Уважаемая редакция!
Во-первых,дорогие читатели, спешу вас всех поздравить с замечательным праздником — Днем России! Не сомневаюсь, что многие из вас не теряли времени даром в те четыре дня отдыха, которые недавно закончились. Но, надеюсь, все мы с честью вышли из этого испытания.
У меня лично даже хватило сил и времени, чтобы думать об особенностях нашей государственной научной и образовательной, да и не только, политики. И чем я больше думал об этом, тем более удивительными казались мне наши достижения последнего времени. Суди сами, что у нас было всего каких-то 10-15 лет назад? Прямо скажем, некоторая бессистемность и вкусовщина при принятии управленческих решений.
А теперь давайте оглянемся вокруг: насколько разительно все изменилось! Сплошные стратегии, форсайты, дорожные карты, мониторинги эффективности. В общем, у нас нынче в управление внедрено системное и долгосрочное планирование, основанное на скурпулезном анализе ситуации.
Почему я подумал об этом именно сейчас? Собственно, никакого секрета в этом нет: форсайты, мониторинги и дорожные карты у нас сейчас -куда ни плюнь. Последние события из этой серии — подведение итогов очередного мониторинга эффективности вузов и опубликованная ФАНО дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в учреждениях, подведомственных ФАНО России».
Мониторинг эффективности вузов превратился уже в рутинную процедуру, поэтому поговорим о дорожной карте повышения эффективности образования и науки в учреждениях ФАНО. Начну с самого главного, что больше всего беспокоит моих коллег из бывших академических институтов.
Сразу вскоре появления законопроекта о РАН начались разговоры о том, что грядут сильные сокращения научных сотрудников, и эти страшилки бродят в научной среде до сих пор. Так вот, теперь любой желающий может ознакомиться с дорожной картой и своими глазами увидеть, что задачи по сокращению научных сотрудников не ставится: в 2018 году число научных сотрудников в учреждениях ФАНО должно в точности соответствовать числу научных сотрудников в 2013 году. Да, некоторые сокращения будут, но они коснутся только вспомогательного и административного персонала — его доля за пять лет сократится с 51,7% до 40%.
В отличие от замшелых административных структур старой Академии, в ФАНО будут внедряться самые современные и эффективные методы управления. Планируется развернуть систему оценки результативности работы научных организаций, внедрение в учреждениях ФАНО эффективного контракта и т.п., и т.д.
И, конечно, будет расти зарплата научных сотрудников: к четвертому кварталу этого года средняя зарплата научных сотрудников вырастет до 128% от средней региональной. А к 2018 году, как и предписывает Указ Владимира Владимировича, она достигнет 200 % от средней региональной.
Не сомневаюсь, что найдутся критиканы, которые станут задавать вопросы: как можно повышать зарплату научных сотрудников, если денег заметно больше не станет, а сокращений не будет. Сказать честно, я не знаю ответа на этот вопрос. Нет, я знаю, конечно, как поступил бы я: взял бы да и поувольнял всяких бездельников, которых хватает в наших институтах, да и повысил бы за счет этого зарплату остальным.
Однако этого не будет, поэтому я даже теряюсь в догадках, как будет расти благосостояние моих коллег в некогда академических институтах. Но, собственно, потому я и не нахожусь на государственной должности, а пишу письма с газету. И я не сомневаюсь, что руководству ФАНО удастся выполнить поставленные задачи. Пусть ему не приходится рассчитывать на серьезные дополнительные финансовые вливания, но зато в его руках будут столь совершенные инструменты, как дорожная карта и эффективные контракт. А при таких мощных и современных управленческих инструментах, видимо, можно и без больших денег обойтись.
Ваш Иван Экономов
Интересно, кому из номенклатурных кругов пришла в голову «светлая» мысль о новоязовском сокращении ФАНО? Удивительно, на мой взгляд, попадающем в известную рифму — нет не с долбёжным до посинения созданным для исключительно трудоустройства учителей «музыкалок» предметом, — а с известным словом из лексикона золотарей (ассенизаторов по-научному), да и всего великого народа российского.
Кому? Аффтора! Нет ответа. «Хотелось бы всех поименно назвать…» (кажется, из Ахматовой, не помню точно! — Л.).