Индоевропейская прародина

Лев Клейн
Лев Клейн

В течение многих лет меня занимал вопрос о происхождении индоевропейцев: где находилась их прародина? У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а с какой стати этот еврей интересуется происхождением индоевропейцев, а не, скажем, семитов? Но, во-первых, не обязательно болеть диабетом, чтобы изучать диабет, а во-вторых, я еврей по происхождению, а по языку и культуре я русский. Более того, мои предки за несколько поколений до меня говорили на идише, а это — индоевропейский язык, диалект немецкого. Некоторые из них знали древнееврейский, но лишь как язык духовных книг — подобно церковно-славянскому для русских.

Скажу более того, индоевропейцы — это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего. Предполагается, что в глубокой древности это был один народ, позже разделившийся и расселившийся широко. Но при этом язык распространялся и с небольшими группами людей, охватывая народы, говорившие ранее на других языках. Поэтому ныне у индоевропейцев разный антропологический (расовый) состав, разные культуры. Сравните итальянцев с норвежцами, испанцев с таджиками или с говорящими на хинди. Если же говорить о европейских ценностях, то их разделяют и финны, и венгры, принадлежащие к другой языковой семье — финно-угорской, и японцы, находящиеся вообще далеко в Азии.

 Голова статуи (чемурчекская культура)
Голова статуи (чемурчекская культура)

Полтораста лет прошло со времени открытия родства индоевропейцев. Изначально в связи с этим открытием националистически настроенные немецкие ученые возлагали надежды на то, что это выявит особое положение германской ветви языков и народов, что прародина разместится в Германии и что это прародина всех индоевропейских языков (поэтому их первоначально называли «индогерманскими»). А это докажет особую древность германцев или их особую инновационность, связь с некой высшей расой. Ничего этого в самом открытии не содержится и, стало быть, не должно влиять на исследование вопроса. С тем же основанием ханты и манси могли бы претендовать на старшинство по отношению к венграм, а тувинцы — по отношению к туркам. Выяснение же вопроса о прародине важно для решения ряда чисто научных задач — выяснения закономерностей и общего хода развития языков, его связи с историей, расселением и экологией, образования конкретной картины размещения языков и народов и т.д. Ну, и как-то любопытно знать, мы по языку издревле европейцы или нет. Языковеды обводят на карте одинаковые языковые явления границами — изоглоссами. Где одинаковых много, получаются пучки изоглосс. Если считать, что более объемистые древнéе и обрисовывают ствол, а более мелкие указуют детализацию, развившуюся позже, то вот и модель родословного древа языков. Есть изоглоссы, объединяющие всю группу индоевропейских языков, а есть более ограниченные, объединяющие только ту или иную часть из них — западную, восточную — и еще более узкие внутри каждой из них. А реконструированный словарь каждого языка позволяет представить экологию прародины и хозяйство каждого из реконструированных пранародов и положить их на карту археологических культур. Глоттохронология (расчеты, исходящие из регулярности обновления языка) позволяет с удовлетворительным приближением определить и эпоху, в которую нужно поместить пранарод, и этапы его распада.

Но среди лингвистов и среди археологов мало согласия в конкретном размещении всех этих реконструированных пранародов на археологической карте. Давно отброшено размещение индоевропейской прародины в Индии — изучение Ригведы показало, что индоарии вторглись в Индию с севера на заре письменной истории. Отброшены и сказочные размещения «нордической» арийской прародины в Арктике. Однако всерьез обсуждаются минимум пять локализаций прародины на карте, и на обсуждении сказывалось длительное недоверие археологов к миграциям.

  1. Север Центральной Европы. За этой гипотезой то преимущество, что прародина расположена в исходном очаге исторических миграций (германцы, славяне), но исторический очаг не обязательно действовал и в доистории, а географически это край индоевропейского ареала.
  2. Юг Центральной Европы — Среднее Подунавье, Балкано-Карпатский регион. За этой гипотезой то преимущество, что эта территория считалась древнейшим центром земледелия, расположена в центральном очаге миграций кельтов и требует минимума миграций для конечного размещения большинства индоевропейских народов на местах их исторического проживания; однако языки культур, расположенных в этом очаге, очень отличаются от реконструированного языка индоевропейцев.
  3. Степи Восточной Европы. Облик номадов этого региона вроде бы отвечает языковой реконструкции, и Великое переселение народов шло именно по степям из Азии в Европу. Но то было в конце античности, а до этого времени миграций населения степей ни в остальную Европу, ни в Малую Азию не прослеживается. Те миграции, которые можно уловить, шли в противоположном направлении.
  4. Малая Азия и Закавказье. Эта гипотеза позволяет увязать индоевропеизацию Европы с ее неолитизацией и отодвинуть весь процесс на несколько тысяч лет вглубь прошлого. Но, опять же, пришлось бы признать индоевропейским то догреческое население Южной и Центральной Европы, которое никак не походило на реконструированных праиндоевропейцев — с совершенно другими языками.
  5. Широкая прародина, включающая всю Европу или ее значительную часть. Эта гипотеза удобна тем, что почти исключает необходимость миграций вообще: все сидят испокон веку на своих местах. Но с ней очень трудно объяснить происхождение близких сходств.

Почему же до сих пор нет единого рисунка родословного древа, удовлетворяющего всех, и нет одного убедительного размещения индоевропейской прародины на карте?

Сопоставительная таблица дунайских памятников и их троянских аналогий (выборка) (по Н.Калицу, 1962)
Сопоставительная таблица дунайских памятников и их троянских аналогий (выборка) (по Н.Калицу, 1962)

Дело в том, что, во-первых, у лингвистов малые пучки изоглосс, по которым строятся ветви родословного древа языков, не строго вписаны в крупные пучки, а пересекают их границы: у каждого языка сходства охватывают то одни соседние языки, то другие, то третьи, по-разному пересекая границы больших групп. Нужно выбирать, какие сходства отнести за счет родства, а какие за счет контактов. Во-вторых, для установления родства важно, совместные ли тут инновации или общее наследство от предка. А это очень трудно распознать. В-третьих, слова меняли свое значение и восстанавливать по ним древние экологию, хозяйство и общество рискованно. Что же до глоттохронологии М.Суодеша, то она построена на принципе равномерного изменения лексики, тогда как есть ряд искажающих факторов, и датировки Суодеша признаны сейчас искаженными. С.А.Старостин откорректировал метод и получил более длинную хронологию, но является ли его исправление последним? Два биолога предприняли новую разработку метода, но получили даты, в частностях мало отвечающие представлениям о ходе членения.

Сравнительная таблица археологических находок
Сравнительная таблица археологических находок

Археологи же вообще не могут судить о языковой преемственности, а только о преемственности культурной, которая с языковой где-то совпадает, а где-то не совпадает. Для археологов будущего, по впечатлениям от анализа материальной культуры, Россия в ХХ веке была завоевана Западом, тогда как на деле было нечто противоположное: российские войска побывали в Берлине и Вене. Языковая преемственность в России, во всяком случае, не нарушена.

Вот и строятся разные версии родословного древа языков, кардинально расходящиеся.

Что же делать? Как мне представляется, нужно искать индивидуальные совпадения ситуаций, когда в истории данного круга народов неразрывно сцепляются друг с другом события в разных сферах — языке и материальной культуре. Это бывает, в частности, при дальних разовых миграциях, когда сталкиваются резко различные этносы, сравнительно легко опознаваемые. Вот два таких случая.

1. Миграция хетто-лувийцев в Анатолию. На рубеже ХХ века чех Бедржих Грозный открыл, что на глиняных табличках из Малой Азии клинописью записаны тексты на каком-то индоевропейском языке. Это был язык древней цивилизации хеттов. Когда стали выяснять положение хеттов в индоевропейской семье, оказалось, что они стоят совершенно на отшибе, далеко от всех остальных — славян, германцев, италиков и т.д. Стало ясно, что при делении индоевропейского праязыка они отделились первыми. Значит, либо все индоевропейцы происходят из Малой Азии, либо хетты и их близкие родственники лувийцы в Малую Азию прибыли с территории прародины. Поскольку до хеттов, по всем данным, в Малой Азии проживали неиндоевропейские народности, с которыми хетты смешались, получив их имя и южный физический облик, пришлось избрать концепцию вторжения хеттов (и лувийцев). Их предшественников в Малой Азии стали условно звать хаттами. Кроме хаттов в Малой Азии жили хурриты, каски и другие народы с языками, схожими с северокавказскими. Индоевропейский хеттский язык использовался в Анатолии по крайней мере с ХVIII века до нашей эры, как свидетельствуют клинописные таблички. Та же археологическая культура, которая включает в себя эти таблички, существует на этом месте по меньшей мере с ХХI века.

Но насколько раньше этой даты хетты вторглись в Анатолию и с какой культурой? Коль скоро остальные индоевропейские народы жили большей частью в Европе, вторжение предполагалось с севера. Но они могли прийти через Кавказ, из степей, а могли с Балканского полуострова и Подунавья, через проливы. Этот район был связан с Малой Азией; археологически — с замечательным памятником Троей. Еще в 1963 году венгерский археолог Нандор Калиц представил много сравнительных таблиц керамики, металлических изделий и каменных статуй, показывающих близкое родство обширной баденской культуры медного века Среднедунайского региона (в Венгрии она называлась пецельской, в Румынии — коцофень) с культурой разных слоев Трои: лицевые урны с поднятыми ручками, антропоморфные фигурки с перевязями крест-накрест, модельки повозочек, миски с катушечными ручками, дома с апсидами и т.д. Баденская культура, по тогдашним представлениям, датировалась примерно 2000–1700, а II–V слои Трои — 2500–1500 годами до нашей эры, то есть для Калица было несомненным, что воздействие шло с юго-востока на северо-запад, из Трои на Дунай. Однако вскоре радиоуглеродная революция перевернула эту концепцию. Баденская культура ушла вглубь веков и теперь датируется 3600–2800 годами до нашей эры, тогда как означенные слои Трои датируются 2600–1700 годами и даже Троя I начинается только около 2900 года.

Как ни странно, никто не сделал вывода из этого переворота. Ясно, что таблицами Калица представлено не влияние Трои на баденскую культуру Подунавья, а наоборот — воздействие баденской культуры Подунавья на Малую Азию.

Совершенно ясно, что возникновение культуры Трои и окружающих территорий Малой Азии должно связываться с прибытием туда носителей баденской культуры в первые века III тыс. до н.э. Есть смысл считать это временем прибытия из Подунавья хетто-лувийцев (то есть анатолийской группы индоевропейских языков) в Малую Азию. Дж. Мелларт в интересной работе 1966 года по малоазийской археологии проследил крупные опустошения и разрушения в ряде районов запада Малой Азии около 2600, около 2350 и около 1700 годов, но он еще не учитывал раннюю датировку баденской культуры.

Баденская культура по традиции считалась развившейся из местных дунайско-карпатских культур предшествующего времени: Чернавода I и III; из нее — Болераз (протобаденская); а уж из нее — Баден. Такая традиция отражена в работах В.С. Титова (2000). Но еще в 1959 году чешский археолог Эвжен Неуступны детально разработал другую культурную линию, выведя баденскую культуру из культуры воронковидных кубков и проследив пять этапов изменения керамики (Neustupny 1959). Возможно, корни баденской культуры (как и любой археологической культуры) различны, но с какими из них была сопряжена языковая преемственность, археология не может поведать. Более обоснованной мне представляется линия от культуры воронковидных кубков, потому что она позволяет увязать хетто-лувийцев с общим корнем индоевропейцев. Культура воронковидных кубков Северной Европы конца V–IV тыс. до н. э., как известно, давно выдвигается на эту роль. Возможность вывести из нее хеттов в середине IV тыс. до н. э. усиливает эту версию.

Условные обозначения: КВК — культура воронковидных кубков, Б — баденская культура, М — михельсбергская культура, Т — Троя
Условные обозначения: КВК — культура воронковидных кубков, Б — баденская культура, М — михельсбергская культура, Т — Троя

2. Тохарская миграция. В самом конце XIX века в бассейне Тарима в Синьцзяне были открыты рукописи VI–VIII веков, написанные индийской письменностью, но на каких-то иных языках, которые удалось распознать как индоевропейские, но не индоарийские. Эти языки, очень схожие с западными индоевропейскими, индийцы называли тохарскими. Когда стали определять положение тохарских языков в индоевропейской системе, оказалось, что они отделились от индоевропейского корня вторыми, сразу после хеттских. Арийские (индоарийский, иранский) и родственные им греческий и армянский отделились уже потом. Значит, если найти место отделения тохаров, то это также может помочь определить прародину всех индоевропейцев.

Археологическая идентификация тохаров давно занимает исследователей. Предлагались разные версии, и я также в этих поисках участвовал. Но все версии (афанасьевская культура, фатьяновская через карасукскую, сейминско-турбинская) обладают одним общим свойством: они избирают в качестве искомой культуру промежуточной территории и уже достаточно развитую. Нет их прямых представителей ни в Синьцзяне, ни в Западной Европе.

Алексей Ковалёв, доцент культурологии, депутат заксобрания Санкт-Петербурга
Алексей Ковалёв, доцент культурологии, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга

Тут надо рассказать об одном из моих учеников. Алексей Ковалёв с юности отличался упорством в науке и задором в политике. Друзья прозвали его Китайцем за то, что он изучил китайский язык и обложил себя китайской литературой. Он занимался и политикой: собрал первые в Петербурге митинги, по его предложению была распущена комсомольская организация Университета, он был избран депутатом Ленсовета, и его продолжают избирать депутатом Заксобрания до сих пор. Значит, народ высоко оценивает его деятельность на посту законодателя и своего защитника. Но это очень своеобразный депутат: каждое лето он уезжает начальником археологической экспедиции в Китай или Монголию или в Туву и копает до морозов.

А теперь он ездит регулярно и во Францию, потому что ему за время с конца 1990-х удалось раскопать и распознать на Алтае и в Синьцзяне археологические памятники культуры второй половины III  — начала II тыс. до н. э., которая названа чемурчекской. Памятники как две капли воды похожи на чуть более ранние памятники Франции и Швейцарии — те же своеобразные мегалитические гробницы, те же статуи очень редкостного типа, та же керамика! И сами погребенные отнюдь не монголоиды, а отчетливые европеоиды. Перед нами случай разовой и дальней миграции  на 6,5 тыс. км, что у нас долго считалось невозможным и нереальным (правда, я всегда считал это возможным).

На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на запаДе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип)
На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на западе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип)

Неолит Франции – это ближайшее западное соседство культуры воронковидных кубков Северной Германии, Ютландии и Польши. Во Францию заходит ее западный отпрыск  михельсбергская культура. В бассейне Тарима и в последующие времена продолжало существовать население с европейскими антропологическими характеристиками, носившее одежду из шерстяных тканей с клетчатым узором (излюбленный тип ткани у кельтов) и плащи с наплечной застежкой-булавкой, из которой в Европе развилась фибула.

Во всяком случае, если считать доказанной миграцию чемурчекской культуры с территории Франции, то это подкрепляет именно европейское происхождение северных индоевропейских соседей древнего Китая. Свои сенсационные открытия Ковалёв изложил в книге «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий». Он избран членом-корреспондентом Германского археологического института, очень авторитетного научного учреждения. Но вот парадокс  до сих пор не удосужился защитить ни докторскую, ни даже кандидатскую диссертацию. Это когда многие его коллеги, не имеющие соизмеримых научных заслуг (а то и никаких), щеголяют научными степенями.

Так что прародина всех индоевропейцев  в Европе, и славян в том числе. Даже те индоевропейцы, которых забросило в Индию, Малую Азию и Китай, происходят из Европы.

195 комментариев

  1. Альберту Кочкину.
    Не нужно делать скороспелых заключений по одному признаку (металлу). Металл мог передаваться от одного народа другому, неродственному. При этом нужно ссылаться не на «степной следопыт», а на конкретные статьи квалифицированных археологов. Чемурчекская с афанасьевской не связаны. Тогда что?

    1. Лев Самуилович,спасибо за «отповедь».Исправляю свои ошибки.Если даже сеймино -турбинцы — не прототохары,но тем не менее этот феномен интересен сам по себе.Во-первых,можно всё-таки выделить в данной среде»этнические» виды оружия-кельты,вильчатые копья,ножи с металлической рукояткой; во-вторых,предполагается,что ускоренное развитие металлургии на Алтае происходило под влиянием западного импульса,может быть это была миграция из Европы или Передней Азии?Или просто культурно-технологический обмен?;В третьих,был установлен синкретический характер этого феномен,который изначально имел черты культур Южной Сибири и западного Алтая(афанасьевской,окунёвской?).Возможно ли,что в «поход на Запад» отправилась только часть населения этих культур?(http://padaread.com/?book=35132&pg=51)

      1. Сейминско-турбинская культура, конечно, интересный феномен. Я ею специально не занимался, но того, что я знаю, достаточно, чтобы сказать, что это странная культура — очень протяженная, длиной полосой по Восточной Европе от Алтая. Вы подыскиваете ей партнеров и предков, исходя из горстки наиболее ярких и известных публике культур, сравнительно освещенных в популярной литературе. А их было очень много вокруг, была целая мозаика, а многие нам еще и неизвестны. Чемурчекскую открыли несколько лет назад. Так что нужно не набрасывать сналету яркие концепции (они бесполезны), а кропотливо изучать обстановку. Но это — дело специалистов.
        Почему бы Вам не подать парочку блестящих идей физикам или микробиологам? Простота гуманитарных и социокультурных наук обманчива.

        1. Лев Самуилович, я согласен с Вами,что истоки сеймино-турбинцев могут находиться в культуре или культурах ещё не известных науке и широкой публике. Признаться,я догадывался об этом,но как-то не решался высказать данную мысль.А подкидывать «парочку блестящих идей физикам и микробиологам» у меня нет желания,я лучше изучу «парочку» блестящих работ специалистов в этой области(в том числе и Ваши). Мне это очень интересно.

  2. О времени, котором говорим тут.
    1 Вождество (чифдом, англ. Chiefdom) — «автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя». ( Более ранний или заменяющий кое где термин — племя.)
    2 Группы.

    Жизнь племени неплохо изучена, не только индейцев. И в общем все согласны, это политическая единица.

    «Славяне, народы», в английском то понятно, народ это группа, но кто такие славяне в третьем веке д.н.э, что за славянская днк или к примеру еврейская днк, которыми торгуют направо и налево, кажется по 200 долларов или даже больше, продавая одну «днк» с разными названиями?! На рынке есть и венгерская днк, спрос при новой власти.

    Пример из гораздо более поздней истории.
    Приск был секретарем при Максимине, который занимал высокие посты при императоре Восточной Римской империи Феодосии II. Способности Приска были замечены и в 448 году Максимину было поручено возглавить византийское посольство к вождю гуннов Аттиле, в составе которого находился и Приск. В ходе путешествия за Дунай и пребывания в ставке Аттилы Приск предположительно вёл подробный дневник.

    Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую — от частого общения с Римом…
    Преодолев определённый путь вместе с варварами, мы, по приказу скифов, приставленных к нам, выехали на другой путь, а тем временем Аттила остановился в каком-то городе, чтобы вступить в брак с дочкой Эски, хотя уже и имел многих жён: скифский закон разрешает многожёнство.

  3. Игордфри опять радует нас бессвязной речью, пестрящей нахватанными и не усвоенными терминами (чифдом-вождество, группа=племя). Что хотел сказать? Не надоело?

  4. Случайно наткнулся на старую уже статью тут же в ТрВ-Н:
    Математические мифы «новой хронологии»
    http://trv-science.ru/2010/12/07/matematicheskie-mify-novoj-xronologii/

    Вот например: «средневековые короли Наварры оказываются «дубликатами» правящей сейчас шведской династии Бернадотов и предшественников» (было у меня подозрение, что что-то в этом роде должно было найтись).

    Это стандартный научный приём — «контрольная группа». Но вот почему-то нет уверенности, что он столь же стандартен в «гуманитарных и социокультурных» «науках».

  5. Если культура имеет европейские элементы, не обязательно выводить ее в данном случае из Центральной Европы. Возможно обычное усвоение, культурная диффузия в культуру элементов из более развитой. Поэтому не факт что вышли из столь отдаленных мест как Франция. Просто в свое время входила в культурный круг, свзязанный с Центральной Европой. Майкопская культура повлияла на формирование культурных комплексов степняков-индоевропейцев, в том числе арийцев, передавая шумерские и восточные элементы. У других предков индоевропейцев сильна была линия на взаимодействие с Ц. Европой. Третьи скажем ориентировались более на северо-европейские культуры Старой Европы. На восток ареала уходили разные племена индоевропейцев. Пока кажется больше доводов в пользу связи с Центр. Европой. Допускаю и более гибридный характер культуры.

  6. Лев Самуилович,извините, может быть, за неудачные вопросы:как Вы прокомментируете статью о трояком происхождении европейцев?(http://elementy.ru/news/432322)(может быть Вы её уже видели).Могли ли среди этого населения быть биологические предки индоевропейцев?

  7. Лев Самуилович,если Вы не будете отвечать на последние мои вопросы,то я могу их снять…Извините за беспокойство.

  8. Альберт, Вы спрашиваете «Могли ли среди этого населения быть биологические предки индоевропейцев?» Не «могли быть», а несомненно были. Ведь перечислены все популяции, которые имелись в первобытной Европе и вокруг. Откуда же еще взяться индоевропейцам? С Луны что ли? Ваш вопрос показывает, что Вы вообще ничего не поняли в статье, о которой спрашиваете.

    Вы не виноваты. Статья написана чересчур сжато и поверхностно. Вообще Вы склонны каждую популярную статью журналиста на эту тему воспринимать, как решающее открытие. А это только один из шажков на очень длинном пути. Всё население Европы пришлое с юга, ибо Европа неоднократно бывала под ледником. Все предки из Африки. Но заселение шло разными волнами в разное время.

    Мы уже давно знаем (по разным источникам), что часть населения пришла давно, его остатки — на Северо-Западе Европы. Часть проникала с Востока и делала это неоднократно — его остатки преобладают на Северо-Востоке. Еще одна часть проникла не так уж давно — 9 — 10 тыс. лет назад — из Малой Азии через Балканы. Это население, принесшее неолит, заселило Подунавье и Южную Европу. С каким из этих трех нашествий пришел языковой предок индоевропейского языка, мы не знаем. Скорее всего, с южным вкладом или с северо-западным. Среди ученых есть сторонники того и другого. Работы, которые время от времени проникают в популярную печать, укладываются в эту картину, подтверждая ее в целом и проясняя некоторые детали.

    Вот и сейчас в том оригинале, на который ссылаются авторы, расшифрованы три отдельных генома из тысяч возможных и на этой основе реконструируются их генетические соотношения и более древние комплексы биологических предков нынешних популяций Европы. Расшифровка всё новых геномов будет добавлять штрихи в эту картину. Ожидать с каждой новой расшифровкой кардинального пересмотра всей картины не приходится.

    Хотя автор статьи и уверен, что всё теперь будут решать массы исследователей (120 было занято расшифровкой данных геномов), решение проблемы всё равно будет зависеть от очередного гениального индивида.

    1. Лев Самуилович,большое спасибо за ответ,за объяснение вашей позиции.

  9. Виноват, лишь сейчас прочел длиннющие филиппики У-Ра от 5 — 7 октября против моих рассуждений и против науки вообще, в защиту малограмотных халтурщиков: «вы никогда не отступитесь от своих лжепарадигм о ничтожности (а потому и некчемности) славян-недоумков и о величии индо-норманцев». «Индо-норманцы» мне вообще неизвестны, а славян я четко отделяю от недоумков. В байки о происхождении всех индоевропейских народов от «трипильской» цивилизации даже на Украине верит только горстка самых малообразованных ультра-патриотов. Ни один ученый (слышите? Ни один!) не придерживается этой чуши. «Кольцевые города-поселения на 100 000 койко-мест» никакими городами не являются. У них нет ни одного признака города. Это большие сёла. А трипольская культура не является цивилизацией — у нее нет признаков цивилизации. Кроме того, она происходит не из местных украинских неолитических племен, а с территории Румынии. Это общеизвестно (там ее называют культурой Кукутень). Насчет того, что в украинском языке более 300 слов созвучно санскриту, то, во-первых, санскрит — это не самый древний индоарийский язык, во-вторых, в русском языке таких слов значительно больше, также в языках балтских — латышском, литовском, в-третьих, созвучия ничего не доказывают. Важнее сходства системы. А все системы индоевропейских языков схожи друг с другом — греческого, латыни, кельтских и т. д.
    Мою оценку халтурщиков У-Ра называет «подленькой». Ну, тут мы имеем дело с верующим, святых которого остальные не признают святыми. И он требует: а докажите, что они не святые! Простите, бремя доказательств лежит на утверждающем, а не на отрицающем. Их писания — не наука, нет у них ни научной методики, ни полноты знаний, ни новых фактов, ни признания научного сообщества. Есть только сумасбродные идеи и наглость. Больше ничего.
    Вот и всё, что можно казать об «арийской цивилизации» Триполья

  10. На замечание Igordfree, ссылающегося как на светоч и последнее слово науки на статью Анджелы Маркантонио об уральских языках и статистике. Есть большая рецензия оксфордского лингвиста на сборник под редакцией этой итальянской дамы, показывающая, что она не разбирается ни в индоевропеистике, ни в статистике, а вокруг нее группируются в основном дилетанты и маргиналы. Рецензия опубликована в журнале «Вопросы языкового родства» 6, 2011 jolr.ru/files/(74)jlr2011-6(227-233).

    1. И. С. Якубович
      Оксфорд
      The Indo-European Language Family: Questions about its Status.
      Angela Marcantonio (ed.).
      Journal of Indo-European Studies, Monograph Series 55.
      Washington: Institute for the Study of Man, 2009. 476 pp. ISBN 978-0-941694-03-2
      http://jolr.ru/files/(74)jlr2011-6(227-233).pdf
      ——————————
      Как поясняет Маркантонио, для сравнения лекси-
      ческого и грамматического материала в различных
      языках требуется сначала выдвинуть гипотезу о
      том, что они являются родственными.
      ——————
      Совершенно правильно, и без Поппера понятно же.

      Предшествующий этап ее ис-
      следовательской карьеры был посвящен уральским
      языкам и завершился опубликованием моногра-
      фии, в которой отрицалось уральское языковое
      родство [Marcantonio 2002]. Реакция исторических
      лингвистов на данную работу варьировалась в
      диапазоне от осторожного несогласия с ее основ-
      ным выводом [Vajda 2004] до вежливого, но твердо-
      го неприятия всех ее принципиальных положений
      [Laakso 2004] и не столь вежливых упреков автору в
      научной некомпетентности [Kallio 2004].
      ———————-
      Laakso 2004
      Я под столом валяюсь! Исторический лингвист, ха, ха….
      Нет никаких возражений, Якубович видимо так посчитал но не привел аргументы.

      Автор предполагает, на что имеет право а не опровергает и не доказывает.
      «На праязыке говорили, по крайней мере, около шести тысяч лет назад (примерно в то же самое время, что и на индоевропейском праязыке); это означает, что наиболее отдаленные отрасли FU семейства языков очень отдаленно связаны. Родство между Финским и Венгерским можно сравнить с родством между Английским и Хинди. (Это означает, что имеется, во всяком случае, не более чем расовое или культурное подобие между Финнами и Венграми…)»
      http://terijoki.spb.ru/history/tpl3.php?page=finfaq&lang=ru
      http://www.helsinki.fi/~jolaakso/kantakieli.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: