В Национальной академии наук Украины (НАН Украины) существуют Советы молодых ученых. Сейчас идёт процесс по их объединению и созданию Координационного Совета молодых ученых НАН Украины. О том, чем занимаются члены Советов молодых ученых, ТрВ-Наука рассказал Александр Скороход (Институт молекулярной биологии и генетики), возглавляющий Совет молодых ученых своего института и Совет молодых ученых отделения биохимии, физиологии и молекулярной биологии НАН Украины. Беседовала Наталия Демина.
— Какие задачи вы ставите перед Советом молодых ученых?
— Еще год назад началось движение по реформированию науки в стране, как реакция на приказ № 1112 Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 17 октября 2012 года. В этом приказе были установлены новые правила для соискателей ученых степеней, в частности — что нужно опубликовать не менее пяти статей, для защиты кандидатской диссертации (до этого — требовали три статьи) из которых хотя бы одна — в международном журнале.
Для естественных наук это большая проблема — сделать за 3 года 5 нормальных статей. Ведь представители этих наук всегда стараются публиковаться в западных журналах, там высокие требования, поэтому для подготовки хорошей статьи часто нужен год, а то и больше. У гуманитариев проблема другая: им нетрудно написать 5 статей для ВАКовских украинских журналов, но эти журналы не входят в международные базы. Поэтому, наши гуманитарии публиковали статьи в России, Молдавии и Беларуси. Какое при этом качество этих статей — не ясно, хотя хотели, чтобы оно повысилось. Мы начали работу именно с этой проблемы, потому как завышенные требования к аспирантам и соискателям — привели только к более интенсивному оттоку молодых ученых заграницу. И если так будет продолжаться — на украинской науке можно будет поставить крест. Ибо кадры — решают всё.
Но сейчас, когда сменился министр образования, мы видим, что есть возможность и необходимость реформировать всю систему в принципе. Прежний министр много вещей стопорил, а многое делал просто в ущерб развитию науки. Мы хотим сделать финансирование науки более прозрачным, перевести его постепенно на конкурсную основу. В кадровой политике есть проблема с работой совместителей — ее нужно решить. Кроме того, мы хотим, чтобы в науке было меньше бюрократии. Есть проблемы и с растаможи-ванием реактивов.
— У вас тоже с этим проблемы? Я думала, что только в России такое: радиоактивные метки и все такое…
— У ребят уже полгода метки не приходят, я не знаю, почему конкретно. У нас есть желание влиять на реформирование науки. Можно сказать, что все вышеперечисленные проблемы очень сильно зависят от законодательства. Поэтому мы активно работаем с комитетом Верховной Рады по новым законопроектам, которые готовятся: закон Украины «О высшем образовании», закон Украины «О научной и научно-технической деятельности».
— Есть ли в стране сейчас возможность получать научные гранты?
— За счет грантов народ еще держится, выплывает, в том числе и мы. Есть Государственное агентство по вопросам науки, инноваций, а также информатизации Украины (http://dknii.gov.ua) и через него проходят разные государственные программы. В том числе гранты Государственного фонда фундаментальных исследований. Там много грантов. Но: сначала года несколько наших отделов, которые выиграли большие гранты, денег так и не получили. Выдача грантов была заморожена, людям нужно отдавать обратно то оборудование, которое они купили под гарантию казначейства. И то же самое выходит со всеми зарплатами и надбавками.
— Это из-за политического кризиса?
— В том числе, да.
— Как вообще у государства с деньгами?
— Нам тяжело говорить, есть ли у казны деньги, но судя по тому, что в некоторых институтах задерживают стипендии аспирантам и по грантам нет финансирования… Скорей всего, ситуация будет ухудшаться и ухудшаться.
— А зарплата сотрудников институтов?
— С зарплатами пока нормально. М.н.с. получает около 2200 гривен (около 7 тыс. руб. — Ред.), н.с. — 2600. Это зависит еще от институтов и надбавок.
— Зарплату платят?
— Аванс мы получили, пока без задержек. В феврале были задержки, а в марте уже нормально.
— Видите ли вы, молодые ученые, свое будущее на Украине или думаете уехать? На PhD, стажировки?
— Однозначно надо ехать на стажировки, улучшать свои знания. Но мы также думаем, что есть смысл потом возвращаться. Тогда у нас будут все шансы и здесь построить систему науки, учитывающую опыт развитых стран и наши сильные стороны. Мы видим свое будущее здесь, на Украине. Мы хотим, чтобы у нас здесь было это будущее, иначе мы бы всем этим не занимались.
См. naukovamolod.org.ua и www.facebook.com/groups/284223355070878
в Украине (или уже на Украине опять) гранты присваиваются молодым ученым, а получают их руководители этих ученых. Тоже самое часто происходит и с зарплатой.
Это просто криминал, и ничего общего с наукой их деятельность в НАНУ не имеет.
«…ехать на стажировки, улучшать свои знания…»)))))))))))))))))))))))))
дрисня какая!
о, знакомые всё лица!
это же поклонник майдана «Ukrainian graduate student Oleksandr» из статьи в Nature:
http://www.nature.com/news/ukrainian-scientists-in-forefront-of-protest-1.14603
уже семь лет в аспирантуре, как я погляжу
впрочем, после Ходорковского и его конгресса я уже не слишком удивлюсь, если в следующем номере будут интервью с нынешним нацистским руководством Украины…
Михаил Рогов: Мы в ТрВ-Наука пытаемся сохранить научные и образовательные связи между Россией и Украиной, чтобы ученые, преподаватели, школьники общались. Войны заканчиваются, а люди остаются. Если Вы не понимаете важности такой работы, то читайте какие-нибудь другие газеты или сайты, смотрите ТВ, где Вам расскажут о «патриотической» точке зрения, сея ненависть и вражду между народами. Идея М.Б. Ходорковского достойна обсуждения, ученые ее и обсуждают и предлагают свою программу действий. На то наша газета и существует, чтобы объединять нормальных людей, сохранять контакты в периоды мира и неурядиц.
Наталья, вы действительно полагаете, что подобные мероприятия, организованные Ходорковским (который совсем недавно, кажется, обещал больше не заниматься политикой?) и ему подобными, дадут возможность «сохранить научные и образовательные связи между Россией и Украиной, чтобы ученые, преподаватели, школьники общались»? Эти связи сохранятся (или не сохранятся) независимо от «заявлений общественности», и я, например, как сотрудничал с украинскими коллегами — так и буду продолжать это по возможности делать
А вот поддержка частью российских исследователей откровенно фашистского режима , который сейчас сложился на Украине, честно говоря, огорчает
Интересно, причём здесь «поддержка частью российских исследователей откровенно фашистского режима»? Если какой-то учёный (а таких были сотни, если не тысячи), стоял на Майдане против уголовника и вора, которого укрывает Россия на собственной территории, он автоматически является частью какого-либо «режима» и российским учёным запрещено с ним общаться? Так что ли?
Похоже, что это деятель типа Мысиной. В WoS за ним всего 2 статьи числятся.
Вы Сашу таким образом хвалите или ругаете? Я имею в виду сравнение с некоей Мысиной.
Дорогой, открой, пожалуйста, тайну: в какой стране ты живёшь? У вас там в аспирантуре учатся по семь лет — что же это за страна?
нда…борзота полная…и такие себя еще учеными называют…правда, с поправкой. Молодой мол…мог не разобраться)))
Интересно, зачем ТрВ устраивает здесь кунсткамеру?
Наталие..
«Мы в ТрВ-Наука пытаемся сохранить научные и образовательные связи между Россией и Украиной»
Нда? А мы не в ТрВ, а в лаборатории с утра до ночи с коллегами из Украины пытаемся просто работать, и ничего не укрепляем. Нам это не нужно. И пустозвонство ваше насчет «укрепления» нам не нужно. А нужна тишина, и чтобы наши деньги не крали на «укрепление»!
По-моему, каждый должен заниматься своим делом, ученые заниматься наукой, а журналисты разговаривать с людьми. И я же не учу Вас жизни? Может быть, и Вы не будете учить меня? А за вашими деньгами следите сами, я к ним не имею никакого отношения. И переставайте злорадствовать.
за десять лет две статьи в WoS — это, конечно повод для обширного интервью с прикидом «молодого ученого».
Почти Нобелевский лауреат перед нами без 5 минут..
Интервью с Сашей я сделала как с представителем Совета молодых ученых НАН Украины. Меня поразило, что несмотря на проблемы в стране, у ребят не опустились руки и они хотят сделать науку в стране нормальной. Нечего злорадствовать.
угу…даже на мое ясное «фу» нашлись несогласные))
Будем «…ехать на стажировки, улучшать свои знания…»!! Ура!
Уважаемая Наталья Дёмина, почему не выставили мой комментарий по поводу уничтожения Хиросимы и Нагасаки? Ведь там не было не спама, не ругани, не оскорбления, не расизма, не призыва к насилию. А как же свобода слова? Тем более в следующем году исполняется 70 лет этому деянию, мягко выражаясь.
Хиросима и Нагасаки — это результат убеждённости » учёные должны заниматься наукой». А жизнь говорит об обратном, учёный должен заниматься всем, иначе пострадают все, в том числе и он сам. Далеко ходить за примерами не будем- наука страны Советов и то,что имеем сейчас.
Вряд ли тут в чем-то повинна Наталия Демина. Но я смутно помню какой-то спам с гневным призывом карать США, распространяемый в соцсетях и в комментариях тоже. Естественно, нам не нужны спамовые рассылки в комментариях. Тем более тема тут про Украину, а не про США и Японию. Опять же это разъяснение в порядке исключения, не думаю, что всем спамерам объяснения нужно давать и продолжать этот разговор…
Какая, однако, небывалая злость против человека, который желает добра науке и пытается бороться за сотни молодых учёных, которые не могут себе этого позволить по разным причинам. В России полный патриархат по Салтыкову-Щедрину наступил?