В связи с заявлением зампредседателя правительства Дмитрия Рогозина о запрете GPS в России [1] редакция ТрВ-Наука обратилась к зав. лаборатории современной геодинамики Института земной коры СО РАН (Иркутск), канд. геол.-мин. наук Владимиру Санькову и с.н.с. Института солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск), канд. физ-мат. наук Юрию Ясюкевичу. В своей работе Владимир использует станции GPS для мониторинга движений земной коры, Юрий — для изучения ионосферных явлений.
— О каких станциях на территории России идет речь? Для чего они нужны?
В.С. На территории России находится 11 станций дифференциальной коррекции глобальной сети GPS, данные которой служат базой для расчетов точных орбит спутников. Эти станции установлены в середине 90-х годов XX века, имеют хорошую пространственную привязку, что используется для повышения точности определения положения спутников. Но они являются вспомогательными. Основные 19 станций, принимающие сигналы и передающие точные параметры орбит, находятся вне территории Российской Федерации.
Ю.Я. Они позволяют проводить уточнение положения пользователя вблизи станции. В этом смысле именно российские пользователи наиболее сильно ощутят указ правительства на себе. Стоит сказать, что часть из них помимо GPS принимает данные ГЛОНАСС и, тем самым, может использоваться для калибровки положения спутников отечественной системы. Кроме того, для надежного прогнозирования положения спутников (что необходимо для высокоточной навигации) нужна достаточно точная модель распределения массы Земли. Такая модель строится и для GPS, и для ГЛОНАСС. В принципе указанные станции могут использоваться и для уточнения данной модели, а привлечение данных станций GPS могло бы повысить в результате точность нашей системы ГЛОНАСС.
— Чем это грозит обычному пользователю и повлияет ли запрет на вашу работу?
В.С. Обычному пользователю бытового оборудования это практически ничем не грозит. Но на точность геодезических работ закрытие вспомогательных станций вполне определенно окажет какое-то влияние. Однако пока не ясно какое. В комментариях к блогу Эльдара Муртазина на «Эхо Москвы» [2] уверенно говорят об уменьшении точности для геодезии. Кроме того, эти GPS-станции используются в области наблюдательной сейсмологии. По словам директора геофизической службы РАН Алексея Маловичко, данные с 11 российских станций в режиме реального времени поступают американским партнерам, а взамен приходит информация со 150 станций [3]. В наших исследованиях мы используем при постобработке уточненные данные по орбитам спутников и ионосферные поправки, которые выкладываются на сайте Скриппсовского океанографического института примерно через две недели после пролета. Смогут ли специалисты NASA без потерь для точности позиционирования купировать недостаток вспомогательной информации по большой части северного полушария, пока не ясно. Хочется быть оптимистом. Если геофизической службе РАН, в ведении которой находятся станции, удастся сохранить работающие сейчас антенны и, даже прекратив передачу данных в Штаты, продолжить измерения, то мы будем иметь в перспективе возможность при наличии доступа к данным сохранить систему отсчета, относительно
которой проводим расчеты движений блоков земной коры в Азии и в ее окружении. Почему это важно? Потому, что Северная Евразия -самый «медленный» крупный тектонический блок, характеризующийся весьма незначительными внутренними деформациями и поэтому являющийся почти идеальной системой отсчета для измерений движений других тектонических блоков и плит. В противном случае… Даже не хочется говорить.
Ю.Я. В отсутствии дифференциальной коррекции точность измерения приемника падает в десятки раз. И в России, и в мире сегодня активно развиваются коммерческие системы дифференциальной коррекции, неподконтрольные военным ведомствам США и России, и в свете сделанного зампредом правительства Рогозиным заявления совершенно не понятно, какая судьба их ждет.
Для наших исследовательских задач запрет указанных станций достаточно неприятен, хотя и не катастрофичен. Для сравнения: на территории Японии находится 1200 станций дифференциальной коррекции, а на территории России их несколько десятков, и за исключением тех самых станций, которые планируют запретить, их данные, как правило, не выставляются в публичный доступ. В результате для исследования ионосферы у нас резко сократится экспериментальный материал измерений полного электронного содержания над собственной территорией (которого и так меньше, чем в Японии, США или Европе), и мы будем вынуждены проводить исследования над территорией Европы и США, а потом экстраполировать результаты на свою территорию. Кроме того, ряд научных центров строит глобальные ионосферные карты распределения ионизации, которые и так над территорией России достаточно низкого качества. Эти карты строятся на основе все тех же станций, а низкое качество на нашей территории обусловлено крайне малым числом станций для таких больших просторов. Если и имеющиеся станции убрать, то опираться на такие данные в нашем регионе будет просто нельзя.
— Используют ли российские GPS-станции сигнал ГЛОНАСС в своей работе?
В.С. Насколько мне известно, позиционирование этих 11 станций осуществляется по системе GPS, и передают они также данные спутников этой системы. Но они участвуют и в отладке системы ГЛОНАСС. Вообще, современные приемники, сертифицированные на территории Российской Федерации, записывают сигналы и GPS, и ГЛОНАСС. Предпринимаются большие усилия для совершенствования технологии совместного использования сигналов обеих систем, что может существенно увеличить точности позиционирования. Еще несколько лет назад производите-
ли приемников «Javad» писали, что они решили проблему совместного использования двух систем позиционирования для практической геодезии. Мы пока не применяем такую обработку, хотя данные накапливаются. Возможно, когда дополнительная уточненная информация об орбитах спутников ГЛОНАСС, подобная той, которая доступна по GPS, появится в свободном доступе, мы сможем улучшить существующие решения для нашей сети. Пока я не видел результатов геодинамических исследований, основанных на совместном использовании GPS и ГЛОНАСС в явном виде.
Ю.Я. Совместное использование сигналов ГЛОНАСС и GPS несколько увеличивает точность определения координат пользователя по сравнению с использованием только данных GPS (у ГЛОНАСС точность еще меньше), поэтому современная тенденция идет к тому, чтобы оснащать такие станции комбинированными приемниками, принимающими сигналы обеих систем (а в перспективе и других).
— Дмитрий Рогозин обосновывает запрет на использование станций GPS, расположенных на территории РФ, тем, что в США существует запрет на использование станций ГЛОНАСС. В то же время на сайте [4] приведен список всей глобальной сети станций, где отмечено, что 10 станций этой сети на территории СшА используют сигнал глОНАСС. О каком запрете в США на ГЛОНАСС все-таки идет речь?
В.С. Насколько я понимаю, речь идет о том, что американцы запретили строительство на своей территории сети передающих станций системы ГЛОНАСС. Переговоры об этом идут давно, но в американском конгрессе есть ярые противники этого проекта, считающие, что система будет использована для разведывательных целей. Об этом писали «Ведомости» [5]. Зато, как стало недавно известно, Иран дал согласие на установку на своей территории станций дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ), а также квантово-оптической системы ГЛОНАСС. А 10 станций, которые фигурируют в списке глобальной сети на сайте NASA, по-видимому, могут использовать сигналы ГЛОНАСС для уточнения своего позиционирования или для других целей. Ну, например, для прогноза погоды по данным о тропосферной задержке.
Вопросы задавал Алексей Иванов
Не нашёл ответа на самый главный вопрос: могут ли эти 11 станций дифференциальной коррекции реально быть использованы для наведения ядерных ракет на российские горда? Если действительно могут, то все остальные проблемы отходят на десятый план.
Для наведения ядерной ракеты на город достаточно куда более грубой техники. Обычного GPS с точностью 15м(да даже и 150) более чем достаточно. Дифференциальная коррекция позволяет достичь точности в метры, и даже десятки сантиметров. Очень полезно для геодезии, мониторинга движения ледников(и, видимо,мониторинга движения тектонических плит)…
Возможно,для точного наведения каких нибудь очень точных и очень маленьких ракет она тоже необходима, но мне этого не известно…
«Если у вас паранойя — это не значит, что за вами никто не следит». Забиваюсь на коньяк, что Америке нас бомбить не надо, и она это понимает. Если же коньяка вам не жалко, то ракета на город подает с низкой точностью, и спутниковые системы наведения ей не уперлись, у нее своя программа зашита, независимая от наружнего мира.
А вот жпс приемник в навигаторе без нужной точности легко направит вас на не ту полосу развязки автострады, если вам так уж пофиг всякая наука абстрактная (пусть ее халаты белые двигают как хотят, чо).
ракета на город подает с низкой точностью, и спутниковые системы наведения ей не уперлись, у нее своя программа зашита,
———
Вроде как без ЖэПэЭс погрешность порядка 15 километров. Хотелось бы, конечно, услышать мнение эксперта…
Для того, чтобы понять, что Ваши опасения/оценки ошибочны, достаточно погуглить, а не звать на помощь специалиста.
Ваш ответ в стиле «поезжайте в Киев и спросите там». Товарищ aosypov утверждает, что ЛЮБАЯ ракета ВСЕГДА САМА упадёт на цель с очень высокой точностью. Это очень сильное утверждение, которое вызывает сомнения. У вас есть линк, который бы прояснил этот вопрос?
википедия на это есть. ещё в 1980-м году (до ЖПС-ов) точность американских МКБР составляла 50 метров, у СССР 100 метров.
ЖПС нужен только для локальных конфликтов и «хирургических» ударов.
15 километров точности — это когда с шаговым двигателем (пружинки, колёсики, в общем заводится ключиком).
Когда космонавты приземляются, их ищут в радиусе сотен километров от предполагаемого места посадки.
ну точно, без навигатора садятся ;-)
это ещё что, роскосмос до сих пор «спутники наблюдения» с фотоплёнкой запускает. на земле плёнку в фотоаппарат заправили, спутник запустили, через пару дней фотоаппарат на землю доставляют — плёночку проявлять.
а что? главное — надёжная, отработанная технология. не то что эти неустойчивые компьютеры новомодные.
Прямой аналог СДКМ — это Wide Area Augmentation System, а не IGS. У IGS нет собственного компонента в космосе. Поэтому мне совершенно непонятно зачем их сравнивают, и IGS станции вообще-то не принадлежат и оперируются госагенствами. А вот WAAS станции и вправду принадлежат госагенству, FAA, только к сожалению для г-на Рогозина все эти станции находятся в США, и нет ни одной в РФ. Почему г-н Рогозин настаивает на том что бы станции СДКМ на территории США принадлежали Роскосмосу тайна сия велика есть. Никто не мешает всем этим научным организациям входящим в IGS принимать сигнал GLONASS, я так даже подозреваю научники это сами сделают, без указаний обкомов, из-за банального интереса к повышению точности.
т.е. получатся так, что все эти беды научному люду в РФ только на руку?
Возникает востребованность во всем, что так нещадно губили все эти годы?
Сомневаюсь, господа..
Скорее нас на телеге заставят ездить, чем заплатят за науку..
Очень всё это походит на обычное лоббирование чьих-то коммерческих интересов. Вот например, а что же делать изыскателям, геодезистам и прочим специалистам, использующим в работе поправки, после закрытия станций? Выкинуть не самое дешёвое оборудование на помойку и ждать, когда государство допилит Глонасс и какая-нибудь фирма предложит купить соответствующее клиентское оборудование. Подозреваю, что стоимость его будет очень высокой: достаточно взглянуть на прайс на системы автонавигации…
При массовом нанесении ударов по городам межконтинентальными ракетами действительно не нужна большая точность GPS. Но такая война для США сейчас не нужна. Им необходимо сохранить всю инфраструктуру противника, сменив только власть на лояльную ей.
Для этого нужны высокоточные удары по паре-другой десятку узлов — центрам принятия решений и управления войсками — РВСН и другим, которые могут дать ответ. Высокоточная GPS тут нужна для того, чтоб крылатые ракеты с ядерными зарядами скрытно пролетели по складкам местности на минимальных высотах и с точностью до метров-десятков сантиметров пробить бункеры штабов управлений, попасть в шахты управляющих ракет «Периметр», ну и само руководство страны уничтожить.
Данные ракеты сложно запустить незаметно с морской поверхности с надводных или подводных кораблей. Но можно с суши. Например, с Западной Европы, где они могут быть размещены под видом «ПРО»-ракет. Совсем короткое время подлета к Москве было бы из Крыма.
прежде чем повторять вранье официальной пропаганды, глянули бы сперва на глобус.
Расстояние от Крыма до Москвы превышает 1100 км, тогда как из Эстонии и Латвии, а также от северных границ Украины (если уж на то пошло), в два раза меньше.
Lukman достаточно подробно описал возможный механизм демократизации России с помощью крылатых ракет и GPS.
Огромное стратегическое значение Крыма, в частности, значение для обороноспособности России признают даже в США и в Европе. Так что про «враньё официальной пропаганды» расскажите в другом месте.
При чем тут Москва? Неужели Вы думаете, что военные наши так глупы и центры управления и принятия решений РВСН расположили в Москве? Скорее где-нибудь на Урале или за ним.
В случае же потери Крыма там появилась бы американская база — кстати, на американском сайте уже размещалась в сентябре прошлого года заявка на тендер по ремонту школы под будущее перепрофилирование для американских военных.
При наличии базы США в Крыму, американцы бы получали возможность постоянного присутствия мощных военных кораблей в море, с которых и пуски уже можно делать крылатых ракет — при старте из бухты под прикрытием гор Крыма это уже сложнее засечь.
С территории остальной Украины пуск крылатых ракет уже затруднен — их сперва там разместить надо, а это незаметно сделать сложно. Если только ПЛ сможет по Днепру подняться выше по течению…
Не так-то просто крупным американским военным кораблям находиться в акватории Черного моря. По существующим договорам, крупным военным судам государств, не обладающим побережьем Черного моря, находиться там разрешено не более 21 дня. Чтобы попасть в акваторию Черного моря им нужно: за две недели до прохода крупного военного судна через пролив Босфор спросить разрешения у Турции, а она может и не пустить (как в 2008 году например).
Аналогична история с Эстонией и Латвией. Само море там контролируется нами и пуск оттуда будет засечен вовремя. С суши пока возможности нет, т.к. размещение крылатых ракет в Прибалтике займет время и скрыть этот факт будет невозможно. Другое дело, что сейчас под видом ПРО американцы могут разместить там отнюдь не ПРО-средства. И если не сами крылатые ракеты, то средства поддержки ударов крылатыми ракетами.
Если вы ходя бы бегло изучили вопрос с помощью того же гугла, то знали бы что у GPS военная компонента зашифрована и сигнал на другой частоте, то есть тот сигнал который IGS и прочие станции пишут как раз таки гражданский кототый мы пользуемся на мобильниках и навогаторах и не имеет отношения к военным приложениям. И крылатые ракеты пользуются отнюдь не гражданским сигналом. Военная компонента тот самый М-сигнал предполагате полную автономность (то есть все эти станции дифф коррекции не нужны), он специальным образом кодируется и шифруется для помехоустойчивости и целостности. Так что военных США отсуствие станций IGS на территории РФ абсолютно не волнует. Было бы глупо разрабатывать оружие которое требует компонентов запитанных электричеством и подсоединенных в Интернет на территории предполагаемого противника, не так ли ?