать университетских преподавателей и учителей хотя бы старших классов, вот о чем речь. (А ведь и многие сотрудники академии, как и университетские, имеют прямое отношение к школе тоже.) Я двумя руками «за науку», но все же, наверное, тут требуется какой-то разумный баланс. За науку уже и rasconference, и ОНР. Это все вряд ли спасет, пока все общество не осознает, что необходимо объединить все силы в поддержку и образования, и науки вместе. Мы видим необходимость обьединенной защиты, давайте же это подчеркнем.

  9. В России засилье умных и вероятно есть необходимое количество учёных. Если бы учёных было достаточно для современной страны, то они трансформировались бы в политиков, управляющих нацией и Россия была бы процветающей страной от инноваций, а не от сырья.
    Вывод — лишняя встряска научного сообщества населению не помешает !!!

  10. полностью согласен с автором в том что движение дб в защиту и образования и науки» и то и другое в бедственном состоянии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: