Научный журналист Алексей Огнёв побывал на презентации проекта Диссернет, состоявшейся 7 ноября 2013 года в рамках Дискуссионного клуба Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ под руководством Елены Панфиловой. О самых интересных моментах этой встречи он написал в своем репортаже для ТрВ-Наука, а Игнат Соловей любезно представил несколько фотографий. Его полный фотоотчет см. в «Фейсбуке» [1].
Сеанс разоблачения черной магии, шитой белыми нитками, произошел в Высшей школе экономики в красный день календаря. В роли разоблачителя выступал журналист Сергей Пархоменко, помогал ему профессор Андрей Ростовцев, завлаб физики элементарных частиц ИТЭФ. Валом народ не валил, но человек тридцать пришло; мест на всех не хватило, кое-кто примостился на подоконнике.
Перед глазами изумленной публики прошла вереница губернаторов, мэров, депутатов, судей и ректоров, чьи диссертационные костюмы, казалось бы, пошитые по всем законам моды, улетучивались на глазах. Высокие персоны поистине разоблачались.
Когда-то свита Воланда превращала этикетки от шампанского в червонцы, нынешние маги тоже держат планку. Скажем, депутат Госдумы по имени Игорь Игошин умудрился превратить белый шоколад в отечественную говядину, а черный шоколад — в говядину на кости [2]. А прокурор по имени Керим Сафаралиев обеспокоен порчей тюремного имущества (видимо, умывальников?) при отмывке денег заключенными [3].
Впрочем, тут нет резона перечислять все разоблачения. Вы легко найдете их на сайте Диссернета. Тем более что в день теперь проходит по две-три полноценных экспертизы, и очередные сенсации могут всплыть даже между написанием и публикацией этой заметки. Поэтому остановимся на общих вещах.
— Диссернет — сообщество, а не иерархическая структура, не партия ленинского типа, у нас нет никакого политбюро и никаких руководящих органов. Есть реальная плоская сеть, — подчеркнул Пархоменко.
В эту сеть попались многие. В числе прочих — губернатор Тульской области, чей семейный доход в позапрошлом году побил все рекорды среди российских чиновников. По мнению Пархоменко, анализ чиновничьей диссертации позволяет судить и о его административных способностях:
— Владимиру Груздеву кто-то всучил подряд 168 страниц стыренного текста одним нарезанным куском. Что можно сказать про Груздева? Во-первых, он страшный жмот, потому что пошел в самую дешевую контору и явно решил сэкономить, со всеми своими магазинами «Седьмой континент». Я думаю, что избирателям губернатора Груздева это важно было бы знать: они имеют дело с человеком, который за копейку удавится или совсем ничего не понимает в людях, совсем ничего не соображает в своем собственном персонале. Ведь его же надул кто-то! Наверное, с него взяли совсем другую сумму, а потом пошли в самую дешевую контору и разницу оставили себе. Вот так у него в Тульской области всё и происходит! Нам или Навальному, чтобы всерьез всю эту область изучить, надо было бы семь железных хлебов изглодать. А тут всё видно по одной бумажке, просто смотрим и видим: с Груздевым нельзя иметь дело, потому что он своего собственного секретаря не может контролировать, который у него из-под носа уносит бабло и выставляет его в таком адском свете.
После всех разоблачений дискуссию открыл политик Илья Яшин:
— Вы перечислили много депутатов, чиновников, ректоров. Но вы не назвали две фамилии, которые в воздухе витают. Путин у нас кандидат экономических наук, Медведев — юридических…
— Разумеется. Мы не прошли мимо этого, — подхватил Пархоменко. — Начнем с Медведева, потому что его диссертация совершенно доброкачественная. Мы не нашли, к чему придраться. И есть сильное впечатление, что ее никто не писал на заказ. Просто он в то время реально был скромным преподавателем.
— Теоретически у него теперь текст могут украсть? — сыронизировал Яшин.
— Легко. Запросто. Что касается Путина — здесь я отсылаю вас к классической статье Константина Сонина «Отвяжитесь от диссертации Путина», которую я процитировал уже раз двести [4].
Сам Сонин присутствовал на встрече и тоже задал каверзный вопрос:
— Вы пошли бы на сделку с дьяволом? Если бы какой-нибудь условный губернатор с фальшивой диссертацией отказался от степени, вы бы убрали сведения о нем из Диссернета?
— Это была бы цель! — воскликнул профессор Ростовцев.
— Мне кажется, для научного сообщества хорош некий «нулевой вариант»: условные министры отказываются от степени, а их никак не наказывают, — фантазировал Сонин.
— Можем похвалить, если надо! Хотя похвала получится отравленная. Но если человек сам говорит: «Я раскаиваюсь, я передумал», — этого нам совершенно достаточно! — заверил Пархоменко.
— Есть люди, у которых ничего, кроме этой поддельной диссертации (и всего остального поддельного) больше нет. Понятно, они никогда не сдадутся. Но у того же Груздева деньги заработаны на другом. Я уверен, что ему диссертация в жизни никак не помогла. Он солидный молодой человек! — продолжал Сонин.
— Какие аргументы у него не пойти и не сдать? — вздохнул профессор Ростовцев.
— Нет, я как бывший издатель детективных романов могу себе представить такую ситуацию: он убил человека, который его надул, и диссертация — косвенная улика, — предположил Пархоменко.
Правовед по имени Денис жаждал судебной расправы:
— С юридической точки зрения это всё тянет на мошенничество. Вы обращались куда-нибудь?
— Неформально мы обсуждали вопрос с разными прокурорами через наших знакомых, больших юридических бонз, — поведал Пархоменко. — Прокуроры говорят: «А я чё? Я ничё! Я — пожалуйста! Только вы отмените диплом! У человека в руках диплом, он подлинный, не нарисованный на коленке, с печатью и датой. Что я могу сделать?» Сначала диссовет, ВАК целиком или Минобрнауки должны аннулировать фальшивую степень. А там всплывет и мошенничество, и незаконное предпринимательство, и подлог — много прекрасных вещей. Но мы не в силах проломить ВАК. Чаще всего есть трехлетний срок, а когда нет трехлетнего срока, есть просто гробовое молчание. С диссероделательными конторами история тоже безвыходная. Они все на поверхности, но ничего не боятся. Юристы говорят нам: «Мы не знаем, как уцепиться». Формально эти конторы осуществляют консультационные услуги. Если появится недовольный и скажет: «Мне плохо написали диссертацию!» — вот тогда можно их прищучить.
Но недовольных пока не находится, так что борьба с фальшаком напоминает схватку с лернейской гидрой: отрубишь одну голову — вырастет еще три. Однако разоблачители продолжают рубить. Афина в помощь!
1. https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10201419061415664.1073741831.1148693831&type=1
2. http://cook.livejournal.com/202638.html
за всеми плагиатными скандалами остаются в тени движущие силы этих безобразий административный ресурс и коррупционные схемы- интересы безнаказанность вседозволенность- разложение
думается пассаж про Медведева в конце вовсе не экспромт ибо дружбаны они все
Интересная статья. Но идеальных диссертаций, к сожалению, не бывает. И политики тоже люди, как и мы все. Зачем же вспоминать имя дьявола всуе, а то он ещё материализуется ;). А диссертацию Медведева прямо почитать захотелось.