Дорогие коллеги!
27 сентября президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук» и Указ № 735 «О Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО)». Первый этап реформы от «26 июня» завершен, как и задумывалось ее инициаторами, в рекордно короткий срок. Наступил следующий, малопредсказуемый и сложный этап в работе и жизни как всей Академии наук, так и ее Сибирского отделения. Согласно этим документам, теперь уже не академики РАН, РАМН и РАСХН, а их «члены» сведены в реформированную Российскую академию наук (рРАН). Все академические институты передаются в ведение ФАНО. Оно уполномочено Правительством РФ осуществлять функции собственника федерального имущества, закрепленного за передаваемыми организациями. рРАН и ее региональные отделения остаются в статусе Федеральных государственных бюджетных учреждений. При этом рРАН осуществляет функции Главного распорядителя бюджетных средств по отношению к ее региональным отделениям. Положения п. 9 статьи 18 допускают двойственное толкование в части их нераспространения на Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения рРАН. Остается до конца неясным, относится ли режим нераспространения на организации в ведении региональных отделений. Фактически выбрана западная модель управления наукой, а нам предстоит очередная коренная перестройка структуры и механизмов научных исследований, осложненная экономическим кризисом и уже объявленным сокращением государственного бюджета на 2014-2016 годы.
К важнейшим традиционным задачам Сибирского отделения РАН по проведению фундаментальных и прикладных исследований, взаимодействию с образовательным комплексом Сибири, инновационными и высокотехнологическими корпорациями и предприятиями, работам в рамках программ социально-экономического развития регионов и России добавляются новые жизненно важные усилия по отстаиванию интересов науки, научных коллективов СО РАН, уникального научно-образовательного и технологического комплекса Сибирского отделения, созданного гением его основателей, напряженным трудом нескольких поколений талантливых ученых и сотрудников. Арсенал средств, уже использованных Правительством и законодательной властью страны, может привести к вытеснению научного сообщества на обочину научно-технического прогресса в стране, полноправными гражданами которой мы являемся. Во время «реформационного блицкрига» в ход был пущен весь инструментарий информационных войн, более типичных для реалий современного российского бизнеса. Наука и образование оказались в ситуации, казалось бы, давно ушедшей в историю, когда проблемы выбора направлений научных исследований в условиях дефицита финансовых ресурсов решаются с привлечением всей мощи административного и отчасти силового аппарата государства. Деятельность современных «реформаторов» в этом смысле мало отличается от методов и подходов, воплощенных в истории «реформирования» ВАСХНИЛ 1947 года. Стало реальностью применение «подковерных» методов и интриг для устранения в борьбе за бюджетные и внебюджетные ресурсы такой традиционно сильной организации, как РАН и ее региональные отделения. В результате принятия ФЗ-253, образно говоря, прорвана первая линия обороны, опиравшаяся на сложившуюся в течение последних лет организационную структуру РАН. До сих пор во многом остающиеся анонимными оппоненты РАН получили возможность штурмовать и перекраивать на свой лад академические институты, значительная часть которых является полноправными участниками мирового научного процесса.
Наших оппонентов не остановили ни акции протеста ведущих ученых России мирового класса, таких, как академики Ж.И. Алфёров, В.Е. Захаров, В.А. Рубаков, Роальд З. Сагдеев, Ю.В. Гуляев, А.А. Старобинский и многих других, ни протесты большого числа научных коллективов, ни призывы Нобелевских лауреатов из разных стран мира, ни выступления видных общественных деятелей, представителей законодательной и исполнительной власти. Своими действиями исполнительная и законодательная власти России сделали ставку не на достижения в науке и образовании, а на их имитацию. По сути, в России стартовала «культурная революция эффективных менеджеров» в науке, об опасности которой предупреждал президент РАН академик Ю.С. Осипов. В то же время не оправдались замыслы наших анонимных оппонентов на раскол академического сообщества, противопоставление заслуженных и молодых научных сотрудников, руководства РАН и коллективов институтов. Необычайная протестная активность ученых и консолидация научного сообщества, переход на ее сторону многих, ранее критиковавших академию за «консерватизм» и недостаточную энергию, профессиональных и общественных сообществ (это наиболее сильно проявилось в Новосибирском академгородке), открывают возможности для преодоления созданных ФЗ-253 проблем развития науки в России.
Главные актуальные задачи:
1. Не допустить разрушения институтов Отделения, их «атомизации», эрозии научных школ и ослабления наработанных межинститутских, междисциплинарных и межнаучных связей. Необходимо спланировать и создать механизмы противодействия выработанным в кабинетах Минобрнауки и опробованным на вузах формализованным подходам по разделению с последующей реорганизацией эффективно работающих научных коллективов. Они должны базироваться на тесном взаимодействии ученых старшего поколения с их учениками и последователями. Это обеспечит оптимальное и гармоничное сочетание опыта и знаний старшего поколения с так необходимой сейчас энергией и неординарными подходами молодых сотрудников.
Для противодействия ожидаемым десантам «эффективных» менеджеров необходимы кадровые решения опережающего характера. Наше преимущество заключается в более высокой квалификации и степени образования наших сотрудников по сравнению с менеджерами Минобрнауки. Руководству институтов необходимо сконцентрировать усилия на развитии лучших подразделений и на создании совместных лабораторий с ведущими вузами по перспективным исследованиям и инновациям.
2. Мы должны в самое ближайшее время выработать новые формы и механизмы взаимодействия с нашими коллегами из отделений РАМН и РАСХН, ведущими университетами региона, крупными корпорациями и предприятиями высокотехнологического сектора экономики. Они должны опираться на проекты национального значения и построение инновационной экономики регионов, в соответствии со Стратегией развития Сибири. Нам необходимо освоить новые формы и методы проектных работ, не теряя темпов развития базовых фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. Платформой для обеспечения работы в новых условиях является существующая система Сибирских отделений РАН, РАМН и РАСХН вместе с ведущими университетами и созданными в последнее время институтами развития. Это глубоко проработанная и практически готовая сетевая структура для формирования мощного и эффективно работающего научно-образовательного и инновационного комплекса на территории Сибири.
3. Особые меры экстренного характера должны быть предприняты по сохранению федерального имущества и земельных ресурсов в оперативном управлении РАН, СО РАН и ее институтов. Необходимо обеспечить участие наших представителей в работе ФАНО и его региональных филиалов. Особое значение приобретает компенсация земельного налога, необходимая для сохранения исторического облика и комфортных условий работы и проживания в академгородках и научных центрах Сибирского отделения.
4. Все непрофильные имущественные, земельные и материальные активы региональных отделений востребованы в высшей степени в их работе. Это связано с территориальной обособленностью академгородков и научных центров. Возможная передача этих активов может допускаться только после тщательного анализа всех обстоятельств и последствий таких шагов. К наиболее болезненным последствиям для сотрудников Отделения могут привести непродуманные действия по передаче медицинских учреждений (станут необходимыми поездки в городские учреждения здравоохранения даже по ничтожным поводам), детских садов (сотрудники потеряют возможность приоритетного получения мест), ключевых объектов инженерной инфраструктуры (произойдет рост тарифов, как это случилось с тарифом на холодную воду в Новосибирском академгородке), служебного жилого фонда (исчезнет возможность быстрого решения проблемы жилья для молодых и получения более комфортного жилья для заслуженных сотрудников). Возможная передача ключевых объектов инженерной инфраструктуры и связанный с этим рост цен на подключение к сетям и получение техусловий сделают практически невозможной реализацию программ строительства жилья экономкласса. Ни при каких условиях недопустима передача Домов ученых, объединяющих научное сообщество, молодежных общежитий, а также специализированных гостиниц для приезжающих ученых.
5. Особое значение в начинающийся переходный период организационных перестроек имеет сохранение достигнутых Сибирским отделением позиций по строительству служебного жилья, развитию жилищно-строительных кооперативов, как важнейшие пути использования земельных ресурсов Отделения для решения насущных проблем обеспечения жильем, в том числе малоэтажным, заслуженных сотрудников и только начинающих свой путь в науку молодых ученых, сотрудников институтов и учреждений.
6. Нужны новые формы работы с представителями власти и общества с разъяснением сути происходящих в науке изменений, пропагандой достижений фундаментальной и прикладной науки мирового уровня в институтах. Необходимы большая активность и гибкость подходов в работе со СМИ, свежим примером которой является привлечение СМИ федерального уровня для освещения деятельности новой научно-исследовательской станции СО РАН на о. Самойловский и церемонии ее официального открытия.
События трех месяцев, предшествовавших принятию ФЗ-253, свидетельствуют о большом числе наших сторонников на всех уровнях властной пирамиды в регионах и центре. Многие представители правительственных структур, депутаты ГД, члены СФ, представители исполнительной и законодательной власти в регионах выражали полное понимание и поддержку, к сожалению, часто косвенную, позиции РАН и ее Сибирского отделения. Нас поддержали многие общественные организации, члены Общественной палаты Новосибирской области, представители бизнеса, директорского корпуса, ректоры университетов. Состоялись многочисленные митинги в защиту науки, самый массовый из которых прошел 1 сентября в Новосибирском академгородке. Столь массовые выступления значительно изменили стиль и дух законопроекта, в первоначальном варианте которого было запланировано ликвидировать РАН. Столь серьезная поддержка лучших представителей интеллектуального сообщества России позволяет быть уверенными в правоте нашей позиции. Правда на нашей стороне, поскольку наука делается не в кабинетах, даже министерских и правительственных, — наука делается в лабораториях и институтах РАН, Сибирского и других региональных отделений РАН, в экспедициях, на стационарах, в научно-исследовательских станциях, у пультов управления сложными установками, на научных семинарах и конференциях! Мы должны быть готовы к длительной и тяжелой работе по организации науки в новых условиях, которая в известной степени отвлечет от исследовательской деятельности, но без этой работы не выжить ни науке, ни научному сообществу в современной России. Мы такие же граждане России, как авторы закона, и нам следует ясно и четко отстаивать свои позиции в интересах страны и будущих поколений.
Побеждает не тот, кто никогда не терпит поражений, а тот, кто находит в себе силы подняться после удара. Сила науки, правда и истина на нашей стороне!
Руководство Сибирского отделения РАН
Досиделись вы в президиумах, ничего не делая, а плоды будут пожинать, в основном рядовые научные сотрудники.
Это обращение Асеева — хороший аргумент ЗА реформу РАН. Общие фразы и никакой конкретики, кроме страшилок об отъеме собственности.
По поводу СО РАНовской бытовухи: в Новосибирском академгородке тарифы ЖКХ сильно превосходят городские тарифы, СО РАНовские детсады хуже муниципальных, детское отделение ЦКБ СО РАН сподобились открыть только после смерти ребёнка и после массовых протестов родителей. По поводу объектов инфраструктуры: СО РАН добивается сноса электроподстанции «Академическая-2», недавно построенной для технопарка, препятствовало сроительству нового корпуса НГУ и многое другое.
«Это обращение Асеева — хороший аргумент ЗА реформу РАН. Общие фразы и никакой конкретики…»
И все же одна общая фраза заставляет задуматься: полноправными гражданами какой страны мы являемся. Не только ведь буквы на корочке пропуска в институт поменялись.
Прежде чем писать такие обращения верхушке РАН надо ПОКАЯТЬСЯ и предложить конкретные меры, как они реально будут налаживать сотрудничество со своими сотрудниками. Как будут учитывать интересно рядовых нс? Время академических царьков — липовых академиков — закончилось.
Уважаемые коллеги и господа.
Позвольте мне заметить следующее.
Все эти события в России есть очередной всплеск нынешнего кризиса цивилизационного развития. Другими всплесками являются цветные революции, события на Украине, финансовые кризисы в Европе.
Все это звенья одной цепи.
Где глубинный так сказать гормональный источник этого кризиса.
Источник его появления второго ума. Ум есть устройство для обработки информации. До недавнего времени ум был биотическим с высшим выражением человеческий ум. Но теперь появился альтернативный ум, абиотический механизм для обработки информации. Это компьютер.
Двухумная ситуация требует новых пониманий и нового человеческого существования.
Мы должны осознать, что человечество входит в новую фазу своего развития. Сейчас человечество получило новые могущественные инструменты, но понимания этого до сих пор нет. Ученые, политики продолжают смотреть назад. Но сзади нет НИЧЕГО близкого к новой ситуации.
И наиболее острой сложилась ситуация в области денег и финансов. Деньги и средства платежа превратились в главный инструмент управления обществом. И мир стоит на пороге перехода к новой мировой денежной системе — тотальной электронной однокомпонентной именной единой общемировой денежной системе.
Нынешняя мировая валютная система — Ямайская, в основе которой использование национальных денег некоторых государств в качестве мировых, себя исчерпала и стала главным источником кризисов во всех сферах.
Необходима РЕВОЛЮЦИЯ прежде всего в денежно-финансовой сфере. Как ее осуществить см. на сайте yur.ru материал «Россия в мировой финансовой системе».
На базе Ямайки Россия никуда не сдвинется, скорее всего скоро развалится совсем, как развалилась и добивается наука.