Алёна Владимирская,
создатель агентства Pruff
Вчера за винопитием с умнейшим Александром Эткиндом (да, завидуйте мне — не каждый день удается долго и лично общаться с крупнейшим историком и профессором Кембриджа) говорили о том, почему российские гуманитарии так сложно делают карьеру вне России.
Казалось бы, очевидный ответ: язык. Но проблема в том, что эти российские интеллектуалы знают английский порой лучше, чем немецкие, азиатские или чилийские профессора. Но те вполне спокойно делают в Америке и Европе академическую карьеру, а мы нет.
У меня возникла версия, пока мало чем подкрепленная, как это можно объяснить. Собственно, мой тезис таков: любой западный ученый с юных лет знает, что карьера — это постоянная конкуренция. Причем в 40 лет она еще жестче, чем в 20. Конкуренция за кафедры и лаборатории в университете, за миллионные гранты на исследования. Отсюда у него принцип формирования карьеры: ежедневное структурное строительство доказательной базы, что я — лучший эксперт в этой области.
Это выражается в нескольких принципах, которые я называю дисциплиной карьеры (ну или мозга). Во-первых, ежедневный, экспертный, неотменяемый труд по четкому плану: ежегодно определенное количество книг и статей, ежегодные исследования, ежегодное определенное количество выступлений, четкое отслеживание лучших для него университетов и желание туда попасть — постоянное представление себя в конкурсы на места в них. Не в сослагательном наклонении «хорошо бы написать книгу и статью», а именно в режиме «подумал — сделал». Это такая научная гигиена.
Во-вторых, умение качественно (в хорошем смысле) продавать себя: искусство презентации (мы все говоруны, но очень мало кто готов письменно себя качественно представлять).
В-третьих, научная открытость: желание и возможности постоянно взаимодействовать с коллегами по всему миру. Открытость диалогу и как следствие — генерирование для себя новых возможностей. Не надо иллюзий: там тоже масса взаимной ненависти (особенно при «разделке» миллионных грантов), но при этом диалог и открытость исследований — непреложный факт, потому что каждый понимает — это полезно ему.
В-четвертых (это добавлено по подсказке умнейшего оппонента), очень многие вещи, которые там базово закладываются еще в бакалавриате и магистратуре (постраничное штудирование фундаментальных исследований и концепций с проговариванием и осмыслением, умение регулярно писать свои собственные мысли и идеи, умение самостоятельной критики чужих идей и т.д.) у нас не входят в методический пакет.
У нас по-прежнему «лекции-семинары», и тут как повезет с преподавателями. То есть даже очень талантливый наш гуманитарий на выходе с кандидатской и с перспективами на Западе изначально имеет дырку в бэкграунде, которую он либо самостоятельно, сцепя зубы, наверстывает путем адского саомообразования (но не всё можно наверстать), либо выезжает на raw talent, но при этом всё равно методически не дотягивает до своих тамошних коллег. Поэтому всё и трудно. Изначальная, системой образования заложенная низкая конкурентоспособность.
В российской действительности студенты и аспиранты еще привыкли конкурировать. Люди в гуманитарной науке и при науке от 35 твердо уверены, что их должны ценить уже без их дальнейших усилий. Просто «за имя». Поскольку качественных имен у нас в любой экспертно-научной области — единицы.
И попадая в новую агрессивную экспертную среду, когда твое имя значимо, но не уникально (еще сотни с именами такого же уровня), «наш человек» чаще всего теряется и уходит из больших научных историй, становясь в лучшем случае «экспертом» по России, а в худшем случае истериком в «Фейсбуке».
То есть (краткий предварительный вывод) проблема не в языке (он нормально выучивается за год) и не в отношении к стране.
Основные проблемы:
1) обломовщина — не жить в сослагательном наклонении («когда я напишу книгу»), а ежедневно писать, даже «через не хочу»; фактически это возрастная умственная лень;
2) неумение подавать себя как научный товар.
Уважаемые читатели, а что думаете вы? Приглашаем поделиться вашими соображениями по этому поводу. Пишите на адрес редакции.
Отредактированная версия. Оригинал по ссылке: www.facebook.com/alena.vladimirskaya/posts/10203206338252204
Начали за здравие, а кончили — за упокой)
Ещё раз, оттенить акценты.
По Вашей же, Автор, логике топика — там нет агрессивной экспертной среды. Там есть строгость профессионального сообщества, где слух режет фальшь и пустозвонство.
Трудно быть музыкантом без слуха и музобразования в среде профессиональных исполнителей. Не прокатит ни разу. И даже самый рафинированный музработник при первых же тактах, фальшивого исполнения, без запинки отчеканит: «Вон из профессии!!!» Не будете же Вы, на основании этого, объявлять это повышенной агрессивностью экспертной среды) А тут не только слух, но и глаза режет)))
А профессиональная гордость — это чего-то да значит:
надысь, покончил жизнь самоубийством японский профессор. Подставой аспирантка оказалась. Не довел до конца проверку, а там фейк. Не доглядел.
Да и откуда у местных, да ещё гуманитариев — собственная гордость? Этож испокон веков — идеологический отдел обслуживания планов партии и правительства. Этож исконное враньё. И чем слаще соврешь, тем больше карьеры сделаешь — тут просто нет места методологическому абсолюту, самодисциплине, интеллектуальной лабильности. Не говоря уже о гордости за профессию.
Абсолютно согласен. И такое не только в гуманитарной сфере, ест-науч (меньше страдает) суть та же.
а вот я сижу в лаборатории, измерениями занимаюсь, статьи пишу, аспирантов воспитываю..ну так, так..Денег нет, зарплата маленькая, гранты копеечные.
Что же в этой статье предлагается?
Вот так вдохнуть воздуха, резко встать из-за стола и…
и вот дальше непонятно, что «и»…
Все это болтовня просто. Глупо думать, что у нас мало общения с коллегами по всему миру и мало результатов, которые мы «продаем».
А сейчас придет тетя с менеджерской хваткой, откусит у меня еще ползарплаты, и вот она -то и начнет продавать, как надо…да? Или заставит меня на корпоративные тренинги ходить вместо измерений? А халат сменить на рубашечку с галстуком. И результаты попрут!!!
А вы гуманитарий?
ага…гуманитарий, измеряю толщину книжек у себя на столе))
Вишь минусы уже начали колотить, а ответить то нечего…
Тетька напористая на фотке…сейчас придет учить докторов-кандидатов.
Будет нам и политинформацию проводить, и бизнес-тренинги.
Блин, какой же все-таки развал сознания, морали, интеллекта наблюдается…просто за голову хватаешься.
Ведь вот эта статья, опубликованная здесь — это же мрак, шариковщина настоящая.
Неужели не стыдно вот это здесь подвешивать?
Именно шариковщина — Вы лучше меня нашли слово (мне приходило в голову «позиция мажора, смотрящего свысока на лохов»).
Во-первых, среди российских гуманитариев далеко не только халтурщики. А уж пугать нас строгой отчётностью и вовсе — не смешите мои тапочки, господа Эткинд и Владимирская. На фоне того количества отчётности, которое от нас требует родное министерство. Например, о публикациях раньше требовали отчёта раз в год, теперь — в полгода.
Во-вторых, господа замалчивают объективные факторы. В первую очередь недоступность актуальной литературы: в библиотеках её нет, родной университет подписан разве что на JSTOR, причём на всю кафедру один компьютер, где добывать монографии, вообще непонятно, ибо одна монография стоит баксов 200 — ползарплаты.
Ну и потом, далеко не всех ждут на Западе с распростёртыми объятиями. Из гуманитариев хотят в основном славистов и в основном по Пастернаку и Бродскому. А если кто, например, изучает западное средневековье, то это как в Тулу со своим самоваром. Да к тому же и плохим самоваром. Во многих областях наши гуманитарные науки просто отстали от мирового уровня лет на 50, и ликвидировать этот пробел силами индивидуальных учёных невозможно. А на стороне западных конкурентов — тупо доступ к архивам.
Вы Западу не конкуренты. Потому что у вас, тупо, нет инструмента для исследования — архива. Вы, тупо, компиляторы, графоманы. Всё — точка. В вас ни грана исследований.
Вал шариковщины, как раз из, так называемой, научной среды, научных институтов. И Диссернет это доказал.
Вы, гуманитарии — не могли отстать — ни на 50, ни на 100 лет, потому что у вас нет того, чему отставать. У вас нет ни истории, ни юриспруденции — ничего. Имитация есть, а вот науки нет.
А вот предметов исследований в медиевистики, там, на Западе — тонны. И доступны они — отсюда. И не только они, но самое главное — инструменты — архивы. З А П Р О С Т О!
Но самое главное, там доступны не только архивы, но и специалисты, которые способны работать в заявленных темах. Хоть в России, хоть в Китае, но нет спроса. Х.з. про Китай, в России — однозначно.
Дражайший Иван Иванов,
прежде чем высказывать свои лихие суждения о гуманитариях, научитесь грамотно расставлять знаки препинания по-русски.
Кланяюсь.
слив засчитан.
жжоте непадецки
чет господа не о том…при чем тут гуманитарии, диссернеты?
Тут новая беда — шустрые и скорые на руку неграмотные недоучки начинают поднимать голову и вякать свои суждения о том, как правильно нам наукой заниматься…
Она вот сама, к примеру, диф.ур решить не может, но она вам весь мозг вынесет «методикой воспитания решателей диф.уров».
Напишет 100 методичек и заставит вас сдавать экзамены по методике. А в конце вы тоже разучитесь решать диф.уры, потому что командовать вами будет вот такая баба, как на фото, а времени на вашу профессию у вас не останется.
Я об этом пишу. А вы гуманирариев каких-то перетираете…не в тему.
Российская наука… гуманитарии действительно сдали и как говорят в аутсайдерах, основная причина это язык англ, а так же не умение подать себя, это и отсутствие переводов хороших статей на англ язык, если статья не вышла на анг языке то она в принципе написана впустую, для мира её не существует, а так же нет маркетинга это должен делать институт, например перевод хороших монографий, потому что сам иногда читаю те отросли которые историчес в нашей стране были хорошо развиты этнологи, некоторые востоковеды, даже есгодня работы некоторых исследователей не сильно уступают западным коллегам, есть прримеры когда на какую то работу более чем слабую не особо разdитую на Pападе тему десятки ссылок, в то же время есть уникальные работы наших ученных на русском языке где ссылки единицы.