31 декабря 2013 года исполнилось 55 лет математику и преподавателю, научному сотруднику ИППИ РАН (Москва) и LIRMM CNRS — Лаборатории Национального центра научных исследований Франции (Монпелье) Александру Ханиевичу Шеню. Публикуем добрые слова в его адрес от другого юбиляра, доброго друга нашей газеты, г.н.с. ПОМИ РАН Анатолия Моисеевича Вершика, которому 28 декабря исполнилось 80 лет.
Вначале 90-х годов я искал среди моих московских коллег-математиков кого-нибудь, кто согласился бы написать вместе со мной статью в какой-либо читаемый специалистами журнал о приеме на математические факультеты МГУ и ЛГУ в 70-80-е годы, а именно о целенаправленном, бесцеремонном и демонстративном отсеве известной части абитуриентов.
Писать об этом имело смысл, только опе рируя конкретными данными и фактами. Московской конкретики я детально не знал и поэтому хотел найти знающих ее. Среди московских коллег их было немало, однако все, к кому я обращался, соглашаясь с тем, что надо бы написать, браться не хотели.
И вот в 1993 году на конференции, посвященной 90-летию А.Н. Колмогорова в Институте Эйлера в Петербурге, я встретил Сашу Шеня, который, как я знал, занимался этим вопросом ранее. Я предложил ему написать об этом, и Саша тут же согласился. Мы написали статью в Mathematical Intellegenser [1], точнее, я написал первую (общую) часть, а он — во второй — подробно описал технологию приема и привел серию задач, предлагавшихся «избранным» абитуриентам на мехмате МГУ в те годы, с указанием фамилий экзаменаторов.
Публикация постепенно стала широко известной, она перепечатывалась [2]; было немало откликов в Интернете. Один математик занялся даже подробным исследованием задач и их происхождением [3]. Цель публикации, которую, по-видимому, сразу понял Саша, состояла вовсе не в том, чтобы кого-то «привлечь к ответственности», а в том, чтобы как можно больше людей знали о почти не-скрывавшейся тогда антисемитской направленности приема в ведущие университеты, санкционированной непосредственно верхушкой КПСС, и чтобы, помня об этом, не допускали повторения. Много ли людей помнят сейчас об этом?
Истинные последствия этой людоедской системы не только во множестве личных трагедий и в числе потерянных для общества талантов, а в том, что она (и, конечно, другие причины) формировала устойчивое отторжение интеллигенции от власти, что, в конце концов, и привело ту власть к полному краху. Нет ли такого же отторжения (но по совсем другим причинам) сейчас?
- Admission to the mathematics faculty in Russia in the 1970s and 1980s. Math. Intell. 16, № 4, 4-5 (1994). www.3038.org/press/vershik.pdf http://alexander-shen.narod.ru/vershik.pdf
- You Failed Your Math Test, Comrade Einstein. Ed. M. Shifman. World Scientific 2005. www.ftpi.umn.edu/shifman/ComradeEinstein.pdf
- Ilan Vardi. Mech-Mat Entrance Examinations Problem. In [2].
- См. интервью с А. Шенем «Учеником Колмогорова я не был». ТрВ-Наука, № 106, 25 июня 2012 года. http://trv-science.ru/2012/06/25/uchenikom-kolmogorova-ya-ne-byl
- Поздравления от Н. Каверина, С. Смирнова, А. Окунькова, В. Каймановича в адрес А.М. Вершика читайте http://polit.ru/article/2013/12/28/vershik_80
Андрей Окуньков,
лауреат премии Филдса 2006 года:
Анатолий Моисеевич Вершик — это такой клубок математической и нематематической энергии, что космологам стоит включить его в свои модели, прежде чем сравнивать их с наблюдениями. Желаю ему темпа не сбавлять, а нам, всем остальным, желаю успевать за ним поспевать!
Станислав Смирнов,
лауреат премии Филдса 2010 года:
Я знаю Анатолия Моисеевича со своих студенческих лет, и он всегда поражал меня своим широким кругозором и настоящей любовью к науке. Пожалуй, он один из самых разносторонних математиков в России. И без него математическая жизнь в Петербурге, несомненно, была бы более скучной — он всех заряжает своим энтузиазмом. Хотелось бы пожелать Анатолию Моисеевичу продолжать оставаться таким же энергичным, а нам всем за ним поспевать!