Индоевропейская прародина

Лев Клейн
Лев Клейн

В течение многих лет меня занимал вопрос о происхождении индоевропейцев: где находилась их прародина? У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а с какой стати этот еврей интересуется происхождением индоевропейцев, а не, скажем, семитов? Но, во-первых, не обязательно болеть диабетом, чтобы изучать диабет, а во-вторых, я еврей по происхождению, а по языку и культуре я русский. Более того, мои предки за несколько поколений до меня говорили на идише, а это — индоевропейский язык, диалект немецкого. Некоторые из них знали древнееврейский, но лишь как язык духовных книг — подобно церковно-славянскому для русских.

Скажу более того, индоевропейцы — это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего. Предполагается, что в глубокой древности это был один народ, позже разделившийся и расселившийся широко. Но при этом язык распространялся и с небольшими группами людей, охватывая народы, говорившие ранее на других языках. Поэтому ныне у индоевропейцев разный антропологический (расовый) состав, разные культуры. Сравните итальянцев с норвежцами, испанцев с таджиками или с говорящими на хинди. Если же говорить о европейских ценностях, то их разделяют и финны, и венгры, принадлежащие к другой языковой семье — финно-угорской, и японцы, находящиеся вообще далеко в Азии.

 Голова статуи (чемурчекская культура)
Голова статуи (чемурчекская культура)

Полтораста лет прошло со времени открытия родства индоевропейцев. Изначально в связи с этим открытием националистически настроенные немецкие ученые возлагали надежды на то, что это выявит особое положение германской ветви языков и народов, что прародина разместится в Германии и что это прародина всех индоевропейских языков (поэтому их первоначально называли «индогерманскими»). А это докажет особую древность германцев или их особую инновационность, связь с некой высшей расой. Ничего этого в самом открытии не содержится и, стало быть, не должно влиять на исследование вопроса. С тем же основанием ханты и манси могли бы претендовать на старшинство по отношению к венграм, а тувинцы — по отношению к туркам. Выяснение же вопроса о прародине важно для решения ряда чисто научных задач — выяснения закономерностей и общего хода развития языков, его связи с историей, расселением и экологией, образования конкретной картины размещения языков и народов и т.д. Ну, и как-то любопытно знать, мы по языку издревле европейцы или нет. Языковеды обводят на карте одинаковые языковые явления границами — изоглоссами. Где одинаковых много, получаются пучки изоглосс. Если считать, что более объемистые древнéе и обрисовывают ствол, а более мелкие указуют детализацию, развившуюся позже, то вот и модель родословного древа языков. Есть изоглоссы, объединяющие всю группу индоевропейских языков, а есть более ограниченные, объединяющие только ту или иную часть из них — западную, восточную — и еще более узкие внутри каждой из них. А реконструированный словарь каждого языка позволяет представить экологию прародины и хозяйство каждого из реконструированных пранародов и положить их на карту археологических культур. Глоттохронология (расчеты, исходящие из регулярности обновления языка) позволяет с удовлетворительным приближением определить и эпоху, в которую нужно поместить пранарод, и этапы его распада.

Но среди лингвистов и среди археологов мало согласия в конкретном размещении всех этих реконструированных пранародов на археологической карте. Давно отброшено размещение индоевропейской прародины в Индии — изучение Ригведы показало, что индоарии вторглись в Индию с севера на заре письменной истории. Отброшены и сказочные размещения «нордической» арийской прародины в Арктике. Однако всерьез обсуждаются минимум пять локализаций прародины на карте, и на обсуждении сказывалось длительное недоверие археологов к миграциям.

  1. Север Центральной Европы. За этой гипотезой то преимущество, что прародина расположена в исходном очаге исторических миграций (германцы, славяне), но исторический очаг не обязательно действовал и в доистории, а географически это край индоевропейского ареала.
  2. Юг Центральной Европы — Среднее Подунавье, Балкано-Карпатский регион. За этой гипотезой то преимущество, что эта территория считалась древнейшим центром земледелия, расположена в центральном очаге миграций кельтов и требует минимума миграций для конечного размещения большинства индоевропейских народов на местах их исторического проживания; однако языки культур, расположенных в этом очаге, очень отличаются от реконструированного языка индоевропейцев.
  3. Степи Восточной Европы. Облик номадов этого региона вроде бы отвечает языковой реконструкции, и Великое переселение народов шло именно по степям из Азии в Европу. Но то было в конце античности, а до этого времени миграций населения степей ни в остальную Европу, ни в Малую Азию не прослеживается. Те миграции, которые можно уловить, шли в противоположном направлении.
  4. Малая Азия и Закавказье. Эта гипотеза позволяет увязать индоевропеизацию Европы с ее неолитизацией и отодвинуть весь процесс на несколько тысяч лет вглубь прошлого. Но, опять же, пришлось бы признать индоевропейским то догреческое население Южной и Центральной Европы, которое никак не походило на реконструированных праиндоевропейцев — с совершенно другими языками.
  5. Широкая прародина, включающая всю Европу или ее значительную часть. Эта гипотеза удобна тем, что почти исключает необходимость миграций вообще: все сидят испокон веку на своих местах. Но с ней очень трудно объяснить происхождение близких сходств.

Почему же до сих пор нет единого рисунка родословного древа, удовлетворяющего всех, и нет одного убедительного размещения индоевропейской прародины на карте?

Сопоставительная таблица дунайских памятников и их троянских аналогий (выборка) (по Н.Калицу, 1962)
Сопоставительная таблица дунайских памятников и их троянских аналогий (выборка) (по Н.Калицу, 1962)

Дело в том, что, во-первых, у лингвистов малые пучки изоглосс, по которым строятся ветви родословного древа языков, не строго вписаны в крупные пучки, а пересекают их границы: у каждого языка сходства охватывают то одни соседние языки, то другие, то третьи, по-разному пересекая границы больших групп. Нужно выбирать, какие сходства отнести за счет родства, а какие за счет контактов. Во-вторых, для установления родства важно, совместные ли тут инновации или общее наследство от предка. А это очень трудно распознать. В-третьих, слова меняли свое значение и восстанавливать по ним древние экологию, хозяйство и общество рискованно. Что же до глоттохронологии М.Суодеша, то она построена на принципе равномерного изменения лексики, тогда как есть ряд искажающих факторов, и датировки Суодеша признаны сейчас искаженными. С.А.Старостин откорректировал метод и получил более длинную хронологию, но является ли его исправление последним? Два биолога предприняли новую разработку метода, но получили даты, в частностях мало отвечающие представлениям о ходе членения.

Сравнительная таблица археологических находок
Сравнительная таблица археологических находок

Археологи же вообще не могут судить о языковой преемственности, а только о преемственности культурной, которая с языковой где-то совпадает, а где-то не совпадает. Для археологов будущего, по впечатлениям от анализа материальной культуры, Россия в ХХ веке была завоевана Западом, тогда как на деле было нечто противоположное: российские войска побывали в Берлине и Вене. Языковая преемственность в России, во всяком случае, не нарушена.

Вот и строятся разные версии родословного древа языков, кардинально расходящиеся.

Что же делать? Как мне представляется, нужно искать индивидуальные совпадения ситуаций, когда в истории данного круга народов неразрывно сцепляются друг с другом события в разных сферах — языке и материальной культуре. Это бывает, в частности, при дальних разовых миграциях, когда сталкиваются резко различные этносы, сравнительно легко опознаваемые. Вот два таких случая.

1. Миграция хетто-лувийцев в Анатолию. На рубеже ХХ века чех Бедржих Грозный открыл, что на глиняных табличках из Малой Азии клинописью записаны тексты на каком-то индоевропейском языке. Это был язык древней цивилизации хеттов. Когда стали выяснять положение хеттов в индоевропейской семье, оказалось, что они стоят совершенно на отшибе, далеко от всех остальных — славян, германцев, италиков и т.д. Стало ясно, что при делении индоевропейского праязыка они отделились первыми. Значит, либо все индоевропейцы происходят из Малой Азии, либо хетты и их близкие родственники лувийцы в Малую Азию прибыли с территории прародины. Поскольку до хеттов, по всем данным, в Малой Азии проживали неиндоевропейские народности, с которыми хетты смешались, получив их имя и южный физический облик, пришлось избрать концепцию вторжения хеттов (и лувийцев). Их предшественников в Малой Азии стали условно звать хаттами. Кроме хаттов в Малой Азии жили хурриты, каски и другие народы с языками, схожими с северокавказскими. Индоевропейский хеттский язык использовался в Анатолии по крайней мере с ХVIII века до нашей эры, как свидетельствуют клинописные таблички. Та же археологическая культура, которая включает в себя эти таблички, существует на этом месте по меньшей мере с ХХI века.

Но насколько раньше этой даты хетты вторглись в Анатолию и с какой культурой? Коль скоро остальные индоевропейские народы жили большей частью в Европе, вторжение предполагалось с севера. Но они могли прийти через Кавказ, из степей, а могли с Балканского полуострова и Подунавья, через проливы. Этот район был связан с Малой Азией; археологически — с замечательным памятником Троей. Еще в 1963 году венгерский археолог Нандор Калиц представил много сравнительных таблиц керамики, металлических изделий и каменных статуй, показывающих близкое родство обширной баденской культуры медного века Среднедунайского региона (в Венгрии она называлась пецельской, в Румынии — коцофень) с культурой разных слоев Трои: лицевые урны с поднятыми ручками, антропоморфные фигурки с перевязями крест-накрест, модельки повозочек, миски с катушечными ручками, дома с апсидами и т.д. Баденская культура, по тогдашним представлениям, датировалась примерно 2000–1700, а II–V слои Трои — 2500–1500 годами до нашей эры, то есть для Калица было несомненным, что воздействие шло с юго-востока на северо-запад, из Трои на Дунай. Однако вскоре радиоуглеродная революция перевернула эту концепцию. Баденская культура ушла вглубь веков и теперь датируется 3600–2800 годами до нашей эры, тогда как означенные слои Трои датируются 2600–1700 годами и даже Троя I начинается только около 2900 года.

Как ни странно, никто не сделал вывода из этого переворота. Ясно, что таблицами Калица представлено не влияние Трои на баденскую культуру Подунавья, а наоборот — воздействие баденской культуры Подунавья на Малую Азию.

Совершенно ясно, что возникновение культуры Трои и окружающих территорий Малой Азии должно связываться с прибытием туда носителей баденской культуры в первые века III тыс. до н.э. Есть смысл считать это временем прибытия из Подунавья хетто-лувийцев (то есть анатолийской группы индоевропейских языков) в Малую Азию. Дж. Мелларт в интересной работе 1966 года по малоазийской археологии проследил крупные опустошения и разрушения в ряде районов запада Малой Азии около 2600, около 2350 и около 1700 годов, но он еще не учитывал раннюю датировку баденской культуры.

Баденская культура по традиции считалась развившейся из местных дунайско-карпатских культур предшествующего времени: Чернавода I и III; из нее — Болераз (протобаденская); а уж из нее — Баден. Такая традиция отражена в работах В.С. Титова (2000). Но еще в 1959 году чешский археолог Эвжен Неуступны детально разработал другую культурную линию, выведя баденскую культуру из культуры воронковидных кубков и проследив пять этапов изменения керамики (Neustupny 1959). Возможно, корни баденской культуры (как и любой археологической культуры) различны, но с какими из них была сопряжена языковая преемственность, археология не может поведать. Более обоснованной мне представляется линия от культуры воронковидных кубков, потому что она позволяет увязать хетто-лувийцев с общим корнем индоевропейцев. Культура воронковидных кубков Северной Европы конца V–IV тыс. до н. э., как известно, давно выдвигается на эту роль. Возможность вывести из нее хеттов в середине IV тыс. до н. э. усиливает эту версию.

Условные обозначения: КВК — культура воронковидных кубков, Б — баденская культура, М — михельсбергская культура, Т — Троя
Условные обозначения: КВК — культура воронковидных кубков, Б — баденская культура, М — михельсбергская культура, Т — Троя

2. Тохарская миграция. В самом конце XIX века в бассейне Тарима в Синьцзяне были открыты рукописи VI–VIII веков, написанные индийской письменностью, но на каких-то иных языках, которые удалось распознать как индоевропейские, но не индоарийские. Эти языки, очень схожие с западными индоевропейскими, индийцы называли тохарскими. Когда стали определять положение тохарских языков в индоевропейской системе, оказалось, что они отделились от индоевропейского корня вторыми, сразу после хеттских. Арийские (индоарийский, иранский) и родственные им греческий и армянский отделились уже потом. Значит, если найти место отделения тохаров, то это также может помочь определить прародину всех индоевропейцев.

Археологическая идентификация тохаров давно занимает исследователей. Предлагались разные версии, и я также в этих поисках участвовал. Но все версии (афанасьевская культура, фатьяновская через карасукскую, сейминско-турбинская) обладают одним общим свойством: они избирают в качестве искомой культуру промежуточной территории и уже достаточно развитую. Нет их прямых представителей ни в Синьцзяне, ни в Западной Европе.

Алексей Ковалёв, доцент культурологии, депутат заксобрания Санкт-Петербурга
Алексей Ковалёв, доцент культурологии, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга

Тут надо рассказать об одном из моих учеников. Алексей Ковалёв с юности отличался упорством в науке и задором в политике. Друзья прозвали его Китайцем за то, что он изучил китайский язык и обложил себя китайской литературой. Он занимался и политикой: собрал первые в Петербурге митинги, по его предложению была распущена комсомольская организация Университета, он был избран депутатом Ленсовета, и его продолжают избирать депутатом Заксобрания до сих пор. Значит, народ высоко оценивает его деятельность на посту законодателя и своего защитника. Но это очень своеобразный депутат: каждое лето он уезжает начальником археологической экспедиции в Китай или Монголию или в Туву и копает до морозов.

А теперь он ездит регулярно и во Францию, потому что ему за время с конца 1990-х удалось раскопать и распознать на Алтае и в Синьцзяне археологические памятники культуры второй половины III  — начала II тыс. до н. э., которая названа чемурчекской. Памятники как две капли воды похожи на чуть более ранние памятники Франции и Швейцарии — те же своеобразные мегалитические гробницы, те же статуи очень редкостного типа, та же керамика! И сами погребенные отнюдь не монголоиды, а отчетливые европеоиды. Перед нами случай разовой и дальней миграции  на 6,5 тыс. км, что у нас долго считалось невозможным и нереальным (правда, я всегда считал это возможным).

На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на запаДе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип)
На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на западе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип)

Неолит Франции – это ближайшее западное соседство культуры воронковидных кубков Северной Германии, Ютландии и Польши. Во Францию заходит ее западный отпрыск  михельсбергская культура. В бассейне Тарима и в последующие времена продолжало существовать население с европейскими антропологическими характеристиками, носившее одежду из шерстяных тканей с клетчатым узором (излюбленный тип ткани у кельтов) и плащи с наплечной застежкой-булавкой, из которой в Европе развилась фибула.

Во всяком случае, если считать доказанной миграцию чемурчекской культуры с территории Франции, то это подкрепляет именно европейское происхождение северных индоевропейских соседей древнего Китая. Свои сенсационные открытия Ковалёв изложил в книге «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий». Он избран членом-корреспондентом Германского археологического института, очень авторитетного научного учреждения. Но вот парадокс  до сих пор не удосужился защитить ни докторскую, ни даже кандидатскую диссертацию. Это когда многие его коллеги, не имеющие соизмеримых научных заслуг (а то и никаких), щеголяют научными степенями.

Так что прародина всех индоевропейцев  в Европе, и славян в том числе. Даже те индоевропейцы, которых забросило в Индию, Малую Азию и Китай, происходят из Европы.

195 комментариев

  1. Посмотрел статью Семененко, рекомендованную Альбертом Кочкиным. Жаль, что Семененко, обладающий интересом и способностями, а также начитанностью, применил их с полным непониманием сути научного исследования. Исследования проблемы тут нет. Это, так сказать, «цитатная археология». Он выбрал из литературы ряд цитат, которые его устраивают. А выбрать можно что угодно, литература обильна и разнообразна. Далее он сопоставляет эти цитаты и получает нужную концепцию. С таким же успехом можно получить любые концепции, в том числе и совершенно противоположную.
    По каждой части проблемы, по каждому отдельному вопросу, нужно найти ВСЮ литературу, установить, какая точка зрения наиболее весома (а для этого нужно знать не только литературу). Далее, нужно определить МЕТОДИКУ исследования. Нужно исходить из того, что археологические культуры и даже их части часто действуют независимо друг от друга, по разным линиям преемственности. Тем более по иным линиям развиваются расовые особенности (антропологические), а уж о языковых и говорить нечего — это особая линия. Все эти элементы нельзя смешивать и рассматривать как равноценные доказательства одной идеи. А именно это и делает Семененко.
    Его статья абсолютно бесполезна и никем из квалифицированных исследователей приниматься всерьез не будет. Это любительское упражнение, и только. Она и опубликована в журнале для таких непризнанных любителей. Любой профессиональный журнал направил бы статью на рецензию специалистам, а они бы статью зарубили на входе. Не потому, что она противоречит традиционным взглядам, а потому, что оперирует одними цитатами и не придерживается методических требований.

    1. Лев Самуилович, большое спасибо за ответ,за внимание к моему скромному мнению.Я не являюсь сторонником данной гипотезы,для меня она несколько экзотична.Сейчас мне более импонирует центральноевропейская гипотеза,с которой я познакомился в труде Сафронова(лет 15 назад) «Индоевропейские прародины»(выписывал её по МБА).Ваши изыскания и стиль их изложения(«Время кентавров»;именно с этой книги «всё и началось»:)) окончательно склонили меня к этой гипотезе.Но южноазиатскую гипотезу разрабатывают и более серьёзные учёные,чем господин Семененко(К. Эльст,К.Клостермайер и др.).В чём её привлекательность?

  2. Артуру.
    Моя оговорка, что чемурчекская культура может быть и не тохарами, связана с тем, что между ней и тохарами многокилометровое расстояние и временная лакуна. Могли быть и какие-то родственные пришельцы, еще не выявленные, более отвечающие нужным параметрам. Но это не непременно так.

  3. Ампериону — об особом сходстве русского с санскритом. Между многими родственными языками (всеми индоевропейскими) есть разные сходства. Между русским и санскритом (а также балтскими) сходства в ряде слов. В некоторых формантах. С германскими — в других формантах и т. д. Лингвисты же сопоставляют языки по системным сходствам — в грамматике, фонетике, в словообразовании. По ним главным образом определяется степень родства — очерчиваются изоглоссы, выделяются семьи и подсемьи. Так вот по этим системным признакам индоиранские языки (в том числе санскрит) образуют одну семью, к которой наиболее близки греческий и армянский. Славянские с балтскими и германскими — другая группа. Так что отдельные сходства слов не могут опровергнуть эту классификацию. Особой близости нет. Есть отдельные сходства, порой разительные, на базе общего родства.

    1. ну вроде происхождение санскрита покрыто тайной.

      есть теория, что он был принесён в индию с северо-запада четыре тысячи лет тому назад.
      было тогда уже разделение на славян, немцев и балтов? у немцев как их древние слова послушаешь — типично русские… один Dorf чего стоит. В современном немецком происхождения не понять. А по-русски сразу всё очевидно. дрова — дровами, то бишь деревня.

      а подороге племя, говорившее на санскрите, позаимствовало ряд словечек и оборотов у жителей зауралья — не говорящих на индо-европейских языках. То есть тропа, по которой санскрит пришёл в Индию, всё-таки прослеживается.

  4. АМперион об индоевропейском родстве: немцы — дорф — дрова — деревня — русские. Хоть стой, хоть падай.

    1. вот в том Ваша и проблема. За дровами леса не видите.

      и не только Дорф. И капуста, и мёд, и даже хрен именно так в старонемецком называются.
      и толмач тоже. про ауэ и -ов мы уже говорили.
      примеров несметное количество.

      ну был когда-то общий язык. что ж теперь?

      1. Амперион, а ничего, что вплоть до 18 века крестьянское население восточной Германии начиная почти от Гамбурга было славяноязычным? Так что ваши дорф, мед и капуста , а так же творог (Quark) это все заимствования в немецкий язык из славянских языков полабян, ободритов, лютичей, велетов и иже с ними.

    2. а кстати, ещё забыл.
      немцы очень расстраиваются, что их любимое Bier у нас пивом называется и имеет смысл «то, что пьют».

      дело в том, что и в латыни — которую они в школе проходят — пиво тоже также называется и имеет тот же самый смысл.

  5. Владимир Сафронов работал в моем семинаре, идеи у него очень интересные, доказательства слабоваты. Почему индийская и другие гипотезы привлекают сторонников — да по самым разным причинам. Суть не в этом, а в том, какие за ними стоят доказательства. Если доказательства прочны, то не всё ли равно, почему человек за нее взялся? Если доказательства слабы, то не всё ли равно, почему человек за нее взялся?

  6. И еще одно замечание. Я держусь за свою центральноевропейскую гипотезу только потому, что доказательства представляются мне сильными. Приведите более сильные доказательства другой гипотезы, и я откажусь от центральноевропейской. Сама по себе она мне ничем не дорога.

    1. Лев Самуилович,видимо мои речения Вас сильно задели…?Извините,ради бога,я не хотел Вас обидеть.Просто с господином Семененко я успел пообщаться на одном из форумов по обсуждению такой же темы.Все контраргументы он «воспринимает в штыки»,дело доходит до перехода на личности,прямых оскорблений.Он,само собой,ссылался на других учёных.Вот я и решил спросить у Вас,как третьего лица в этом споре,почему же эту гипотезу так(!) отстаивают,несмотря на ею слабость?Это что,такая интеллектуальная игра?

  7. Лев Самуилович, трудно поверить в такой сюжет. И далеко, и причины миграции назвать невозможно. А не нужно ли поискать некое неизвестное третье, лежащее в основе французского неолита и чемурчекской культуры? Французский неолит ведь не с неба упал, он сформировался тоже в результате каких-то перемещений населения. Хорошо бы знать, о какой именно неолитической культуре речь идет. Вот неолит французского побережья Атлантики дает нам множество параллелей с неолитом юга Восточной Европы. Хорошо было бы ознакомиться с кремневыми комплексами той культуры неолита, о которой вы пишете. Тогда мы могли бы хотя бы определить направление поиска неизвестного третьего, существование которого я допустил. Я не отрицаю возможность миграции на столь далекое расстояние. Я лишь предполагаю, что могут быть и иные объяснения подобия столь далеких культур.

  8. Уважаемый госп. Манько,
    мы ведь тоже думали о третьем неизвестном, но не получается. Во Франции (там это запад и юг) более ранние даты, чемурчекская позже. Весь комплекс, весь набор компонентов повторяется. Такого больше нигде нет. По крайней мере пока не обнаружилось. В остальных местах есть отдельные схождения с французскими стелами, но это и всё. А мегалитические гробницы определенного типа, а специфическая керамика, это всё только в этих двух местах. Причем во Франции есть корни, в чемурчекской нет. С конкретными культурами (Ферьер и др.) познакомьтесь по книгам Ковалева.
    Насчет далекого разового передвижения. Даже если они и останавливались несколько раз лет на 50 каждый, от этих остановок до нас ничего не дойдет.

    1. Нашел большую статью Ковалева. Посмотрел некоторые французские публикации. Не буду ничего писать о проблеме в целом. Было бы смешно, если бы я за два часа работы сделал какие-то выводы. Но все же кое-что для себя я выяснил. Я посмотрел материалы, какие успел, по кремневой индустрии культуры Феррер и комплексов, с ней связанных. Вот что получается: на смену геометрическим комплексам приходят «острийные», которые никак не связаны с предшествующим развитием кремневой индустрии. Получается, что само возникновение памятников культуры Феррер может быть связано с миграцией. Да так оно и было скорее всего! Ведь все элементы кремневой индустрии культуры Феррер возникли гораздо раньше 4 тыс. до н.э. Ситуация не является уникальной. Точно так же кремневую индустрию среднестоговской культуры нельзя вывести из неолитических индустрий. Кстати, мы наблюдаем, кажется, повторяющийся сюжет. И на юге Восточной Европы, и во Франции новые индустрии какое-то время сосуществуют с прежними. Что интересно: даже характеристики этих индустрий совпадают! И какие-то стеллы антропоморфные есть на юге Украины, и погребения, связанные с использованием камня, хоть мегалитическими их называй. Что еще бросилось в глаза: во Франции есть сосуды, повторяющие формы более древних энеолитических горшков юга Восточной Европы. Так отчего бы не говорить о миграции стоговцев во Францию? Я, упаси Господи, не предлагаю так поступать. Мы наблюдаем отдельные аналогии, недостаточные для каких-то глобальных выводов. Я не удивлюсь, если «неизвестное третье» (или четвертое), о котором я писал, будет связано и с Францией, и с Чемурчеком, и с Восточной Европой. Где это третье искать? Я ничего не знаю о керамике, о погребениях 4-2 тыс. до н.э. Я могу судить лишь по кремню. Искать исходный пункт миграции носителей культуры Феррер следует, конечно, на юге (хороший адрес, я понимаю). Аналоги острий культуры Феррер появляются в среднем неолите Греции и Сербии в сер. 6 тыс. до н.э., на Украине — в конце 6 — начале 5 тыс. до н.э., на Ближнем и Среднем Востоке — гораздо раньше, но в целом большинство типов связано с керамическим неолитом 7 тыс. до н.э. Интересно разобраться с путями проникновения отжимной техники на юг Франции. Мне кажется, это проследить историю кремневой индустрии культуры Феррер — единственный способ разобраться в проблеме.

  9. Ваши, уважаемый г. Манько, наблюдения над кремневой индустрией Ферьер очень интересны, но ведь никто не отрицает обширной миграции 7 тыс. и более древних на территорию Европы из южных регионов в порядке неолитизации. Могли быть и поздние этапы у этого движения. Вопрос в том, что чемурчеки с этого южного направления не выводятся.
    Свяжитесь с Ковалевым, и ему и Вам будет интересно.

  10. Лев Самуилович, оцените очередную сенсационную версию индоевропейской прародины от математика-пара-лингвиста: http://www.v-stetsyuk.name/ru/Alterling/Migr.html — его «лингвистическо-исторические карты» просто нетленка. ;)

    Автор изобретатель «альтернативной исторической лингвистики»: http://www.v-stetsyuk.name/ru/Preamble.html — очень впечатляет палеоэтнографическое открытие: «Остается предполагать, что свой количественный рост индоевропейцы обязаны рыболовству, для развития которого тут были прекрасные условия.»

    http://www.v-stetsyuk.name/ru/Alterling/Iran.html — меня особо впечатлили «язгулемцы из Запорожья, II .тыс. до н.э.», живущие по соседству, через реку, с фригийцами и вероятно, по незавершённой авторской мысли, пишущие вместе с запорожскими казаками письмо турецкому султану, который со своими турками, пока обитающими на Кубани, ещё не добрался до Босфора.

    И какой оказывается универсальный этот метод графов (по намёкам автора, видимо, неизвестный «дремучим в математике» историкам, археологам, лингвистам) — просто «золотой ключик», возведённый горе-математиком в абсолют — http://www.v-stetsyuk.name/ru/Research/Common/Selection.html

    Кстати, математически-графический метод графов давно известен и широко применяется археологами, см. Фёдоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии: Учебное пособие для вузов по спец. «история», М., «Высшая школа», 1987 — Глава V. Группировки объектов и признаков. -2. Графы и методы группировки, с. 150-153

    С первого раза (вот если сначала попадёшь на его графоаналитический метод) создаётся впечатление серьёзного научного исследования, но как только увидишь авторские «исторические карты» — хоть стой, хоть падай.

    А ведь с этим автором даже велась серьёзная научная дискуссия в солидном филологическом издании: http://www.philology.ru/linguistics3/zhuravlyov-91.htm
    И место первой публикации вполне академическое: 1.Стецюк В.М. 1987. Определение мест поселения древних славян графоаналитическим методом. Известия Академии Наук СССР. Серия литературы и языка. Том LХIV. №1.
    И ведь сотрудничают с автором какие-то зарубежные учёные http://www.v-stetsyuk.name/ru/Research.html — «Отдельной благодарности заслуживают также профессор биологии Марбургского университета Гаральд Плахтер, профессор Дрезденского технического университета Мехтхильд Рот и их коллега Штефан Нимайер, …Глубокая благодарность в, профессору Осману Каратаю и Фатиху Шенгюлю (Турция) за предоставленную специальную литературу, перевод моих статей на турецкий язык и их публикацию, а также Мартину Марковичу (Чехия) за ознакомление с работами чешских ученых, ведущих междисциплинарные изыскания на стыке естественных и гуманитарных наук.»

    Создаётся впечатление, что лингвисты и часть историков (и в целом около историческая публика)заворожены любыми математическими выкладками в исторических исследованиях (в своё время прошёл 2 курса технического вуза и меня математикой не загипнотизируешь). Сейчас ещё гипнотизируют генетикой.
    Не уж то у самих историков, археологов и лингвистов в их «епархиях» всё «так плохо», что любой забредший на исторической поле математик и биолог-генетик может забывать, на радость около исторической публике, «голы» в ворота историков, археологов и лингвистов. Что старая академическая школа умерла?

    Лев Самуилович, что вообще происходит с исторической наукой на Украине в последнее время? По Украине шагает… призрак Коссины?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: