Мэри Кассат (1844-1926) считается американской художницей, хотя большую часть жизни она прожила во Франции.
Чтобы осознать место Кассат в мировой художественной культуре, надо несколько отойти от привычного стереотипа, согласно которому Кассат воспела материнство, чем и знаменита. Странным образом возможность быстро просмотреть большую часть работ Кассат (смотри, например, сайт [1]) дает несколько «смещенное» представление о ее творчестве и о ее художественных идеалах. Всё же в Новое время художник характеризуется не столько тем, что он пишет, но прежде всего тем, как он это пишет.
Мэри Кассат начинала в духе Коро; с 1868 года в течение десяти лет ее работы выставлялись в Салоне. «Новая живопись» для нее началась с сильнейшего впечатления от пастели Дега, которую она в 1875 года увидела в витрине магазина, где продавались картины. Дега она и выбрала своим наставником — вначале «заочным». Впрочем, в это время Мэри Кассат было уже за тридцать, и жизнь ее складывалась достаточно непросто.
Мэри Кассат родилась в Соединенных Штатах, в Пенсильвании, в богатой и образованной семье. Ее отрочество прошло в традиционных для этой семьи «поучительных» путешествиях по европейским столицам; в 1855 году будущая художница смогла посетить Всемирную выставку в Париже.
В 15 лет Мэри Кассат, решив стать профессиональным художником, поступила в Пенсильванскую Академию изящных искусств. Тамошним преподаванием она осталась недовольна и в 1866 году уехала учиться в Париж.
Кассат, несомненно, было известно, что в парижскую Ecole des Beaux-Arts женщин не принимали. Для художественно одаренной и образованной девушки единственной возможностью учебы в Париже были частные студии художников — она училась у Жерома, у Тома Кутюра (у него в свое время учился Мане). Потенциальным местом встречи с собратьями по ремеслу и будущими коллегами для Мэри Кассат оставался Лувр, где желающие могли получить официальное разрешение на копирование картин.
Заметим, что во Франции вплоть до начала 1870-х женщины не могли посещать кафе, а ведь именно там шла бурная художественная и литературная жизнь, там возникали и распадались политические и иные кружки, читались и обсуждались свежие газеты и премьеры в театрах. Известна роль кафе Гербуа в формировании «батиньольской» группы импрессионистов.
Середина 1860-х в Париже — время художественных поисков; образованное парижское общество бурно реагирует на картины в «Салоне отверженных» (Salon de refuses, 1863); характерно, что сама инициатива собрать и выставить отвергнутые Салоном работы (это более 3 тыс. из 5 тыс. представленных!) принадлежала императору Наполеону III.
Часть художников свои отвергнутые полотна забрали; тем не менее, 871 работа была выставлена для всеобщего обозрения, в том числе «Завтрак на траве» Мане. Впервые же художники смогли показать свои работы без всякого официального отбора только в 1884 году, в «Салоне независимых художников».
Мэри Кассат представляла свои работы в парижский Салон начиная с 1868 года. В течение почти десяти лет ее работы принимались, но художница была всё менее довольна собой.
Во время франко-прусской войны Кассат уехала домой в Штаты, но там часть ее работ погибла во время печально знаменитого пожара в Чикаго.
Пережив период тяжелых сомнений, Кассат смогла вернулась в Европу благодаря заказу архиепископа Питтсбурга на копирование работ Корреджо, которые находились в Парме. В Италии Кассат ждал успех и, что было особенно важно, там Мэри Кассат наконец обрела определенные социальные позиции именно как профессиональная художница. После поездки в Испанию, весьма плодотворной в творческом отношении, Кассат решила окончательно осесть во Франции.
В 1877 году две работы Кассат были отвергнуты Салоном: это был для нее жестокий удар. К этому же времени относится ее личное знакомство с Дега, который посетил ее студию и пригласил ее участвовать в выставке «Независимых» 1879 году. В дальнейшем, до 1886 года, Кассат считала себя принадлежащей к кругу импрессионистов.
В книге о Кассат, написанной ее младшим современником,критиком Ашилем Сегаром, отношениям Кассат и Дега уделено много места. Они были дружны — насколько у персонажа с характером Дега вообще могли быть друзья. Кассат всегда считала его своим наставником. На доход от выставки 1879 года Кассат почти тайком купила одного Дега и одного Моне.
Дега высоко ценил Кассат как графика еще до личного знакомства; именно Дега открыл Кассат возможности гравюры.
1890-е годы были для Кассат особенно плодотворными. К этому периоду, в частности, относятся ее цветные гравюры (акватинта, сухая игла), которые и сегодня поражают экономностью в выборе цвета и лаконичностью исполнения. «Технически» здесь несомненно влияние японской гравюры, интерес к которой захватил Европу после выставки 1890 года, но индивидуальность Кассат бросается в глаза. Неудивительно, что ее гравюры имели огромный успех.
Творчество Кассат можно назвать «лучезарным»: помимо портретов молодых женщин с маленькими детьми, у нее много прекрасных женских портретов, лишенных какой-либо сентиментальности, в которой ее нередко упрекают. Здесь хорошо бы помнить, что многие ее работы были заказными, и здесь ее отношение к «материалу» едва ли отличалось, например, от позиции Уистлера-портретиста.
Мэри Кассат прожила долгую жизнь, оставаясь активной и тогда, когда состояние здоровья (главное — почти полная потеря зрения) лишило ее возможности рисовать. Например, она много лет участвовала в собирании американской четой Havemeyer уникальной коллекции живописи импрессионистов, равно как и во многих других важных культурных и общественных начинаниях.
Спасибо! Да, скорее нежная, чем сентиментальная. Но ощущается какая-та IMHO вторичность.
Спасибо, Ревекка. Вы открываете для меня прекрасных художников. Очень люблю импрессионистов и завидую им, именно им.
Картины Мэри Кассат: http://painteropedia.ru/category/artists/cassatt/