Публикуем еще один критический отзыв на «Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики». Автор, докт. философ. наук Николай Копосов, в настоящее время преподает в США
Обсуждать так называемые «материалы и предложения» Министерства культуры к проекту основ государственной культурной политики трудно: документ выполнен в жанре служебной записки, поражает убогостью мысли и слога и заставляет вспомнить многочисленные анекдоты о породившем его учреждении, которое в российской традиции прочно ассоциируется с полным отсутствием культуры. И все же Л.С. Клейн прав, призывая обсудить документ: ведь в последние годы в нашей стране самые нелепые предложения легко приобретают силу закона.
Л.С. Клейн указывает на ряд логических противоречий и недостоверных утверждений, из которых исходят анонимные авторы «материалов и предложений». Я хотел бы продолжить его анализ «принципа историзма» и «цивилизационного принципа» в том виде, в каком они сформулированы в документе.
Принцип историзма понимается так: «Культура формируется на протяжении длительного времени в процессе исторического развития, являя собой основу идентичности данной социальной общности».
Это крайне упрощенное понимание историзма, и к тому же спорное. Во-первых, откуда известно, что у общности есть идентичность, и к тому же «одна на всех» членов общности? Что такое идентичность? То же самое, что культура? Тогда культура «являет основу» самоё себя. Или, может быть, идентичность — совокупность отличий данной «общности» от других? Но тогда откуда известно, что именно культура — а не экономика или политика — лежит в основе этих отличий? Взять, например, вороватых и некомпетентных чиновников — они у нас такие потому, что в России такой культурный код (т.е. мы все вороватые и некомпетентные), или потому, что у нас авторитарный режим и не до конца сформированный институт частной собственности? Лично мне ближе второе объяснение. Если же исходить из первого, то с коррупцией бороться не надо. От Красна Солнышка до Сера Солнышка — брали, берем и брать будем. Не нужны нам европейские ценности, правовое государство и прочее психологическое оружие по разложению Святой Руси.
Во-вторых, — возвращаясь к историзму — культура понимается как явление в развитии, что замечательно. Не вполне понятно только, как это сочетается со следующим утверждением: «Циви- лизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода» («от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации»).
То есть, надо полагать, «процесс развития» закончился, культура сформировалась и меняться не собирается? Это — историзм? Только для тех, кто надеется, что империя незыблема и пребудет вовеки.
Нет уж: если все развивается, то неизменных сущностей нет и быть не может. Нет неподвластной времени «российскости», это исторически изменяющаяся категория. Сегодня российскость одна, а завтра, возможно, уже совсем другая (хорошо бы, если бы демократическая). А развитие, как справедливо подчеркивает Л.С. Клейн, возможно только благодаря наличию в каждой культуре «колебаний, рассеяния, отклонений». Именно так, между прочим, обычно понимался историзм в русской интеллектуальной традиции (например, Шкловским, Тыняновым, Проппом).
Историзм — понятие чрезвычайно широкое. Был историзм Просвещения, историзм немецкой исторической школы, марксистский историзм и т.д. Разница между ними немалая. С авторов служебной записки грех спрашивать, к какой из этих традиций они призывают примкнуть. Я отвечу за них на этот вопрос, но чуть ниже.
Те имена, которые в «материалах и предложениях» названы, — Данилевский, Тойнби, Гумилев, Хантингтон — приведены в разделе о «цивилизацион- ном принципе». Именно их — и только их! — идеи призваны служить теоретическим обоснованием государственной культурной политики. С точки зрения профессионального историка, ни один из этих авторов не принадлежит к числу ученых, идеи которых сохраняют научную актуальность. Многие коллеги скажут, что их работы вообще лежат за пределами науки. Прогресс исторического знания в ХХ веке связан с совершенно другими именами — Блока, Февра, Броделя, Хобсбаума, Томпсона, Козеллека и т.д. По какой причине документ, родившийся в недрах Министерства культуры, игнорирует достижения академической науки и ссылается на, мягко говоря, интеллектуально проблематичных авторов как на главных теоретиков, — абсолютно непонятно. Или, скорее, наоборот: абсолютно понятно, потому что невежество и национализм часто ходят парой.
В заключение — о главном. Та версия историзма, на которую опираются авторы «Предложений», восходит к немецкому романтизму, но полнее всего воплотилась в крайне консервативной прусской исторической школе, отстаивавшей идеи уникальности «немецкой души» и «особого пути» (Sonder— weg) исторического развития Германии. Эта версия была принята на вооружение нацистами. Как известно, Sonderweg прервался 9 мая 1945 года. Связь между идеологией особого пути и «немецкой катастрофой» — самая прямая. От уникальности немецкой души рукой подать до белокурой бестии, а оттуда — до скамьи подсудимых в Нюрнберге. После 1945 года немецкие историки и интеллектуалы предпочитают теорию о «единстве пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов» (каковую отрицают авторы «Предложений»).
Российское славянофильство XIX века — это «перевод с немецкого» (тогдашние славянофилы языками владели). «Россия — не Европа» — перепевы на тему «Германия — не Европа» (или «Германия — не Запад»). Да, да — именно так и выражались немецкие «германофилы» вплоть до упомянутого 1945 года. И русская душа в изображении славянофилов до степени неразличения напоминала немецкую душу: ведь в обоих случаях главным было не походить на бездушных и утилитарных индивидуалистов — англичан, французов и прочих американцев. У немцев — Volk, и у нас — народ, у них — Volksseele, у нас — народная душа, у них — Volksdeutsche, у нас — соотечественники за рубежом, у них — Geistigkeit, у нас — духовность, у них — Gemeinschaft, у нас — община, у них — Boden, у нас — почва, у них — Reich, у нас — держава, у них — Fuhrer, у нас — вождь. И у всех сплошная самобытность.
Имелись, правда, и отличия. У немцев уже в XIX веке был Rechtsstaat, а у нас сих пор нет правового государства.
Зато, к счастью, ни в Германии, ни в России идеологией особого пути дело не исчерпывалось. Германия ей переболела, мы — еще нет. Но пример Германии показывает, какими последствиями чревата эта идеология, как бы ее ни прикрывать историзмом или цивилизационным подходом.
С автором заметки трудно согласиться. Нужно быть слепым, чтобы не заметить, что каждый этнос и нация действительно уникальны, ибо складываются в своих, не повторяющихся нигде более условиях. Иначе этих этносов и наций просто не существовало бы. Если «немецкие историки и интеллектуалы предпочитают теорию о «единстве пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов»», то они впадают в ту же крайность, что и сторонники вульгарно и прямолинейно понимаемого формационного подхода с его пресловутой пятичленкой, которую должны пройти все народы от французов до папуасов. Что действительно едино, так это не пути развития всех наций, а те законы, которыми это развитие управляется. Найти и исследовать эти законы — и есть задача историка.