Художественный лидер венского модерна Густав Климт не представлен (насколько я знаю) в наших музеях; чтобы оценить его масштаб, надо оказаться в Вене. Несколько лет назад мне повезло. Вообще-то в Вене меня преимущественно занимала архитектура венского модерна и Сецессион как феномен эпохи.Что касается Климта, то я представляла себе его стиль по качественным репродукциям; как художник он мне не был близок.
Теперь наконец можно было увидеть подлинники Климта.
Да и странно было бы их не увидеть — прежде всего это росписи в здании Художественно-исторического музея: я жила рядом и провела в Kunsthistorische немало времени. Бывает, оказывается, великолепие без претенциозности!.. Творчество Климта с большой полнотой представлено в барочном дворце Верхний Бельведер: там я открыла для себя Климта-пейзажиста, мне более близкого, чем прославившие его женские портреты.
Густав Климт родился в 1862 году в Баумгартене вблизи Вены, в семье гравера по золоту; об этом факте часто вспоминают в связи с тем, что Климт использовал фрагменты тончайших листов золота во многих своих полотнах.
Климт учился в известной Школе искусств и ремесел; в молодые годы его идеалом был ведущий художник-академист Ганс Макарт. Один из братьев Климта также стал художником; вместе с их другом Францем Матчем молодые люди получили заказы на росписи зданий, в том числе — в Kunsthistorische и других зданиях, недавно отстроенных на Ринге.
В 1886 году Густав Климт получил от императора Франца Иосифа орден «За заслуги» за росписи в новом здании Бургтеатра. В это время Вена бурно строилась и богатела; отец венского модерна в архитектуре Отто Вагнер уже возводил прекрасные здания, которые и сегодня завораживают простотой и гармоничностью.
В 1894 году Климт получил заказ на три больших потолочных панно для актового зала Венского университета: «Медицина», «Юриспруденция» и «Философия». Выполнение этих панно затянулось до начала нового столетия, а их прием ознаменовался скандалом. Работы Климта были отвергнуты как «порнография» -и это было самое мягкое выражение неприятия заказчиком нового стиля Климта, далеко ушедшего от академизма Макарта. (Сам Климт никогда не был склонен к словесному оформлению своих позиций и демонстративно отсылал вопрошающих к своим картинам.)
В биографиях Климта этот сюжет обычно описывается во всех подробностях, поскольку отражает неизбежный конфликт новых форм в искусстве с «охранительными» позициями государства в роли заказчика. Климт вернул полученные за панно деньги и с тех пор никогда больше не брался за государственные заказы. Эти панно Климта были сожжены немецкими войсками в 1945 году, в последние дни войны, так что нам они известны только по репродукциям.
К середине 1890-х Климт был ведущей фигурой среди венских художников. В 1897 году был основан венский Сецессион — союз мастеров, объединенных требованиями художественной свободы; Климт был его несомненным лидером.
Важно помнить, что идеи Сецессиона вовсе не предполагали собственно художественного единства его членов. Достаточно было разделять призыв «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству -свою свободу». Эти слова и сегодня можно увидеть над входом в здание Сецессиона, построенное в 1898 году в качестве выставочного зала по проекту Иозефа Марии Ольбриха, ученика Отто Вагнера.
Выставочная деятельность Сецессиона была исключительно интенсивной: что ни месяц, то новая экспозиция. Особую известность получила XIV выставка Сецессиона в 1902 году. Эту выставку сецессионисты задумали как единое произведение искусства, посвященное Бетховену.
Интерьер Дома Сецессиона являл собой максимально нейтральный фон: бетонные конструкции были выкрашены в белый цвет, а центральное место в экспозиции занимала скульптура Бетховена работы Макса Клингера. Именно для этой выставки Густав Климт создал свой знаменитый «Бетховенский фриз». Выставка стала мемориалом великому немецкому композитору, включавшим живопись, скульптуру и музыку — оркестр Венской оперы под руководством Густава Малера исполнял четвертую часть Девятой симфонии Бетховена.
И всё же Климт, видимо, был слишком большим индивидуалистом, чтобы активно участвовать в какой-либо организации, — в 1905 году он вышел из Сецессиона. В дальнейшем Климт вел весьма замкнутый образ жизни, сосредоточившись в основном на портретной живописи. Его моделями были женщины из богатых семей — собственно, именно эта сторона его творчества наиболее известна. Самым близким для него человеком была художница и модельер Эмилия Флёге.
Помимо портретов и пейзажей творческое наследие Климта включает огромное количество рисунков -преимущественно в жанре «ню». Если сосредоточиться на трех-четырех таких рисунках, можно оценить их как эротику par excellence; но если рассматривать большой массив, то понятно, что это штудии профессионала. Как известно, когда-то споры вокруг Климта были сосредоточены вокруг признания/непризнания его эротическим художником.
Мне представляется, что пафос творчества Климта и его эротизм, его символика, установка на декоративность — всё это понятно только в контексте того культурного взрыва, который стоит за словосочетанием венский модерн. Лучше всего этот феномен описан в книге Шорске [1]. Климту там посвящена отдельная глава, но полезно прочитать, например, и про феномен Ринга.
Полюбившиеся мне пейзажи Климта привлекают особой декоративностью — в них предмет изображения не растворяется в орнаментальности, а позволяет по-новому увидеть осенний лес или поверхность озера.
Климта, как и многих, унесла в 1918 году «испанка». Эмилия Флёге, его друг и ближайший соратник, пережила обе войны и ушла в лучший мир в 1952 году.
Климт хорошо представлен в Интернете, например на портале [2].
1. Шорске Карл Э. Вена на рубеже эпох: политика и культура. Перевод с англ. — СПб, изд-во им. Н.И.Новикова, 2001. — 512 с.