Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!»
Этими строчками из «Поэмы о Сталине» Александра Галича, прочитанными Андреем Макаревичем, началась церемония вручения премии «ПолитПросвет». Прошедшее под не обещавшим никакого просвета небом и наполненное грустным юмором событие состоялось 28 мая 2014 года в Музее Москвы.
В ожидании начала церемонии я стала спрашивать пришедших ученых о том, что они думают об итогах первого гранта Российского научного фонда. «Никто Вам публичный комментарий не даст, – предупредил меня один мой знакомый. – Потому что либо сам получил этот грант, либо подавал, но не получил». Неофициальные беседы сводились к тому, что откровенно плохие проекты грантов РНФ не получили, но окончательный список победителей очень неровный и сильно зависел от области науки. В каких-то областях ученые увидели откровенный дележ средств между группами, дружественными членам Экспертного совета РНФ, в других – победу самых сильных групп.
Ведущие церемонии Михаил Козырев и Ксения Туркова старались развеселить собравшихся, которым было как-то не очень весело. «Еще год назад можно было смотреть по телевизору телеканал “Дождь”, существовало агентство РИА Новости», – сказал Козырев. «Еще год назад была “Лента.ру” и можно было заниматься “пропагандой гомосексуализма”», – вторила ему Туркова. «Кажется, мы достигли дна, но оттуда всё стучат и стучат…», – подвел печальные итоги года Михаил. «А ведь через пару дней нельзя будет и матом выругаться, так что пользуйтесь моментом, друзья!» – заметил он под смех и аплодисменты аудитории.
Но вышедший на сцену лауреат премии «ПолитПросвет» 2012 года за свои публикации об электоральной статистике в «Троицком варианте – Наука» и других изданиях, член жюри премии Сергей Шпилькин считает, что есть повод и для радости. «Еще полтора года назад никто не знал слово «Диссернет». Не было ни слова, ни того предмета, который оно обозначает… Мы сегодня награждаем сущность, которая возникла почти на пустом месте в результате случайного стечения обстоятельств и действий совершенно свободных и ни от кого не зависящих людей».
«»Диссернет», пожалуй, тот последний кристалл, который возник в перенасыщенной атмофере 2011-2012 годов. Эту атмосферу усиленно подогревают, чтобы эту кристаллизацию остановить, но пока не очень получается, а кристалл всё еще живет и теперь никуда не денется, – продолжил он. – И теперь все знают, что если партия, то – не скажу кого, если диссертация [не у ученого], то, извините, ворованная. «Диссернет» был, может быть, не очень осознанной реакцией общества на подчеркнутую антиинтеллектуальность власти». А с интеллигенцией власти вести так себя нельзя.
Сергей Шпилькин напомнил, что «Диссернет» – абсолютно коллективный проект, за фронтментами, получающими премию, стоят много известных и неизвестных людей. Вышедшие под аплодисменты зала на сцену Андрей Ростовцев, Михаил Гельфанд, Сергей Пархоменко и Кирилл Михайлов (Мефодий Волихамов) получили премию «ПолитПросвет» в номинации «За честь и достоинство» (Андрей Заякин приехать на церемонию не смог) [1].
«Мне в названии этой премии «ПолитПросвет» больше всего нравится слово “просвет”, – сказал много сделавший для популяризации и организации проекта журналист Сергей Пархоменко. – Слова «За честь и достоинство» – очень правильные в отношении «Диссернета», не потому, что они относятся к нам, а потому, что они относятся к собственно предмету этой деятельности, в которой занято огромное количество людей. Это история про то, что честь и достоинство существуют и имеют значение… Репутация имеет значение».
Михаил Гельфанд к этому добавил следующее: «Про «Диссернет» часто говорят: ну вот разоблачили – и что? Мне только сегодня рассказали чудесную историю про одного выдающегося кандидата и доктора наук на букву «А». Он как был уполномоченным, так и остался, но адвокатом он быть перестал. Потому что никто из его коллег не воспринимает его в таком качестве».
Фронтмены проекта получили приз еще и в номинации «Народное голосование» [2]. В течение двух месяцев за длинный список проекта можно было проголосовать на сайте Slon.ru. В голосовании приняли участие почти 11 тыс. человек. Сюрпризом церемонии стало то, что приз получили не только лидеры «Диссернета», но и находящийся сейчас на Украине журналист Илья Азар. Его награду получила «вечно отдувающаяся за Азара» бывший главред «Ленты.ру» Галина Тимченко.
Церемония завершилась вручением премии «ПолитПросвет» в номинации «Персона» одному из пяти финалистов. Лауреатом стал известный российский социолог, ученик Юрия Левады и директор «Левада-центра» Лев Гудков. Он отметил, что результаты опросов общественного мнения вызывают у него депрессию, но в обществе он пока не видит особых подвижек к лучшему: «Какое-то движение есть, но очень медленное, противоречивое и очень часто возвратное. Молодое поколение не лучше предыдущего. Да, оно более технично и коммуникативно, оно знает языки, но оно утратило очень важные вещи, которые были в позднесоветское время в кругу думающих людей. Существования в науке как в сфере свободы сегодня нет. Есть сильнейшее сопротивление сложности жизни, а сопротивление культуре насилия, о которой я говорил, нет».
«Есть, конечно, логика страны, в которой мы живем, и логика пространства, в котором мы находимся, и которую нам диктуют, – заметил Григорий Ревзин, финалист премии, увидев, что многие собравшиеся пребывают в унылом настроении. – Но люди не всегда поддаются тому пространству, в котором находятся».
Церемония завершилась, а фотография поднятых вверх к призу «ПолитПросвет» рук активистов «Диссернета» осталась – значит, «ужас будет продолжаться».
* * *
Комментарий к решению жюри физика Андрея Ростовцева [3]:
«В «Диссернете» мы давно уже занимаемся доказательной социологией, в частности проблемой лжи, подлога, фальсификации (в широком смысле) как способах существования. Особенно это актуально в отношении российских чиновников.
Лев Гудков выражается предельно точно: «конструкция и особенности функционирования [путинской России] – результат накопленных усилий и сознательной политики, произведенной селекции «человеческого материала», систематического отбора из доступного множества качеств людей – интеллектуальных, моральных, эстетических и т.п., весьма специфических – презрение к знанию, интеллекту, культуре, всего того, что возвышает человеческий дух и что противостоит простому насилию. Речь не о евгенике, а о последовательном – направленном – подборе людей, обладающих теми или иными способностями (или – неспособностями, включая, например, моральную тупость, нерешительность, конформизм, отсутствие воображения)» [4].
И затем сам же объясняет, какие социальные отношения запускают механизм отрицательного отбора, который характеризует наше общество: «В обществах-государствах (где в силу центральной роли насилия невозможно отделить структуры государства от структур общества) мы имеем дело с возгонкой человеческой низости, выталкиванием ее наверх, в структуры государственного управления или в состав властных кланов и последующей ее сублимацией в виде государственной идеологии авторитаризма. Культивируемое насилие (рационализируемое и технологизированное принуждение) оказывается зеркальным подобием культуры (антикультурой), но с обратным эффектом: его функция – понижение социальной и антропологической сложности, ослабление разницы потенциалов между элитой и массой, напряженности духовной (поисковой) жизни».
Честно говоря, я считаю это объяснение спорным. Хорошо бы найти какие-то социологические данные, свидетельствующие о корреляции госнасилия с общим оглупением власти».
- Видеозапись награждения команды «Диссернет» http://www.youtube.com/watch? v=RsrAV9IqTyc
- Видеозапись вручения приза в номинации «Народное голосование» http://www.youtube.com/watch?v=je1p1a4at-A
- http://afrikanbo.livejournal.com/359629.html
- Статья Льва Гудкова «Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе» http://www.levada.ru/books/statya-lva-gudkova-chelovek-v-nemoralnom-prostranstve-k-sotsiologii-morali-v-posttotalitarnom-
Это ж надо какое разное представление о мире бывает! Для меня сказать: «Я знаю, как надо! Идите за мной» — это высшее проявление человека, это то, к чему надо стремиться в своей жизни, то, что надо уважать и ценить в других. А у Галича и собравшихся — «бойтесь»… Глубинное различие.
На самом деле это одно и то же. Противоположности смыкаются. «Я знаю, как надо! Идите за мной» — это масштаб. А оценка зависит от знака. Может быть большим плюсом и большим минусом. То есть опасаться — стоит.