Триллион ароматов

Сергей Белков
Сергей Белков

Я писал на страницах «Троицкого варианта» о том, что люди по природе своей очень плохие «нюхачи» [1]. Просто так получилось. Вместе с увеличением массы содержимого черепной коробки обезьяны рода Homo растеряли значительную часть обонятельных рецепторов, зато обрели иррациональную уверенность в рациональности своих ощущений. Мы очень плохо запоминаем запахи и практически лишены способности отличить один аромат от другого.

Даже тот, кто мнит себя удивительным ценителем ароматов и вкусов, без этикетки или подсказки зачастую оказывается неспособен отличить оригинал от подделки, а «хороший» запах от «плохого». Ценители вин регулярно путаются в показаниях, стоит им поменять этикетку на бутылке или форму бутылки. Клиенты нашей компании неоднократно ругали вкус своего якобы идеального продукта, стоило лишь его поместить в «чужую» упаковку. Наше обоняние субъективно. Наше обоняние — больше нервы и психология, чем химический анализ.

Оригинальная, в чем-то необычная работа [2] в очередной раз подтверждает ограниченность возможностей носа в деле познания окружающего мира. Приятно, что авторы подошли к оценке запахов с количественной стороны, а не стали копаться в достаточно избитой теме психологии восприятия. Неприятно, что в трактовке результатов, особенно в освещении этой работы в СМИ, реальность была перевернута вверх ногами.

«Люди могут различать более триллиона разных обонятельных стимулов», — так звучит название работы. Это правда. «Чувствительность обоняния гораздо сильнее, чем раньше считалось», — такие заголовки прошли в СМИ. И это неправда. Наоборот, с чувствительностью обоняния у человека всё оказалось даже хуже, чем я думал.

Для экспериментов исследователи взяли 128 душистых веществ с известными свойствами и «вонючестью», то есть интенсивностью аромата. Приготовили из этого набора случайные смеси из 10, 20 и 30 компонентов. Вернее, случайными в них были только названия веществ. Концентрация же была просчитана — вещества добавляли в количествах, обеспечивающих одинаковую «вонючесть», чтобы ни в одной смеси ни одно вещество «не выделялось». Затем, в условиях рандомизированного эксперимента, прогнали полученные «искусственные ароматизаторы» попарно через тройной тест.

Тройной тест — это очень изящно и просто. В деле установления различий между запахами он разбирается намного лучше любого хроматографа. Берутся два образца одного продукта и еще один — другого, всего 3 шт. Задача дегустаторов — найти отличающийся. Если им это удается чаще, чем предсказано теорией вероятности, — значит, различия есть. Если угадывание случайно — значит, продукты не отличаются с точки зрения органов чувств.

26 дегустаторов протестировали по 260 таких «троек» каждый. Это, наверное, было не просто. Надеюсь, их хотя бы отпаивали пивом в перерывах. С какими-то смесями они справлялись лучше, угадывая разницу почти гарантированно. С какими-то — хуже, особенно если речь шла о смесях, в которых 90% общих компонентов, — их различить не удавалось никому. Но в целом результаты неплохие.

В 148 из 260 смесей тестируемые нашли достоверные различия.

Откуда же взялся заявленный триллион запахов? Из математической модели. Состав смесей генерировался случайно, как и последовательность их предоставления каждому испытуемому. А значит, никто не мешает распространить полученные результаты на любые теоретические смеси. Подсчитано, сколько вообще смесей из 10, 20 и 30 компонентов можно составить из доступного пула веществ. Экспериментально определена вероятность того, что дегустаторы найдут между ними разницу.

Сопоставив эти цифры, исследователи определили, что из использованного пула веществ можно составить как минимум триллион отличных друг от друга запахов. И это — самый минимум. Потому что душистых веществ, которые может воспринимать наш нос, не 128, а только в продуктах питания никак не менее 8000. Потому что количество этих веществ в составе одного запаха не обязательно 10, 20 или 30, а может быть сколько угодно. Потому что одинаковая «вонючесть» модельных веществ на практике никогда не наблюдается. Впечатляет. Очередной миф — о слабости человеческого обоняния — отвергнут?

Если бы. Во-первых, способность человека различить разные запахи из разных пробирок — еще не есть способность разбираться в запахах. Во-вторых, дело в самой модели эксперимента. Нет, с теорией и расчетами всё очень хорошо, триллион получен честно. Подвох скорее не в абсолютных числах, а в относительных. На них мало кто обратил внимание. Хотя они есть в работе. В тексте, не в выводах.

Теоретическое количество смесей в рамках использованной в работе модели составляет 1029. А различить из них человек может, как мы помним, триллион — 1012. На каждую «различимую» смесь приходится 1017 смесей неразличимых. Не более одного аромата из ста тысяч триллионов реально способен различить человек даже в условиях объективного тройного теста. И это в условиях ограничения набора веществ числом 128 и количества веществ в смеси — 10, 20 или 30. В реальной жизни всё намного хуже.

Как-то это слишком для «чувствительного» человеческого обоняния.

  1. http://trv-science.ru/2012/07/17/o-vkusakh-ne-sporyat/
  2. C. Bushdid, M.O. Magnasco, L.B. Vosshall, A. Keller. Humans Can Discriminate More than 1 Trillion Olfactory Stimuli // Science, 21 March 2014: www.sciencemag.org/content/343/6177/1370

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: