Обвиняется водка

Алексей Водовозов
Алексей Водовозов

Журнал The Lancet неоднократно обращался к теме российского алкоголизма. Один из самых нашу­мевших случаев — статья с результатами иссле­дования отравлений суррогатами алкоголя [1]. Группу уче­ных из Школы гигиены и тропической медицины (Лондон, Великобритания), Института демографических исследований Макса Планка (Росток, Германия), а также российских Институ­та социальных технологий и Медицинской академии города Ижевска возглав­лял профессор Дэвид Леон (David A. Leon).

Эта публикация запомнилась благодаря «одеколонному флешмобу» на сайте русской службы BBC. Наивные британцы запустили опрос: «Вы пьете одеколон, антифриз или моющие средства?» Российские интернетчики оторвались по полной программе: в ре­зультате наплыва желающих проголосовать сайт BBC пару раз падал, организаторы пы­тались обнулять результаты опроса, чтобы получить хоть какие-то приемлемые данные. Но тщетно, с огромным отрывом победил вариант ответа «Регулярно».

Теперь о серьезном. Вывод авторов статьи, сделанный по итогам анализа 3,5 тыс. ле­тальных исходов в Ижевске, звучал следующим образом: «Почти половина смертей мужчин трудоспособного возраста в типичном российском городе может быть связа­на со злоупотреблением спиртным. Наш анализ является косвенным подтверждением того, что резкие колебания показателя смертности в России в начале девяностых мо­гут быть связаны со злоупотреблением алкоголем, в том числе и непищевым».

В 2009-м аналогичный вывод по поводу смертности прозвучал в другой публи­кации в The Lancet [2]. На этот раз исследование проводилось специалистами Онко­центра им. Н.Н. Блохина (РОНЦ РАМН), НИИ кардиологии Томского научного центра СО РАМН и Оксфордского университета под руководством профессора, заведующего отделом эпидемиологии и профилактики РОНЦ Д. Г. Заридзе в трех сибирских городах: Томске, Барнауле и Бийске. Выборка была уже существенно больше: 43082 человека, смерть которых так или иначе была связана со злоупотреблением алкоголем и/или табаком, плюс контрольная группа из 5475 человек, умерших по другим причинам.

После тщательной обработки данных ученые сделали вывод, что с алкоголем ока­зались связаны смерти:

  • 52% мужчин и женщин в возрасте 15-54 года (59% — у мужчин, 33% — у женщин);
  • 18% мужчин и женщин в возрасте 55-74 года (22% — у мужчин, 12% — у женщин). И, наконец, в 2014 году всё в том же The Lancet опубликовано третье, самое мас­штабное исследование по теме[3]. Руководил группой опять профессор Д. Г. Заридзе, к ученым из РОНЦ и Оксфорда присоединились их коллеги из Международного агент­ства по изучению рака (МАИР), структурного подразделения ВОЗ со штаб-квартирой в Лионе, Франция, медицинской школы в Маунт Синай, Нью-Йорк, США, и Томского НИИ кардиологии.

В 1999-2008 годах ис­следователи опросили 200 тыс. взрослых, про­живающих в тех же трех городах — Томске, Барна­уле и Бийске, — относи­тельно их образа жизни и потребления алкого­ля. Из них 12 тыс. были снова опрошены спустя несколько лет. Исследо­ватели наблюдали за респондентами до 2010 года, чтобы оценить удельную смертность и ее причину. За этот период умерли примерно 8 тыс. участников опроса.

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада

Мужчины были разделены на группы по возрастному признаку и по количеству потребляемого в неделю алкоголя. Оказалось, что среди курящих мужчин в воз­расте 35-45 лет, выпивающих менее бутылки водки в неделю, риск смерти в бли­жайшие 20 лет составлял 16%, среди мужчин этой же возрастной группы, выпиваю­щих до трех бутылок крепкого алкоголя в неделю, этот показатель достигал 20%, у тех, кто выпивает три или более бутылок — 35%. В следующей возрастной группе — 55-74 года — риск смерти составил 50, 54 и 64% в зависимости от количества вы­пиваемого крепкого алкоголя соответственно.

В работе отмечается, что в обеих возрастных группах потребление водки увели­чивало смертность по причинам, так или иначе связанным с алкоголем — несчаст­ные случаи, самоубийства, насилие.

«Уровень смертности в России очень резко колебался в последние 30 лет вместе с различными акциями по запрету и ограничению оборота алкоголя. Главным фак­тором, управлявшим ростом и снижением смертности, была водка», — так проком­ментировали авторы результаты своего исследования.

Впрочем, все эти исследования только констатируют и еще раз подтверждают давно известный факт: в России много пьют и от этого умирают. С этим, на самом деле, никто не спорит. Вопрос лишь в том, что делать с этим знанием, как справиться с проблемой алкоголизации населения. Но ответов на эти вопросы как не было, так и нет. Самое интересное, что пока что ни одна страна в мире не может похвастаться тем, что изба­вила граждан от чрезмерного потребления спиртного, не считая, конечно, государств, где алкоголь запрещен под страхом уголовного наказания.

Окончательной и бесповоротной победе над зеленым змием мешает традиционная дилемма: у человека мало отобрать водку, ему нужно предложить что-то взамен. Это прекрасно показали попытки уменьшить потребление спиртного путем существенно­го увеличения цен в некоторых европейских странах. Ответом на это стало развитие алкогольного туризма. Уменьшение доступности легального спиртного обычно ком­пенсируется увеличением подпольного или домашнего производства, объем которо­го практически не поддается учету. К тому же, положение дел в российской глубинке таково, что на многие вещи невозможно смотреть трезвым взглядом, так что возни­кает еще один порочный круг: всё плохо, поэтому пьем, а так как пьем, не можем сде­лать что-то хорошее, поэтому всё плохо.

И как из этой карусели выбираться — ни один The Lancet не знает.

  1. Prof David A Leon et al. Hazardous alcohol drinking and premature mortality in Russia: a population based case-control study The Lancet, Volume 369, Issue 9578, Pages 2001­2009, 16 June 2007, doi:10.1016/S0140-6736(07)60941-6.
  2. Prof David Zaridze et al. Alcohol and cause-specific mortality in Russia: a retrospective case—control study of 48 557 adult deaths The Lancet, Volume 373, Issue 9682, Pages 2201-2214, 27 June 2009. doi:10.1016/S0140-6736(09)61034-5.
  3. Prof David Zaridze et al. Alcohol and mortality in Russia: prospective observational study of 151 000 adults The Lancet, Early Online Publication, 31 January 2014, doi:10.1016/ S0140-6736(13)62247-3.

26 комментариев

  1. ))))))) нда…у меня есть знакомая старая дева, она именно так и рассуждает, как вы. И надо сказать, справедливости ради, что и ей я никогда не могу толком объяснить «зачем»))))

  2. и потом…ну кто вам сказал, что я дфмн? и вообще я не о себе пекусь))
    так, сравнение навеялось…почему-то оно вас не интересует, а какие -то детали дурацкие, навроде моего алкоголизма, оказываются так важны.
    Очень на людей из правительства похоже. Им тоже по фигу, будет ли наука, но надо, чтоб никто не пил и не курил)))

  3. Всем трудно, но это не причина опускаться до пьянства. Уже свой ник правильно написать не могут (алкоголоик), а еще рассуждают о чем-то. Мне вспоминается фильм «Приключения Шурика», где граждан алкоголиков и тунеядцев, угодивших на 15 суток приучали к труду.
    Я работаю в Европе в науке и никаких перспектив тут тоже нет. Но это не повод для пьянства. Пьянство это болезнь и с ней нужно бороться.

  4. )))))))) а вы боритесь со своими болезнями. Зачем к другим людям приставать?
    А мне и в этом состоянии хорошо..в ногу со страной, так сказать.
    Ну в европах оно да, там нужно хорониться и пить только запершись на три замка у себя дома…ато на родину сослать могут))
    Это я согласен..

  5. для кфмн…
    ну, во-первых, у вас все еще впереди..и плохое здоровье, не позволяющее одновременно успевать на трех работах (не желаю вам такого, разумеется), и
    зарплата, меньшая, чем у ваших учеников, спонсируемых, как «молодые ученые»,
    и годы, когда именно вашу тему запишут в «неактуальные», и прочее, прочее..
    во-вторых, вы сами признаетесь, что приходится ходить «налево» и заниматься
    околонаучными, а иногда и вообще ненаучными делами, чтобы эти 50 тыс получить..
    В чем тогда весь фарс вашего выступления?
    Мы делаем вид, что занимаемся наукой, они делают вид, что платят?
    — в третьих, жена работает, это если детей нет или они выросли…но нужно сначала, чтоб они на что-то выросли)) Да и причем тут жена?
    Вы взрослый мужчина, должны иметь возможность кормить семью без оглядки на жену, родителей т.п..Хотя бы кормить и одевать..я же не пишу про покупку роскоши, автомобилей и т.п.
    Разве это нормально, что зарплата такова, что хватает на еду только одному человеку?
    — в четвертых, в вашем выступлении так и сквозит, какой вы успешный и более достойный, чем некоторые..хм..доктора дурацкие..
    Ох не торопились бы вы с выводами..Я ведь не говорю, что живу на эти 24 тыс.
    Просто я хотел бы жить нормально на зарплату. Почему нет? Спокойно работать и полностью отдаваться только своей работе. Это порицаемо? Нужно «крутиться» обязательно, как вошь на гребешке? Так вот я против этого..
    Не думаю, что кто-то разумный «за»..
    А еще уверен, что это результат ЛЖИ академиков и правительства, президента РАН лично и всех его прихлебателей.
    — в четвертых «вести аспирантов» и т.п. — это вы перечислили копеечную работу, которая приносит гроши. Участие в темах — просто смешно…если тема не ваша, то вы работаете просто лаборантом, как правило, потому что есть машинка, на которой можно измерять..Ведь так? Ну разве это наука?
    Но тем не менее…все, что вы перечислили, все относится к моей любимой работе.
    Но почти ничего не прибавляет к зарплате. Сомневаюсь, что в результате этой деятельности 24 тыс превратятся в 50 тыс))
    — в четвертых, оказывается правила расчета ПРНД в разных институтах разные. В нашем — логарифм от баллов)) Т.е. он достигает насыщения при одной статье в российском журнале, а далее, как хотите)) В результате эффект равнораспределения за вычетом гигантских сумм на содержание руководства.
    Если в вашем институте это не так, вам повезло.
    — в пятых, и 50 тыс, сами же говорите, сумма, которая еле еле позволяет сводить концы с концами, едва выводя за рамки, обозначенные для заключенных.
    Ну, если конечно, постулируется, что «настоящий ученый» не должен иметь детей)), то да…так оно хватает))
    Но я категорически против таких «ученых», потому что в этом случае, они либо импотенты, либо просто эгоистичные говнюки..и никакой наукой такие заниматься не могут полноценно.

    Ну и вот я написал «модельное» распределение расходов. Вполне вероятное, если человек честен, не позволяет себе заниматься ерундой и подрабатывать на стороне.
    В результате жены и дети у такого очень быстро исчезают…и он превращается в описанного мной выше))
    Если он начинает пытаться сохранить науку и попутно подрабатывать на стороне (в том числе и научными шабашками, например, едет за границу), то его просто никогда нет дома..и жены и дети снова уходят, но уже с заработанными им квартирами и деньгами. нужно сказать, что со мной такое было…
    Опять же уверен, что это результат лжи академиков, РАН и прочих засранцев, которые теперь от моего имени говорят, что они и есть НАУКА))

    А пишу я это для того, что считаю нужным
    — разработку цивилизованного кодекса научных сотрудников, как особого вида деятельности. И вышеописанные деяния в нем должны попадать под статью.
    — устранение академиков и РАН от распределения денег. Это строго государственное дело, но и взяв его на себя, государство ничего не поменяло…Нужно менять логарифмические бредни!
    — налаживание четкой модели научного сотрудника (хотя бы наподобие моей, см выше) в которой для всех будет видно, сколько и за что он получает без всяких шабашек и на что этого хватает.
    — перестать относить случайные несистемные гранты к расчету средней зарплаты.
    А уж тем более никак не согласен с переводом научников ТОЛЬКО на гранты. Это полный бред.
    — прекращение истерии с планками по возрасту..то у них он слишком молодой, то у них он слишком старый. Работать некому, а самых необходимых 40-летних ни кто не поддерживает. Не задумывались? Почему?
    — прекращение воплей по поводу индексов, шминдексов. Сделать отсечку тех, у кого индексы явно означают, что человек просто много лет не работает. Остальных оставить в покое.
    — Ректорам и их сотрудникам в вузах зарплату стали проверять. Почему в РАН на это никто не смотрит? Думаю, у нас соотношение еще более дикое.

    Да есть еще много здравых, нетрудных и очевидных мер. Но вся борьба Фортовых, Захаровых и пр. заключается в том, чтобы не дать им реализоваться. Чтобы был логарифм, и все деньги в его руках. Но я почему-то категорически против.
    Существует большая прослойка людей, которые более менее пристроены за плечами известного академика. Они молятся на него и будут против моих слов. Но поверьте,
    во-первых, все когда-то кончается…вы можете оказаться уже и не в его команде или он не в вашей..
    во-вторых, хочется быть самостоятельным научным сотрудником. Не для этого ли мы выбирали науку?
    в третьих, пирамидальное строение организаций так любят в РФ. Видимо, мечты об МММ ни как не утихают, и до сих пор реализуются в виде РАН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: