О том, как сказывается существующая в стране система сдачи Единого государственного экзамена на обучении детей, размышляет канд. физ-мат. наук, заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал» Алексей Сгибнев.
На днях я участвовал в записи передачи об учителях.
Из зала задали вопрос о законе, запрещающем работать учителем человеку, совершившему аморальный поступок. Присутствовавшие депутаты Думы тут же отреагировали: «Это про гомосексуалистов. Их же нельзя допускать к детям — чему они научат?» Ну, если для депутатов главная моральная проблема в школе — это геи, то депутатам можно позавидовать. А геям посочувствовать.
Вообще-то трудно найти моральные проблемы, которые можно решить на государственном уровне. Но одна есть точно. Это проблема списывания на ЕГЭ.
В этом году ЕГЭ прошел позорно для России. Экзамен по математике состоялся в понедельник 3 июня 2013 года, а его варианты появились «Вконтакте» в пятницу 31 мая, вечером. У школьников было два дня на то, чтобы прорешать варианты самим (и это еще неплохо), разобрать с учителем или репетитором. Подобные «сливы» были и на других предметах.
было «странных» детей, писавших честно. У нас в «Интеллектуале» такие были, и коллеги из других школ рассказывают подобное. Они писали сами, судя по манере и ошибкам в сканах решений, которые они прислали нам для консультаций. Мы научили детей нашим предметам — они написали на неплохой балл. Они молодцы, и мы тоже. Но из-за списываний проходной балл в вузы вырос скачком, и на бюджетные места прошли те, кто списывал. А наши дети попали на платное отделение. В том числе золотой призер международной олимпиады по физике — он выбрал математический факультет, а смежный предмет по правилам не засчитывается. Мы пока утешаемся тем, что правда всё равно возьмет свое, что списывальщики через год вылетят и наши умные дети перейдут на бюджетные места.
А ведь были еще и дети из сельской местности, которым негде было посмотреть варианты и не с кем проконсультироваться.
Что ж, экзамен — тоже часть обучения, тем более итоговый. Нравственный урок выпускникам-2013 дан такой, какой получился. Их учителя вчера требовали самостоятельно решать домашнюю работу, а сегодня одобряют списывание на ЕГЭ.
Сергей Собянин, обращаясь к учителям, заявил, что в 2010 году в Москве количество детей, которые сдали ЕГЭ с результатом 220 баллов, было около 7 тысяч, в данный момент количество детей достигло 20 тысяч. «Можно с уверенностью сказать, что по результатам сдачи школьниками экзаменов три четверти московских школ дают достойное образование», — отметил он [1]. Дают. Нашел, кому рассказывать. Коллега приводит зарисовку эпизода с ГИА по математике: «Учительница встречает ученика после экзамена и спрашивает заботливо: «Всё успел списать?», ученик радостно отвечает: «Всё!» «Молодец, иди отдыхай!» Вот это и называется разврат молодежи! А вы говорите — геи!»
Сейчас система устроена так, что в результатах ЕГЭ заинтересованы все: ученик хочет поступить, учитель — получить премию, директор — повысить позицию школы в рейтинге, губернатор — отчитаться об успехах образования в области. То есть система стимулирует вранье на всех уровнях.
Об этой моральной катастрофе не говорят профессиональные ревнители нравственности — им некогда, они борются с гомосексуалистами и демонстрируют миру «наши ценности». Между тем, именно эту катастрофу и надо бы исправлять государству, ведь оно сотворило ее своими руками. («Руки» у государства на разных этапах были разные, но от этого не легче.) Филиппов и Фурсенко вводили ЕГЭ, ломая учителей через колено. Рособрнадзор не смог предотвратить массовые «сливы». Правительство ничего не сделало для исправления ситуации (говорят, когда масштабы бедствия стали ясны, составители предлагали Медведеву провести повторный экзамен, но, видимо, победила логика «А что, нормально»; может, правительство было очень занято подготовкой реформы РАН). И в итоге — губернаторы и мэры безо всякого стеснения хвалятся результатами.
Теперь Ливанов и Кузьминов пообещали реформу ЕГЭ: выбор заданий из открытого банка случайным образом, независимость положения школы от результатов ЕГЭ и т.д. Но будет ли это проведено, и что в итоге получится — сказать не может никто. Так что вопрос остается, и сейчас хорошие учителя из хороших школ серьезно спорят. Некоторые считают, что ЕГЭ и образование почти не пересекаются, так что понятие честности тут неприменимо. Ну что, коллеги, будем учить детей списывать?
Передача, кстати, была о том, почему учителя уходят из профессии.
1. Более 80% родителей довольны качеством образования в школах Москвы. РИА «Новости», 26 августа 2013 года http://ria.ru/moscow/20130826/958709798.html
Автор прав, при возможности списать любой экзамен безоговорочно теряет смысл.
Ежу ясно, что школу и ЕГЭ нужно развести как можно дальше. Пусть школа выдает документ об окончании образования, причем c ЛЮБЫМИ отметками, как, например, в Белоруссии. Нельзя оценивать по отметкам учеников работу общеобразовательных школ. Главная их цель – воспитывать, а совмещать это с ложью в классных журналах и аттестатах – заведомо невыполнимая задача.
Взамен, чтобы не выпускать дурачков конвейерным способом, нужно ввести школьные экзамены в каждом классе, начиная со второго, с обязательным присутствием инспекторов из департаментов образования – должны же они хоть немного реально работать и общаться с народом. И пусть эти экзамены будут проходить известно как – по-российски, не важно, это даст школе хоть какой-то инструмент воздействия на совсем уж оголтелых учеников-отморозков и их родителей.
Сдавать ЕГЭ или не сдавать – это должно быть делом исключительно добровольным, причем, по любому предмету.
Слабо способным в науках детям государство должно предоставить реальную возможность без всяких оценок, отметок и лишних бумажек получить несколько специальностей, профессий, которые обеспечили бы им достойный уровень существования в той местности, где они захотят жить. А также у всех, кто осознал необходимость продолжения образования, должна быть реальная возможность сделать это. Причем, хотя бы частично, за государственный счет. Но тут нужна уже реформа не только системы образования.
Неплохо для начала сделать армию стопроцентно контрактной. Это снизит ажиотаж родителей мальчиков в их стремлении сохранить здоровье своих деток путем сдачи ЕГЭ во что бы то ни стало.
Начальники ППЭ и эксперты ЕГЭ должны проходить ежегодный профотбор путем открытых конкурсов.
До начала экзамена они не должны знать свой пункт ППЭ и должны быть готовы к поездке в любое место проведения экзамена в пределах области.
За свою работу они должны с одной стороны, получать очень достойное вознаграждение и, с другой стороны, персонально и максимально строго отвечать за допущенные нарушения. Каждая работа должна быть в свободном доступе с подписью тех, кто проводил экзамен, и тех, кто проверял. В случае явного несоответствия результатов ЕГЭ реальным знаниям, вузы могут писать свои отзывы и мнения, которые должны учитываться при отборе экспертов и контролеров ЕГЭ в следующем году.
При сдаче ЕГЭ обязательным элементом экзамена должно стать собеседование, на котором в течение определенного времени (ну, скажем, минут 30 экспертная комиссия вправе задавать любые вопросы в пределах школьной программы). Для начала, собеседование можно сделать обязательным для авторов экзаменационных работ только от 80 баллов и выше. Ведь сразу же будет видно, обладает ли претендент на высшее образование тем уровнем знаний, которые показаны при решении КИМов ЕГЭ. В случае провала собеседования можно рекомендовать повторный экзамен.
А, чего тут говорить, если бы у власти было желание и зачатки разума, давно бы уже все было сделано по уму.
Любая власть начинается с выдвигания достойных, с прозрачности выборов. Все тонкости этих «социологий» давно освоены. Дело за малым – осмелеть и научиться быстро, эффективно и относительно безболезненно «задвигать» недостойных. Вот наука, на освоение которой нельзя жалеть времени и сил. Только вот где взять такой учебник и, главное, задачник?
Согласен с Вами практически во всем, но, если выполнить все Ваши предложения, то, боюсь, окажется, что то, что было раньше до ЕГЭ и дешевле и эффективнее. Ответ на вопрос: «Тогда почему?» есть, мне кажется, в статьях уважаемых Владимира Дыбо и Ольги Соломиной (этот же номер ТрВ) — это путь к «сужению народного образования» (В.Дыбо). По материалам статьи такая ситуация в образовании устраивает 80% родителей.
Во-первых, того что было раньше, не будет никогда. Не стОит и надеяться. «Обратно» покойников не носят. Похожее, возможно, будет.
Во-вторых, «до ЕГЭ» — это когда? в 90-е? в 80-е? Или еще раньше? С тем, что тогда школьные экзамены обходились гражданам и государству не дорого, трудно не согласиться, а вот в их эффективности позвольте усомниться. ЕГЭ ведь тоже ввели не от хорошей жизни. Перед введением ЕГЭ на школьных экзаменах липовых пятерок и трояков было предостаточно.
В-третьих, я понимаю, что не все так просто, как кажется. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать только то, что все предлагаемые рецепты модернизации образвания (в том числе и мои фантазии) не учитывают даже половины всех сложных социальных связей. Гладко бывает только на бумаге …
У нас, литераторов, например, раньше было сочинение. С высокой трибуны только что заявили, что его нужно возвращать. Но сочинения тоже списывали за милую душу! Говорят, что ребята будут защищать сочинение… Ну, будут защищать списанное сочинение, может, хоть разберутся, что там умный школьник-студент написал… Но ложь — то останется!
Тот, кто сумеет искоренить списывание в школах, кто сумеет добиться того, чтобы списывание во всех учебных заведениях стало нонесенсом, тот изменит страну. Но это — несбыточная мечта. Система четко и жестко воспроизводит саму себя. Ведь списывание — то же воросвство.
Я — учитель русского языка и литературы. Заставляю своих детей честно писать сочинения и диктанты, после чего меня распекают на педсовете, если какой-то из моих классов дал показатели ниже среднего по городу. Но средний показатель в Подмосковье уже задран на такую небывалую высоту, что нет никаких сомнений : дети в большинстве школ — списывают. Мне удается удержать детей от лжи на своих уроках, но меня постоянно мучает сомнение, вправе ли я обрекать моих учеников на «подвиг белой вороны», ставя их заведомо в неравные условия с другими, списывающими школьниками… Я рада, что Алексей поднял эту проблему. Поговорим…
Я чтото не понял.. А что мой комментарий по поводу того, что геи излишни в теме неполноценности нашей системы образования удалили? Ребят это никуда не годится, то что большинство людей организующих ЕГЭ бездарны я согласен, но то что из этого следует что хорошо быть гомосексуалистом я не согласен ;) Я чувствую не только автора задел за живое, но и редакторов…
Здравствуйте! Я перенесла в свой блог статью Алексея, убрав его замечания о гомосексуалистах. Мне тоже показалось, что этот пассаж отвлекает от основной темы. И мне бы тоже не хотелось, чтобы учителем у моей дочери был гомосексуалист. Ну не хотелось бы!!! И я никогда не соглашусь, что это — норма. В любом случае, это спор о другом…
Но если кому-то не понравился Ваш комментарий, из этого еще не следует, что цензор — гомосексуалист. Тут Вы явно поторопились с выводами.
ложь при ЕГЭ лишь частность общего принципа жизни РФ с 1991 г не обманешь- не заработаешь честный Труд выкинут из списка достоинств человека автору спасибо все так и есть
огрехи ЕГЭ могли бы быть скомпенсированы при ротации в институтах студентов с платных отделений на бесплатные исходя из их успеваемости и наоборот (ВУЗы, конечно, в такой справедливости не заинтересованы экономически). Любой барьер можно сломать если это выгодно и определяет всю будущую жизнь, следовательно нужно бороться за сам процесс обучения.
Честно говоря, посредственности достали. В стране всегда воровали, и списывать было одной из «доблестей» российской жизни.
Я самоучка, но мог бы много интересного предложить для реформирования нашего образования, но куда девать нынешних менторов?
Влад:
мои коменты тожже не проходят на Трв фактически цензура или некий неведомый nbg решает что пропускать что нет
Смотрел эту передачу, там про геев сначала кто-то из либеральных съехидничал, а кто-то из учителей резко сказал, что геи не могут быть учителями в школе. Потом женщина депутат поддержала, что надо родителей спросить, хотят ли они геев учителями своих детей.
Либералы негодовали и хихикали.
Передаю привет школе «Интеллектуал»! Я там работала при (ныне, увы, покойном) Евгении Маркелове. Ушла по стечению нескольких бытовых факторов, но не потому, что мне там не нравилось! Лучше рабочей атмосферы я нигде с тех пор не встречала. Очень рада, что школа за эти годы сохранила свою позицию в понимании того, что такое образование.
Знаете нынешнюю проблему производства? Дипломированный выпускник вуза может не знать даже основ специальности.
Недавно при приеме на работу отсеяли несколько человек, в итоге нашел толкового специалиста из смежной области. Буду дообучать до специальности, а в будущем на вторую вышку пошлю по нужной специальности обученного по специальности человека для дальнейшего карьерного роста.
Потому что при ворохах дипломов специалистов почти нету, спасибо ЕГЭ.
Предлагаю запрещать ЕГЭев :))