В предыдущих номерах ТрВ-Наука мы писали о двух древних и знаменитых домонгольских храмах Смоленска: церкви Михаила Архангела (Свирской) и храме Петра и Павла. Это широко известные постройки — их знают любители архитектуры как в самом Смоленске, так и за пределами города.Первый храм уникален в своей архитектуре, второй — восстановлен практически в своем первоначальном облике середины XII века (за вычетом галерей). Третий же храм, церковь Иоанна Богослова, известен гораздо меньше, главным образом из-за того, что сохранился гораздо хуже. От XII века уцелела лишь коробка основных стен: нету ни приделов с галереями, ни сводов, ни главы. Потому и внешне он выглядит более эклектичным и «современным». Тем больше поводов рассказать об этом интересном памятнике архитектуры.
О строительстве храма Иоанна Богослова мы узнаем из летописного некролога смоленского князя Романа Ростиславича, умершего в 1180 году и княжившего в Смоленске с 1160 по 1180 годы с перерывом на 1174-1177 годы: «манастыри на-бдя и созда церковь камену святаго Иоана, и украсив ю всяким строеньемь церковным, и иконы златом и хиниптом украшены, память здевая роду своему, паче же и души своей оставление грехов прося».
Кто-то из историков датирует этот храм 1173 годом, кто-то пока останавливается на широкой датировке в 1160 1180 годы.
Судя по всему, Иоанновский храм построен после церкви Петра и Павла. Некогда они были почти двойниками — они одного размера, у них схожие планы. Скорее всего, церковь Иоанна Богослова получилась чуть более вытянутой вверх, так как создана на следующем этапе эволюции смоленской архитектурной школы. Интересно, что к храму Петра и Павла галереи и приделы пристраивали постепенно, а здесь основной объем здания, восточные приделы и трехсторонняя галерея-усыпальница вокруг основного объема храма появились одновременно. Это неудивительно: Иоанновский храм задумывался как семейный, придворный и мемориальный храм князя.
Время пощадило церковь Иоанна меньше других построек — обвалились столбы, своды, купол. На 2-3 метра внутри он был заполнен строительным и кладбищенским мусором. Всё это произошло во второй половине XVII века. В XVIII веке храм попал в руки «реставраторов», которые восстанавливали его в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Итог мы можем видеть на фотографиях. Тем не менее, даже такая сохранность памятника — это редкость для смоленского домонгольского зодчества, ведь большинство известных построек открывали для нас уже археологи.
Фото автора