В «Новом издательстве» вышла книга известного архитектурного критика Григория Ревзина «Русская архитектура рубежа ХХ-ХХI вв.».
Это критический обзор того, что недавно построено, прежде всего в Москве, и в частности во времена Лужкова. Ведь построено достаточно много, чтобы можно было всерьез говорить о лужковской Москве, а не просто о Храме Христа Спасителя, восстановлении Иверской и подвигах Церетели, любимого ваятеля Юрия Михайловича.
А поскольку книга Ревзина еще и альбом, то обычный читатель (а он, как правило, даже будучи коренным москвичом, многих новых построек не только ни разу не видел, но о них и не слышал) может существенно расширить свой кругозор за счет уникального по плотности собрания фотодокументов.
Думаю, это удалось и мне — отчасти потому, что взаимодействие с книгой Ревзина требует неких особых условий. «Древники» для чтения своих фолиантов пользуются пюпитрами — вот и я бы в данном случае не отказалась. Ну да ладно.
В недавнем интервью журналу «Афиша» Ревзин так сформулировал свое «послание» читателю: «…Лужковская архитектура отметила время колоссальной трансформации нашей страны. Как только мы ее перестанем оценивать с точки зрения вкуса, сразу же придут другие смыслы».
Книга Ревзина как раз интересна именно этими «другими смыслами». Она вообще богата смыслами — при этом стилистика Ревзина при всей его изобретательной игре со Словом и Образом достаточно сдержанна. Впрочем, это если эту стилистику сравнивать с такими повествованиями об архитектуре, какие находим, например, у А. Ипполитова (неужто этим сравнением никто до сих пор не озаботился?..), она окажется даже академичной.
Итак, если вы не слишком хорошо представляете себе, что вокруг нас понастроили за последние 20 лет, просто разгребите ваши книги и бумаги и устройтесь за большим пустым столом. А теперь, не торопясь, листайте том Ревзина, пока не зарябит в глазах.
Держу пари, вы не видели «Дом-яйцо» Ткаченко на ул. Машкова. И синагогу на Бронной — тоже. Потому что на Бронной вам, скорее всего, нечего делать, а уж на ул. Машкова — тем более. Не говоря уже о Сити — разве что вы там служите. Ушли в прошлое беззаботные прогулки по Москве — что пешком, что на трамвае (впрочем, это уже и вовсе благоглупости- кто это нынче поедет по городу без абсолютной необходимости?).
Тем более важен альбом, где профессионально выполненные иллюстрации поддержаны подробным текстом.
Ревзин искусно вплел в ткань книги свои острозлободневные статьи о «способе существования» московской архитектуры за последние примерно 20 лет. Значительные разделы книги разворачиваются как занимательные истории о том, как те или иные планировочные, конструктивные и градостроительные вкусы и фантазии Юрия Михайловича Лужкова материализовались в виде воссоздания никогда не бывшего (дворец в Царицыно), сноса ради строительства того же самого, только лучше (гостиница «Москва», «Военторг») и т.д.
Кроме того, у Ревзина мы можем узнать многое о механизмах взаимодействия архитектурных организаций типа «Моспроект», отдельных мастеров и их творческих коллективов, да и вообще руководящих архитектурой инстанций разного уровня — и это многое, надо сказать, выглядит весьма невесело.
Интересно развернуты сюжеты, малоизвестные за пределами профессиональной среды, например проблема Генплана Москвы в историческом аспекте; роль «бумажной» архитектуры в судьбе ныне действующих мастеров; вечная проблема отношений между архитектором как творцом и властью, и т.д.
А чтобы мы всё-таки не забыли, что главное в работе с пространством — это личность архитектора, несколько обстоятельных глав посвящено рассказам о людях. Достаточно условно, но весьма убедительно отечественные архитекторы сгруппированы в творческие типы, например Джентльмены, Художники, Чудаки. Свобода выбора и самопрезентации воплощена ими преимущественно путем реализации программы неомодернизма. А неомодернизм у нас разнообразен и нередко просто очень хорош. В общем, наслаждайтесь.