О некоторых исходных понятиях

12В истекшем году я занимался составлением теоретического словаря археологии и ныне отдаю его в печать. Поневоле пришлось включить в него и ряд общеисторических понятий: они всё время сказываются на теоретическом формировании чисто археологических понятий. Мне кажется полезным вынести те формулировки, к которым я пришел по этим понятиям, на обсуждение моих коллег по ТрВ-Наука. Здесь я отобрал шесть из этих понятий (помещаю по алфавиту).

Историческая родина. Так в современных политических дискуссиях обозначают ту страну, в которой родился не сам человек, а его далекие предки. Скажем, для российских немцев, предки которых прибыли в Россию два века тому назад из Германии, исторической родиной называют Германию, несмотря на то что большинство российских немцев ассимилировались в русском народе. Для российских евреев, большинство которых не говорит ни на идише, ни на иврите и не придерживается иудейской религии, а предки их покинули Палестину две тысячи лет назад, исторической родиной называют Израиль — государство, созданное на земле Палестины во второй половине ХХ века.

Иными словами, исторической родиной для человека называют то, что для народа называется прародиной. Из понятия прародины никакие особые права (историческое право), никакие юридические последствия не вытекают. Из понятия исторической родины вроде бы вытекают (права на «репатриацию», претензии коренного населения на дискриминацию и депортацию).

Стоит, однако, внимательнее изучить обстоятельства конфликтов — и выяснится, что на деле все они вытекают вовсе не из наличия исторической родины у части населения, а из социальных неурядиц внутри данной страны с вовлечением этнических, религиозных и культурных различий. Корни этих неурядиц кроются в неравномерном и несправедливом распределении благ, в неэффективном управлении, в провокациях властей, в попытках проводить политику «разделяй и властвуй» и натравливать массы на козла отпущения («внутреннего врага», идентичного внешнему, но внутри страны).

Всякий человек, как бы он ни был увлечен историей своего этноса и как бы ни был втянут в глобализацию, привязан и адаптирован прежде всего к своей родине — стране, в которой он сам родился не в качестве гостя. Даже скорее к «малой родине» (если страна велика и разнообразна). Некоторые переселенцы могут быстро и глубоко адаптироваться к своей новой родине.

Так известный археолог Генрих Шлиман, немец, проведший юность в Германии, прожил купцом 20 лет в России, имел там русскую семью, считал себя русским и любил Россию и свой «волшебный Петербург» как родину; затем учился в Париже, вел раскопки в Турции, а поселился и женился вторично в Греции, назвал своих детей греческими именами, даже своих слуг переименовал на древнегреческий лад. Раскопанные сокровища предлагал Эрмитажу, а когда царь отказался принимать, подарил их Берлину.

Историческое право — представление о том, что право народа на землю, занимаемую им ныне или занимавшуюся в прошлом, прямо зависит от древности его проживания на этой земле и тот народ, который раньше жил на этой земле (автохтон), имеет на нее больше прав. Представление это ложное. Его обычно выдвигают агрессоры для обоснования своих территориальных притязаний, а также националисты для обоснования притеснений и изгнания национальных меньшинств.

Право такое никем на деле не соблюдается и не может соблюдаться. Ведь все народы не раз меняли территорию своего проживания, а происходят все люди в конечном счете из небольшого участка Африки. Европа же не раз оказывалась на многие тысячелетия под ледником, так что люди заселяли ее снова и снова, причем сдвигались климатические зоны, а с ними передвигались и населявшие их и адаптированные к ним народы. Если выяснять всякий раз первенство проживания, то придем к совершенно неожиданным и наверняка нежеланным результатам. Венграм придется вернуться в северо-западную Сибирь, Германией владели славяне, а центром Украины — германцы (готы и др.), всей лесной полосой европейской России — финно-угры, и т. д.

Россия владеет бывшей Восточной Пруссией не потому, что славяне (кстати, не восточные, а западные) некогда владели этой землей, а потому, что Германия напала на СССР и была наказана за агрессию. Евреи не потому получили государство Израиль в Палестине, что заселяли эту страну до арабов, покинув ее почти две тысячи лет назад, а потому, что международное сообщество признало справедливым и целесообразным учредить их государство там после массового уничтожения их в Европе, учитывая их традиционное стремление к этой земле (ежедневные молитвы, сионистское движение) и то, что там уже имелись их поселения ко времени решения этого вопроса.

На деле право каждого народа на определенную территорию в современном мире обусловлено живой традицией (не намного превышающей по длительности жизнь одного поколения) и системой международных договоров.

Однако, не имея юридической силы, древность проживания усиливает чувство привязанности к своей стране, хотя, как это ни парадоксально, если древности нет, это не ослабляет чувство любви к родине. Ведь родина — это страна, в которой сам человек родился и живет не в качестве гостя, где бы и кем бы ни были его предки.

Национализм в археологии. Национализм — чрезвычайно спорное понятие. Для одних — лозунг прогресса и справедливости, для других — опаснейшая тяга к национальным оскорблениям, унижениям, раздорам и конфликтам. По прямому смыслу слова, это программа обеспечения национальной самостоятельности, развития национального государства и культуры. В случае национального угнетения — программа национально-освободительной борьбы. Учитывая, что человечество всё еще состоит из этносов (национальностей), связанных по идее (хотя не обязательно в реальности) общим происхождением, то есть в каком-то смысле подобных очень большим семьям, а этносы стремятся к государственному оформлению, национализм представляется естественным и неизбежным.

Но дьявол таится в деталях. За нынешними народами тысячелетия истории, перипетии взаимоотношений, миграции и чересполосица в расселении, груз недоверия. Это усиливается нынешней глобализацией экономики, перемешивающей народы. Национализм бывает разной интенсивности. Каждая нация, имеющая свой национализм, сталкивается с проблемами национальных и религиозных меньшинств, застарелых конфликтов с соседями, некоторые еще и с имперскими амбициями.

Нередко сталкиваются два национализма, — скажем, один как колониализм, другой как сепаратизм. Мудрости в налаживании мирных связей внутри страны и на ее границах часто не хватает. Поэтому национализм то и дело перерастает в шовинизм, иногда в нацизм и расизм, все три с сугубо негативными последствиями (шовинизм — ненависть к другим народам; нацизм — тоталитарный и агрессивный режим, основанный на шовинистической и расистской идеологии, возведенной в политическую программу). Забота о своем народе выливается в подозрительность к другим народам, в унижение и подавление других народов.

Поэтому разумным правителям приходится быть очень осторожными в национальной политике — чтобы не уязвить национальные чувства того или иного народа, но и не потакать чрезмерным национальным амбициям, а кое-где и дурным национальным традициям.

В археологии всё это сказывается очень заметно. С одной стороны, чувствуется забота разных сил о сбережении и преимущественном изучении именно национальных древностей, культурного наследия народа. С другой — то и дело вспыхивает война на археологических картах за территории, когда-то принадлежавшие не тому народу, который ныне на ней живет, за знаменитых предков, за памятники высокой культуры — чьим предкам они принадлежали. В начале ХХ века Густав Косинна в Германии описывал археологию как «чрезвычайно национальную науку» (название его книги) и отстаивал особенно высокую древнюю культуру германцев как обоснование их права господствовать над другими народами.

Между тем это пережиток сословного общества, в котором статус определялся знатностью предков, а фиксация успехов — прецедентами в прошлом. Нередко приходится сталкиваться с отвержением любых «неприглядных» мест в археологическом прошлом своего народа только потому, что это не зафиксированная письменно история.

Скажем, нашествия готов или прихода варягов, в отличие от татаро-монгольского нашествия. Любое беспристрастное изучение подобных эпизодов или проявлений в истории русского народа трактуется как русофобия, хотя аналогичные вещи в истории Франции не подаются как франкофобия. Это показывает, что порою, в периоды национальных кризисов и после них, национализм воспаляется и какая-то часть народа становится болезненно подозрительной и неуживчивой. На археологах в таких случаях лежит задача способствовать просвещению народа и показывать истинное взаимоотношение культур, состояние и взаимодействие народов в далеком прошлом.

Более подробно эти проблемы описаны в моих работах «Феномен советской археологии», «Археология в седле», «История археологической мысли» (Клейн 1993б: 64-69; 2000б; 2011), а также в книгах Шнирельмана (2001; 2003; 2005; 2006). 

445 комментариев

  1. Поскольку Васькины заблуждения разделяет какое-то количество столь же темных сограждан, наверное, и есть смысл разбирать их.
    Дорогой наш подопытный! С чего Вы взяли, что правитель мудр и сдержан? С чего Вы вообразили, что каждый (и я в том числе) должен что-то для него делать, что он это заслужил? По идее он должен НАМ служить и никак иначе!
    Курс, намечаемый им, может кому-то нравиться, кому-то нет. На то и оппозиция (настоящая)- чтобы всегда можно было сменить курс, а если это не получается, то и сменить правителя. Это есть нормальная жизнь нормального государства. Вы имеете об этом какое-то представление? Или Вы рождены холопом и помрете холопом, а на каждый тычок восклицаете «Как милостив господин!»

    1. Видно невооруженным взглядом, что человек прикалывается, так что ценности в этом представителе нет.

  2. Протестую, это вопреки либеральной идеи свободы слова.
    Ну не противоречьте себе господа .

  3. Милостивый государь Лев Самуилович, своими «холопами»оскорбить Вам меня не под силу.Слишком долго Ваши предки (несмотря на свечной заводик) гнули спинку перед моими. Поэтому Вы и не понимаете что такое быть преданным государству и его правителю. В вашей милостивом дозволение остаться я не нуждаюсь, напротив сделаю Вам любезность и покину форум… пока.

  4. Милостивый государь «Васька».
    «Холопом» Вас оскорбить невозможно, это я понимаю. Так что это не оскорбление, это просто констатация статуса, который Вы приемлете.
    Что касается предков, то сомневаюсь, что перед Вашими (именно Вашими) предками кто-нибудь гнул спину.
    Мой отец в Гражданскую был деникинским офицером (в Отечественную тоже офицером). Дед мой владел не свечным заводиком, а металлообрабатываюшим заводом, который после революции подарил государству (и был назначен первым директором). В моей семье вот уже три поколения оканчивает университеты, а сам я преподавал в лучших российских университетах и в очень известных иностранных. Так что не будем считаться предками. Тем, кто нас будет считать предками (а это тоже важно), есть материал для сравнения.

  5. Если Ваш папа был деникинским офицером, то с чьей стороны он был офицером в ВОВ?
    Впрочем это во многом все объясняет, Деникин, Колчак и тд как раз и составляли хунту, свергнувшего государя. Этим путем и Вы идете, талерантность без верности Отечеству. А заводами после отмены крепостного права владели не только евреи но и бывшие крепостные. Увы деньги еще не давали им чувства долга и гражданственности, ровно как чести и достоинства не прибавляли.

  6. Говорить о свободе и быть свободным вещи разные. Вот Вы ЛСКуже неоднократно позиционировали себя как некую оппозицию, оно понятно уже нестрашно…
    Вот только что вы предлагаете, ведь беда всех «революционеров» это то что расшатывая ножки трона, они не знают что потом делать. Возьмите ту же Украину.

  7. фу какой неприятный разговор…папами меряться и родами — дело последнее. Все приплели, и евреев и крепостных…Только вот по делу ни слова.
    А ведь исходная статья была совсем о другом, о том, как трудно заниматься наукой, когда туда вмешивается политика. Ведь так?

  8. Васька:
    «Если Ваш папа был деникинским офицером, то с чьей стороны он был офицером в ВОВ?» С первого и до последнего дня войны он был на фронте в составе Красной армии, а затем Советской армии. И что это Вам «объясняет»?
    Та чушь, которую Вы пишете (что Деникин и Колчак свергли государя — «хунту свергнувшего государя»), показывает лишь Вашу полную неграмотность — как в русском языке, так и в истории.
    Беседовать с Вами становится неинтересно.

  9. Теперь отвечу Петрову.
    С какой стати Вы меня зачислили в революционеры? Разве что в науке. Что касается революций в политике, то беда всех революций не в том, что революционеры не знают, что нужно делать после свержения старой власти, — всё-то они знают, а в том, что к любой революции обычно примазывается огромное количество всякой швали, люмпенов и криминала, местного и международного. Эти также знают, чего они хотят, но цели их совершенно не укладываются в программу революции. Часто именно они оказываются в большинстве.
    «Возьмите ту же Украину». «Ту же» не сможем. Мы по разному на нее смотрим. Мне видится, что Украина в целом сумела преодолеть примазавшихся маргиналов (это говорят результаты выборов). А вот Лугандон — не сумел преодолеть. Кого там только нет в руководстве. Нет только донецких.

    1. Кого там Украина «в целом сумела преодолеть» — это покажет только будущеею
      См. Ливию, Ирак, Сирию сегодня — это американское будущее Украины.

      «Лугандон» — тоже Украина между прочим.

  10. Петрову.
    «расшатывая ножки трона, они не знают что потом делать. Возьмите ту же Украину»

    Я вижу, что от вопроса об Украине нам никак не уйти.
    В том-то и дело что и Украина и наша власть в лице Путина прекрасно знают, что Украина собирается делать. Именно поэтому РФ и старается всеми силами не дать Украине провести реформы и начать нормальную жизнь в рамках современной Европы. Именно поэтому (это чисто мое личное мнение, которое я уже высказал здесь в заметке «Ленин и Белый Крым» в 157 номере ТрВ) Ленин любой ценой стремился уничтожить Крым Врангеля. Поскольку Врангель начал проводить реформы, сулившие успех и позволяющие проводить сравнение. Именно поэтому РФ напала на Грузию в 2008 г., чтобы не дать довести до успешного завершения реформы Саакашвили (что ей вполне удалось). Именно поэтому сейчас Россия ведет необъявленную войну против Украины, всеми силами пытаясь, если не сорвать, то хотя бы нанести максимальный ущерб и затруднить, проведение реформ.

    Потому что в случае успешности реформ осуществленных в течение 5-6 лет в Грузии и успеха реформ в Украине, пусть даже за более продолжительный срок, встает вопрос — «почему они смогли, а мы, за двадцать с лишком лет, не только ничего не сделали и не достигли, но и катимся назад со все возрастающей скоростью?».

    1. Вы серьёзно считаете что Украина могла бы проводить реформы более успешно чем Болгария?

      Болгария уже является членом ЕЭС, но при этом растёт медленнее чем Россия.
      http://www.politonline.ru/ventilyator/13241.html

      Хотелось бы услышать пояснений, чем это украинцы лучше или умнее болгаров или венгров.

      Сравнение с Польшей будет не корректно, так как поляки считали, что они делают большую честь Европе вступая в ЕЭС и выговорили себе большую помощь, теоретически её мог выторговать Янукович, грозя дружбой с ЕЭС, но никак не Турчинов или Порошенко.

      1. На самом деле, куда там кто растёт — дело статистики, а она как известно дама не самая честная.

        интереснее положение на бирже.

        в Болгарии SOFIX,среднее соотношение цена/прибыль 6.5
        в Иране (под санкциями)среднее соотношение цена/прибыль 5.6
        в России (пока ещё без серьёзных санкций) среднее соотношение цена/прибыль 5.2

        среднее соотношение цена/прибыль для развивающихся стран составляет 12.5

        в абсолютных цифрах России не достаёт 1 триллион долларов биржевых инвестиций.

        такова цена Пу.

        1. Не путайте биржевые и прямые инвестиции. Низкое P/E в России объясняется тем, что компании декларируют высокую прибыль, но почти не платят дивидендов, в Азии дивиденды почти 1/3 прибыли, в России меньше 1/4. Так газпром в 2013 заплатил дивиденды 7 рублей 20 копеек, при том что их цена колеблется в районе 140 рублей 5% прибыли проще купить облигации того же Газпрома доходность от 7 до 10% или в Банк положить например в Газпромбанк от 6 до 10%.

Comments are closed.

Оценить: