В истекшем году я занимался составлением теоретического словаря археологии и ныне отдаю его в печать. Поневоле пришлось включить в него и ряд общеисторических понятий: они всё время сказываются на теоретическом формировании чисто археологических понятий. Мне кажется полезным вынести те формулировки, к которым я пришел по этим понятиям, на обсуждение моих коллег по ТрВ-Наука. Здесь я отобрал шесть из этих понятий (помещаю по алфавиту).
Историческая родина. Так в современных политических дискуссиях обозначают ту страну, в которой родился не сам человек, а его далекие предки. Скажем, для российских немцев, предки которых прибыли в Россию два века тому назад из Германии, исторической родиной называют Германию, несмотря на то что большинство российских немцев ассимилировались в русском народе. Для российских евреев, большинство которых не говорит ни на идише, ни на иврите и не придерживается иудейской религии, а предки их покинули Палестину две тысячи лет назад, исторической родиной называют Израиль — государство, созданное на земле Палестины во второй половине ХХ века.
Иными словами, исторической родиной для человека называют то, что для народа называется прародиной. Из понятия прародины никакие особые права (историческое право), никакие юридические последствия не вытекают. Из понятия исторической родины вроде бы вытекают (права на «репатриацию», претензии коренного населения на дискриминацию и депортацию).
Стоит, однако, внимательнее изучить обстоятельства конфликтов — и выяснится, что на деле все они вытекают вовсе не из наличия исторической родины у части населения, а из социальных неурядиц внутри данной страны с вовлечением этнических, религиозных и культурных различий. Корни этих неурядиц кроются в неравномерном и несправедливом распределении благ, в неэффективном управлении, в провокациях властей, в попытках проводить политику «разделяй и властвуй» и натравливать массы на козла отпущения («внутреннего врага», идентичного внешнему, но внутри страны).
Всякий человек, как бы он ни был увлечен историей своего этноса и как бы ни был втянут в глобализацию, привязан и адаптирован прежде всего к своей родине — стране, в которой он сам родился не в качестве гостя. Даже скорее к «малой родине» (если страна велика и разнообразна). Некоторые переселенцы могут быстро и глубоко адаптироваться к своей новой родине.
Так известный археолог Генрих Шлиман, немец, проведший юность в Германии, прожил купцом 20 лет в России, имел там русскую семью, считал себя русским и любил Россию и свой «волшебный Петербург» как родину; затем учился в Париже, вел раскопки в Турции, а поселился и женился вторично в Греции, назвал своих детей греческими именами, даже своих слуг переименовал на древнегреческий лад. Раскопанные сокровища предлагал Эрмитажу, а когда царь отказался принимать, подарил их Берлину.
Историческое право — представление о том, что право народа на землю, занимаемую им ныне или занимавшуюся в прошлом, прямо зависит от древности его проживания на этой земле и тот народ, который раньше жил на этой земле (автохтон), имеет на нее больше прав. Представление это ложное. Его обычно выдвигают агрессоры для обоснования своих территориальных притязаний, а также националисты для обоснования притеснений и изгнания национальных меньшинств.
Право такое никем на деле не соблюдается и не может соблюдаться. Ведь все народы не раз меняли территорию своего проживания, а происходят все люди в конечном счете из небольшого участка Африки. Европа же не раз оказывалась на многие тысячелетия под ледником, так что люди заселяли ее снова и снова, причем сдвигались климатические зоны, а с ними передвигались и населявшие их и адаптированные к ним народы. Если выяснять всякий раз первенство проживания, то придем к совершенно неожиданным и наверняка нежеланным результатам. Венграм придется вернуться в северо-западную Сибирь, Германией владели славяне, а центром Украины — германцы (готы и др.), всей лесной полосой европейской России — финно-угры, и т. д.
Россия владеет бывшей Восточной Пруссией не потому, что славяне (кстати, не восточные, а западные) некогда владели этой землей, а потому, что Германия напала на СССР и была наказана за агрессию. Евреи не потому получили государство Израиль в Палестине, что заселяли эту страну до арабов, покинув ее почти две тысячи лет назад, а потому, что международное сообщество признало справедливым и целесообразным учредить их государство там после массового уничтожения их в Европе, учитывая их традиционное стремление к этой земле (ежедневные молитвы, сионистское движение) и то, что там уже имелись их поселения ко времени решения этого вопроса.
На деле право каждого народа на определенную территорию в современном мире обусловлено живой традицией (не намного превышающей по длительности жизнь одного поколения) и системой международных договоров.
Однако, не имея юридической силы, древность проживания усиливает чувство привязанности к своей стране, хотя, как это ни парадоксально, если древности нет, это не ослабляет чувство любви к родине. Ведь родина — это страна, в которой сам человек родился и живет не в качестве гостя, где бы и кем бы ни были его предки.
Национализм в археологии. Национализм — чрезвычайно спорное понятие. Для одних — лозунг прогресса и справедливости, для других — опаснейшая тяга к национальным оскорблениям, унижениям, раздорам и конфликтам. По прямому смыслу слова, это программа обеспечения национальной самостоятельности, развития национального государства и культуры. В случае национального угнетения — программа национально-освободительной борьбы. Учитывая, что человечество всё еще состоит из этносов (национальностей), связанных по идее (хотя не обязательно в реальности) общим происхождением, то есть в каком-то смысле подобных очень большим семьям, а этносы стремятся к государственному оформлению, национализм представляется естественным и неизбежным.
Но дьявол таится в деталях. За нынешними народами тысячелетия истории, перипетии взаимоотношений, миграции и чересполосица в расселении, груз недоверия. Это усиливается нынешней глобализацией экономики, перемешивающей народы. Национализм бывает разной интенсивности. Каждая нация, имеющая свой национализм, сталкивается с проблемами национальных и религиозных меньшинств, застарелых конфликтов с соседями, некоторые еще и с имперскими амбициями.
Нередко сталкиваются два национализма, — скажем, один как колониализм, другой как сепаратизм. Мудрости в налаживании мирных связей внутри страны и на ее границах часто не хватает. Поэтому национализм то и дело перерастает в шовинизм, иногда в нацизм и расизм, все три с сугубо негативными последствиями (шовинизм — ненависть к другим народам; нацизм — тоталитарный и агрессивный режим, основанный на шовинистической и расистской идеологии, возведенной в политическую программу). Забота о своем народе выливается в подозрительность к другим народам, в унижение и подавление других народов.
Поэтому разумным правителям приходится быть очень осторожными в национальной политике — чтобы не уязвить национальные чувства того или иного народа, но и не потакать чрезмерным национальным амбициям, а кое-где и дурным национальным традициям.
В археологии всё это сказывается очень заметно. С одной стороны, чувствуется забота разных сил о сбережении и преимущественном изучении именно национальных древностей, культурного наследия народа. С другой — то и дело вспыхивает война на археологических картах за территории, когда-то принадлежавшие не тому народу, который ныне на ней живет, за знаменитых предков, за памятники высокой культуры — чьим предкам они принадлежали. В начале ХХ века Густав Косинна в Германии описывал археологию как «чрезвычайно национальную науку» (название его книги) и отстаивал особенно высокую древнюю культуру германцев как обоснование их права господствовать над другими народами.
Между тем это пережиток сословного общества, в котором статус определялся знатностью предков, а фиксация успехов — прецедентами в прошлом. Нередко приходится сталкиваться с отвержением любых «неприглядных» мест в археологическом прошлом своего народа только потому, что это не зафиксированная письменно история.
Скажем, нашествия готов или прихода варягов, в отличие от татаро-монгольского нашествия. Любое беспристрастное изучение подобных эпизодов или проявлений в истории русского народа трактуется как русофобия, хотя аналогичные вещи в истории Франции не подаются как франкофобия. Это показывает, что порою, в периоды национальных кризисов и после них, национализм воспаляется и какая-то часть народа становится болезненно подозрительной и неуживчивой. На археологах в таких случаях лежит задача способствовать просвещению народа и показывать истинное взаимоотношение культур, состояние и взаимодействие народов в далеком прошлом.
Более подробно эти проблемы описаны в моих работах «Феномен советской археологии», «Археология в седле», «История археологической мысли» (Клейн 1993б: 64-69; 2000б; 2011), а также в книгах Шнирельмана (2001; 2003; 2005; 2006).
Денис,
дорогой, ну очнитесь же Вы, наконец. Хватит демонизировать США. У Вас и церковь двенадцатого века тоже США разрушило. Как легко и просто объяснять весь собственный бардак происками врага «унешнего» и врага»унутреннего». Как мы жили годы с 1991 по 1995 без внешнего врага — ума не приложу. Как тяжело приходилось тогда нашей власти — ненакого было бардак списывать. Зато как легко и хорошо им живется сейчас. В стране нет промышленности — происки Запада. Отсутствует сельское хозяйство — нас задавили западными продуктами. Вы еще скажите, что в Думу и Правительство тоже пробрались НАТОвские агенты и ЦРУшникии и разрушают в России все что можно — вот в это легко можно поверить, если судить по тому что они творят.
Наконец Олег Губарев заговорил зеркально правильные вещи…Это Вы сомневаетесь, и полагаете,а многие уже давно поняли сколько ртов «хавали и хавают» «печенюжки»…Даже не хочется упоминать историю с брошенными в 1991 году военными складами в Чечне….Не тащили домой пулемёты только ленивые…Про «Бук» не буду повторяться .уже писал — Админ всё «думает»…А вот про Калиту интересно….Как Вы думаете, что лучше в государственном, так сказать дальновидении, смысле — «покорять лично Тверского князя за «его патриотизм» или ждать пока Орда это сделает с процентами ? Так сказать «устраивать стрелки борцам с Ордой» которые в роли Робинов Гудов постреливают из леса и в лесу прячутся…А это значит ждать АТО от Орды????. Где же последовательность….Эта АТО Вам «морально нравится» , а та АТО, в следствии чего Вы на свет появились и «хаваете» — НЕ НРАВИТСЯ?
Олег, я не знаю где вы «жили» в 90-ые, а я и подавляющее большинство граждан страны в это время «существовали» пытаясь «выжить» и видимо в этом тоже Путин виноват. Враг никуда не делся в 90-ые, он тупо нас колонизировал на десяток лет. Советую вам почитать главного идеолога внешней политики США Сбигнева Бжезинского и все вопросы на тему, где и кто враг отпадут. То, что творится в России — это называется капитализмом, за что боролись на то и напоролись, привыкайте. Только Запад этот этап прошёл лет 100 назад, а мы вынуждены начинать всё сначала после революции 17-ого, советского периода, поражения в холодной войне и колонизации России западным капитализмом. Очень интересно, вам советую почитать, исторические материалы на тему того, как запад относился к Руси, Российской империи. В конце-концов «У России есть только два союзника её армия и флот» придумана не сегодня.
Одно но, наши поиски врага ограничиваются исключительно одной фразой «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», т.е. Россия ведёт себя так, как считает нужным и делает то, что отвечает её интересам и если это не нравится США и Европе, то это их проблемы и не чего лезть и учить нас жить («не учи отца …делать детей» как говорится). Вы все забываете о таком понятии на рынке как «добросовестная конкуренция», а также устав ВТО, может тогда обоснуете каким образом эти понятия согласуются с теми санкциями, которые были введены США и Европой по указке США? И докажете может, что у России нет врагов?
«В конце-концов «У России есть только два союзника её армия и флот» придумана не сегодня.»
Кровожадность и шовинизм не свойственны русским. Откуда вы такой?
Только не надо путать столицы и власть с Россией.
Примерно так и создается образ кровожадных русских… безответственными заявлениями ответственных товарищей.
И еще эти сказки про ток хорошо жилось до 90-х… и что икра была при Сталине… Конечно хорошо и весело, нищие всегда веселы, в бараках провонявших керосином и коммуналках (это не где-то, а в центе Москвы). Жизнь наладилась но не сильно и только в Москве. Меня лично не тянет назад… и забота партии и правительства об армии навевает грустные воспоминания…
Государство и Россия с начала своего образования были единой и неделимой частью. У арабов шариат, в сша полицейского-военная диктатура, в Европе диктатура либерализма, почему Россия не может жить по своим традициям и канонам? Почему вы Европе не диктуете как жить? Почему Россия должна под кого-то подстраиваться?
До перестройки все жили по-разному. Кто-то хорошо, кто-то не очень. Зато 90-ые уровняли всех в одной нищенской капиталистической помойке, где многие так и остались.
Я кровожадный исключительно к русофобам.
Однако «русофил».. вот не надо скрежетать зубами.
Ну да, это все евреи и америкосы…
Сами-то что умеете делать? Вроде люди которые что-то умели делать не сидели сложа руки и в 90-е… мне так не нужно было искать работу…
Ну если Вы инвалид разве…
Социализм классная штука. все сидели по конторам и писали бумаги… Не заводах порой пропоция 1:10 (классика семеро с ложкой).
Разумеется бездельники пускают слюни по тем временам.
Да, я русофил и славянофил, иные не слишком умные называют это шовинизмом, антисемитизмом и пр.
Отец работал инженером, начальником отдела ОМА на заводе «Рекорд», на котором производили знаменитые телевизоры. Получал «сраные» 150 рублей, пришли 90-ые, людям выдали ваучеры, эти ваучеры скупили воры, прихватизировали производство, всё украли и продали, кто виноват? Народ, который жил, работал, а тут хлобысь и «шоковая терапия», демократия, капитализм по западному образцу? А может опять Путин? Людей вывезли в лодке на озере и выкинули за борт, приговаривая: «что сволочь, барахтайся, ты же не инвалид, плыви».
Я и никто не хочет назад в совок. У меня работа, многодетная семья мне уже плевать, я только не хочу, чтобы в Россию лезли всякие холуи со своими уставами, оставьте нас в покое. Не нужны нам сказки про «светлое европейское будущее», мы уже проходили этот этап «светлое коммунистическое будущее». Кому не нравится Россия — чемодан, вокзал, Европа.
Отлично!
У Вас есть в запасе другой капитализм?
Нет?
Снимем шляпы и помолчим.
Русофил говорите? Так не надо говорить от имени русских и славян…
«Не нужны нам сказки про «светлое европейское будущее»»
Так не надо врать про светлое прошлое.
«Отец работал инженером, начальником отдела ОМА на заводе «Рекорд»»
Во-во заводы были наполнены отделами, а в цехах работали пара теток… на «рекорде» не был. Но хорошо знаю «Темп» и несколько других некоторые даже продукцию выпускали, что было странно … Конечно было несколько грамотных инженеров и единицы рабочих высокой квалификации.
А уж НИИ за сорок лет моей работы деградировали… если раньше работали в лаборатории больше двадцати человек и только один руководил и писал бумаги, то к концу 80-х вся лаборатория писала бумаги и только пара толковых пацанов что-то делала…
Эта ситуация по всей стране. Какое светлое будущее тут ждать? Никаких перспектив. Страна развалилась сама, без всяких советов извне.
На Украине намного хуже. И никто не собирается им помогать.
Кстати на Украине я видел великое множество военных. Видимо наши страны только и умеют кормить военных.
Это и не русофил, и не славянофил. Это, как и остальные, обыкновенный черносотенец.
Славянофилами, к примеру, были народовольцы. Вот они были славянофилами и русофилами. Они считали позорным, для русских и славян, иметь тот политический режим, который как две капли воды, похож на этот.
Вам виднее кто стоял у кульмана, а кто бумажки строчил. Я ни слова не сказал про «светлое прошлое», тем более я прямым текстом написал: «я не хочу в прошлое, мне и сейчас нравится». СССР развалился не потому, что один работал, а десять писало бумажки, он развалился потому что, кое-кто по указке известных лиц, решил провести убийственные для страны реформы: перестройка, шоковая терапия. Я всё это помню и жутко «благодарен» всем виновным.
Как не грустно это отметить, но фраза о двух союзниках чаще звучит у авторов псевдоисторических романов про попаденцев…так сказать констатация факта — НЕ КОРМИШЬ СВОЮ АРМИЮ-КОРМИШЬ ЧУЖУЮ…Украина дурное доказательство Вашей правоты….
Украина как раз доказала — что ни своей, ни чужой армии — не существует. Существует свора подонков, глумящихся над человеком, разделенных разными разноцветными тряпками на флагштоках.
Сергею
«Слабоумные американцы» — это вы часом не Задорнова наслушались? Откуда такая спесь и зазнайство? Вот мы, кстати сказать, у этих «тупоумных» крали и крадем до сих пор все что можно, в смысле высоких технологий, которые мы «высокоумные» сами, ну никак, не то что разработать, а даже уже украденное освоить не можем.
По опыту работы знаю, что мы даже нефть и газ, на которых построено все наше благополучие,добываем на западном оборудовании. Своего сделать не можем. Даже сигареты у нас выпускают западные компании на западном оборудовании. К вашему сведению мы были способны на своем оборудовании выпускать только отраву марки «Беломор» и еще одну две столь же отвратительных марки… Трубы большого диаметра — сколько лет мы добивались чтобы Запад продал нам технологию их производства… Станки высокой точности для производства бесшумных гребных винтов для подводных лодок украли у японцев- дело было шумное и скандальное. У кого только что и что только мы не воровали. Так кто тут слабоумный?
А развитие науки? — тут Denny не даст соврать — только позавидовать можно их организации научных исследований, их оборудованию, уровню их инвестиций в науку. Так что давайте не бросаться оскорблениями в адрес целых народов. И Вы после этого будете обижаться что к Вам на Западе плохо относятся?
Назовите мне марку отечественного мобильного телефона изготовленного не «слабоумными» на Западе, а «высокоумными» у нас. Если они перестанут нам микросхемы и электронику продавать — ведь загнемся на корню.
«А вот про Калиту интересно….Как Вы думаете, что лучше в государственном, так сказать дальновидении, смысле — «покорять лично Тверского князя за «его патриотизм» или ждать пока Орда это сделает с процентами ?»
Вы, к сожалению, наверняка не читали и не знаете эссе Помранца. Поскольку оно очень в тему приведу большие отрывки.
Григорий Померанц «О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива*
Дискуссионное выступление в Институте философии
«Я хотел бы сказать о роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива. Чтобы сразу стало ясно, против чего я буду говорить, начну со стихов Коржавина:
Мы сегодня поем тебе Славу,
И поем ее неспроста,
Основатель могучей державы,
Князь московский Иван Калита.
Был ты видом довольно противен,
Сердцем подл, но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой творческий путь…
Дальше читать не буду — важна, прежде всего, вторая строфа. Эту модель можно применить к кому угодно — хотя бы к Чингиз-хану. Был он видом довольно противен, сердцем подл, но не в этом суть: он приобщил отсталые народы, в том числе русский, к благам передовой китайской культуры. Поэтому поставим памятник Чингиз-хану. И такой памятник сооружен — в КНР.
Попробуем посмотреть, как работает модель, спародированная Коржавиным, на двух академических примерах. Жили-были два императора, один в Индии, другой в Китае — Ашока и Цинь Ши Хуаньди. Оба имели перед собой прогрессивную задачу — объединение страны. Ашока с этой прогрессивной задачей не справился. Он поддался ложной жалости, неправильному гуманизму. Я хотел бы дать более точную характеристику этому гуманизму. Но не могу, потому что в те давние времена еще не было мелкой буржуазии. Иначе я бы, конечно, назвал этот гуманизм мелкобуржуазным. Итак, Ашока поддался неправильному гуманизму, не сумел отличить прогрессивных войн от реакционных. Едва завоевав одно царство, он вложил меч в ножны, отказался от всякой войны и, вместо того чтобы посылать за границы свои армии, стал рассылать буддийских монахов, которые несли трудящимся соседних стран реакционный дурман: «не отымай чужой жизни, не бери того, что тебе не принадлежит, не лги» и т.д.
Зато Цинь Ши Хуан (ди – титул вроде августа) был правильный гуманист. Если враг не сдавался, он его уничтожал; если сдавался — тоже уничтожал. Правда, слова «гуманизм» (по-китайски это звучит «жень») Цинь Ши Хуан не любил, и книги, в которых толковалось про «жень», велел сжечь, а заодно и все другие книги, кроме трудов по сельскому хозяйству, военному делу и гадательных книг. И книгочеев-интеллигентов, толковавших насчет «жень», собрали и перетопили в нужниках или подвергли другим позорным казням. Всех таких интеллигентов оказалось 400 человек. Прослойка еще не успела разрастись, и задача Цинь Ши Хуана оказалась сравнительно простой.
Очистив страну от неправильного гуманизма, Цинь Ши Хуан объединил Китай и основал единое китайское государство на твердых принципах: за недоносительство – казнь, за донос — повышение по службе или другое поощрение. Были построены великие стройки древнего Китая, в том числе Великая китайская стена, которая стоит и поныне (ее достраивали и перестраивали, но основа заложена Цинь Ши Хуаном).
Это великолепное государство обладало только одним недостатком: жить в нем было нельзя. Даже Цинь Ши Хуан, создатель системы, не выдержал ее – заболел профессиональной болезнью прогрессивных деятелей такого типа – манией преследования. Народ тоже не выдержал. Едва Цинь Ши Хуанди (сын Цинь Ши Хуана) был свергнут с престола, как после короткого периода смуты воцарилась династия Хань, реабилитировавшую интеллигенцию и интеллигентность. С тех пор китайцы называют себя ханьцами, а китайские императоры стеснялись в течение 2100 лет надевать военный мундир. Только недавно снова вернулась мода на полувоенные куртки. Цинь Ши Хуан вовсе не был безграмотным самодуром. Он действовал на основе строго разработанной научной теории. Истоки этой теории восходят, по-видимому, к Мо Ди, выдвинувшему принцип «все для народа» (на этом основании модисты отвергали искусство и науку как непонятные народу). Шан Ян придал теории более строгий характер, заменив расплывчатый термин «народ» более точным — государство. Во имя государства предполагалось разрушить все другие архаические институты, например, семью, чтобы семейные связи не препятствовали верности государю. Хань Фэй написал блестящий трактат, в котором человек в руках правительства приравнивался к куску дерева в руках ремесленника. Этот трактат сохранился, переведен на английский и французский языки в серии «Классики Востока» ЮНЕСКО, отрывки можно прочесть в любой хрестоматии. Хань Фэй не сравнивал человека с машиной только потому, что тогда еще не было машин. По существу, его можно считать предшественником кибернетики.
Итак, оба императора были утопистами. Ашока — потому, что видел в человеке только духовное существо, а Цишь Ши Хуан потому, что видел в человеке машину, которую можно программировать с помощью наград и казней. Первую утопию в рамках предложенной схемы надо, по-видимому, назвать реакционной, а вторую — прогрессивной, потому что Ашока опирался на религию (как известно, всегда и везде реакционную силу), а Цинь Ши Хуан — на передовую научную теорию.
Но вот оба они умерли, истлели, и осталось от Цинь Ши Хуана Великая китайская стена, а от Ашоки — надписи, выбитые на скалах: «Я, царь Ашока, завоевал царство Калингу, и убедился, что для этого надо было убить 100000 человек, и сердце мое содрогнулось».
Я не утверждаю, что не надо строить стен. Но я утверждаю, и совершенно серьезно, что память о сокрушенном сердце Ашоки — такая вещь, без которой ни один народ не может прожить».
P.S. Вобще рекомендую ознакомиться целиком
с данной работой http://antology.igrunov.ru/authors/pomerants/moral_image.html
Ну так что, господа Лев Самуилович и Олег Губарев, нет желания сравнить Крым с Косово?
Олегу
Стив Возняк, Сергей Брин и многие другие вам ничего не говорят? А на каких двигателям американцы в космос летают? Да у нас всё весьма печально. Подавляющая часть «американских специалистов» — это выходцы из России, Восточной и Западной Европы, Индии, Китая, заслуга «тупых америкашек» только в том, что они создают условия для работы этих специалистов, а у нас нет.
Есть желание. Вы хотите сказать, Денис, что территория Косово оккупирована и присоединена к какой-то другой стране? Или что в Крыму до его оккупации шла партизанская война и проводились этнические чистки? И намечалась гуманитарная катастрофа?
Олег батькович, если Вы про американцев ко мне, потрудитесь напомнить в каком месте они всюе были мною упомянуты….Лично не помню….За политинформацию спасибо…Ну и что Вы хотели этим сказать. Что ПРИНЦИПЫ хороши лишь ТАМ ГДЕ ОНИ РАБОТАЮТ? Применимо к Украине принцип «гуманности к мирному населению» не работает. Принцмп «ценности каждой жизни» не работает…Принцип «лучше договориться, чем убивать» — не работает….Кстати — санкции , как его там Вениге…в отношении СССР за «препятствия выезду евреев из СССР » благополучно работали столько,, сколько было угодно госдепу….Одни санкции заменили другими….А так как Вы пока ещё в России — то эти сапнкции преследовали Вас всю вашу сознательную жизнь. Отравили сознание….Вы верите, что Власть виновата, что «евреев не выпускали», это влияло на Вашу карьеру. Ваши заграничные друзья смотрели на Вас через призму этих санкций…Мало ли что ВЫ ПРОТИВ!!!! Но ВЫ ТУТ, а значит замаскированный друг Кремля….Ну как украинский парень в вышиванке..То он про день победы поёт, то за галстуки таскает, то журналиста пинком из Рады гонит. ИСПОРТИЛИ ЕГО САНКЦИИ….Правильно Вы решили….Если Вы наконец поняли, что ни один ополченец не соображает как «Буком» стрелять, не пора ли Сергея в «антиамериканизме» упрекнуть…на всякий случай и щегольнуть сравнением двух забытых народом правителей. Тут забыли дети кто такой Ленин, а Вы -Ашока….Так что ВЫ правы….Принцип врачей не ВСЕХ ВЫЛИЧИМ,, а НЕ НАВРЕДИ ….Так всё же какая тема дискурсии…7
У меня есть пример одного российского специалиста-программиста, который уехал забугор, потому что в России жить нельзя, а там рай на земле. Вот он рассказывает в блоге, делится жизнью: тут чиновьё, тут то, тут сё, проблем полно везде и всюду. Его спрашивают, а чего тогда уехал, какая же разница? Он отвечает: «Ну просто тут не Россия». Вот и вся суть.
Вообще-то уезжают не жить а работать.
Кстати, остаются многие побухтеть… некогда им работать.
Жизнь везде разная. Это не новость.
Сергей, Вы и с бандитами договариваться будете? И с агрессором который топчет вашу страну?
«Соблазнительно для нации, скорой на руку формации,
Прийти с мечом к соседу и сказать:
«Вы уже окружены! Вложим мы мечи в ножны,
Если вы согласны откуп дать».
И это зовется «Дань Дании»:
Захватчик дает вам понять,
Что если получит «Дань Дании»,
То армия двинется вспять.
Соблазнительно для нации обленившейся формации
Мошну свою похлопать и сказать:
«Мы могли бы и сразиться — только некогда возиться!
Мы предпочитаем откуп дать».
И это зовется «Дань Дании»:
Но, право, пора и понять,
Что стоит хоть раз дать «Дань Дании» —
Захватчик ворвется опять.
Отвратительна для нации перспектива оккупации,
Но ежели придется выбирать —
Откупиться ли деньгами или в бой вступить с врагами, —
Будет лучше прямо им сказать:
«Отродясь не платили «Дань Дании»!
Да и дело совсем не в деньгах!
Ведь такой договор — это стыд и позор
И для нации гибель и крах!» Р.Киплинг
А какие проблемы? Иль мы не знаем примеров? И с Арафатом договаривались, и с Каддафи. И с хамасом все пытаются договориться. И в Ираке договариваются с США — агрессором, оккупировавшем их страну. Фокус в том, что нужные принципы достаются из кармана в подходящий момент.