Память о стрессах связали с эпигенетическими изменениями

Люди с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) стремятся, но не могут расстаться с тревожащими их воспоминаниями, навязчиво возвращающимися вновь и вновь. Это обычное следствие войн, стихийных бедствий и терактов. Самым эффективным лечением признана психотерапия, однако ее эффективность, как правило, ограничивается приглушением свежих травмирующих событий, а давние душевные раны поддаются лечению с большим трудом. Новое исследование на мышах показывает, что стиранию болезненных воспоминаний в обоих случаях может помочь химиотерапия.

В чем суть экспозиционной терапии при лечении ПТСР? Психолог просит пациента извлечь из памяти травмировавшее его событие, и каждый раз, когда воспоминания возвращаются, пациент становится восприимчивым к их «редактированию» через явление, известное как реконсолидация памяти. Когда человек вновь переживает, например, события автокатастрофы, то всплывают конкретные детали событий, скажем, цвет и марка автомобиля. Постепенно это всё можно отделить от ощущения тревоги, снижая вероятность паники, когда в следующий раз пациент внезапно увидит, допустим, красную «Мазду». Повторные сеансы терапии могут привести к почти полному исчезновению тревожащих воспоминаний, в которых страхи прочно связаны с этим событием, — это происходит по мере того, как старые воспоминания сменяются новыми. Тем не менее, такая терапия работает только для недавних воспоминаний. Если прошло уже слишком много времени (до момента вмешательства психотерапевта), то преследующие видения прочно закрепятся, отказываясь покидать мозг.

Теперь исследователи из Массачусетского технологического института во главе с нейробиологом Цай ЛиХуэем обнаружили эпигенетические модификации ДНК, которые регулируют активность генов и отвечают за стирание долговременной памяти, что может менять ход реконсолидации у мышей. В своих экспериментах ученые провоцировали появление травмирующих воспоминаний у мышей, помещая их в незнакомую клетку и сразу после этого поражая электрическим током. Когда грызунов затем возвращали в «нехорошую» обстановку сутки или месяц спустя, то они закономерно приходили в ужас и замирали в ожидании нового удара. Вскоре клетка стала вызывать у мышей ужас. После этого исследователи стали периодически помещать их в ту же клетку без шока. Если эта «поведенческая терапия» проводилась через сутки, мыши постепенно переставали бояться. Однако если к ней прибегали лишь через месяц, она уже оказывалась бессильной. Получается, что более старые и отдаленные воспоминания забыть намного сложнее.

В этих случаях мышам помогало так называемое ацетилирование гистонов. Гистоны — обширный класс ядерных белков, участвующих в упаковке нитей ДНК в ядре и в эпигенетической регуляции таких ядерных процессов. Скорее всего, и в случае людей наиболее эффективным лечением станет сочетание психотерапии с лекарствами, способствующими консолидации памяти. Оно поможет сократить количество сеансов, необходимых для излечения пациента.

М. Б.

  1. Modifying DNA May Wipe Away Old Memories — http://news.sciencemag.org/biology/2014/01/modifying-dna-may-wipe-away-old-memories
  2. Epigenetic Priming of Memory Updating during Reconsolidation to Attenuate Remote Fear Memories — www.cell.com/retrieve/pii/S0092867413015894

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: