В течение многих лет меня занимал вопрос о происхождении индоевропейцев: где находилась их прародина? У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а с какой стати этот еврей интересуется происхождением индоевропейцев, а не, скажем, семитов? Но, во-первых, не обязательно болеть диабетом, чтобы изучать диабет, а во-вторых, я еврей по происхождению, а по языку и культуре я русский. Более того, мои предки за несколько поколений до меня говорили на идише, а это — индоевропейский язык, диалект немецкого. Некоторые из них знали древнееврейский, но лишь как язык духовных книг — подобно церковно-славянскому для русских.
Скажу более того, индоевропейцы — это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего. Предполагается, что в глубокой древности это был один народ, позже разделившийся и расселившийся широко. Но при этом язык распространялся и с небольшими группами людей, охватывая народы, говорившие ранее на других языках. Поэтому ныне у индоевропейцев разный антропологический (расовый) состав, разные культуры. Сравните итальянцев с норвежцами, испанцев с таджиками или с говорящими на хинди. Если же говорить о европейских ценностях, то их разделяют и финны, и венгры, принадлежащие к другой языковой семье — финно-угорской, и японцы, находящиеся вообще далеко в Азии.
Полтораста лет прошло со времени открытия родства индоевропейцев. Изначально в связи с этим открытием националистически настроенные немецкие ученые возлагали надежды на то, что это выявит особое положение германской ветви языков и народов, что прародина разместится в Германии и что это прародина всех индоевропейских языков (поэтому их первоначально называли «индогерманскими»). А это докажет особую древность германцев или их особую инновационность, связь с некой высшей расой. Ничего этого в самом открытии не содержится и, стало быть, не должно влиять на исследование вопроса. С тем же основанием ханты и манси могли бы претендовать на старшинство по отношению к венграм, а тувинцы — по отношению к туркам. Выяснение же вопроса о прародине важно для решения ряда чисто научных задач — выяснения закономерностей и общего хода развития языков, его связи с историей, расселением и экологией, образования конкретной картины размещения языков и народов и т.д. Ну, и как-то любопытно знать, мы по языку издревле европейцы или нет. Языковеды обводят на карте одинаковые языковые явления границами — изоглоссами. Где одинаковых много, получаются пучки изоглосс. Если считать, что более объемистые древнéе и обрисовывают ствол, а более мелкие указуют детализацию, развившуюся позже, то вот и модель родословного древа языков. Есть изоглоссы, объединяющие всю группу индоевропейских языков, а есть более ограниченные, объединяющие только ту или иную часть из них — западную, восточную — и еще более узкие внутри каждой из них. А реконструированный словарь каждого языка позволяет представить экологию прародины и хозяйство каждого из реконструированных пранародов и положить их на карту археологических культур. Глоттохронология (расчеты, исходящие из регулярности обновления языка) позволяет с удовлетворительным приближением определить и эпоху, в которую нужно поместить пранарод, и этапы его распада.
Но среди лингвистов и среди археологов мало согласия в конкретном размещении всех этих реконструированных пранародов на археологической карте. Давно отброшено размещение индоевропейской прародины в Индии — изучение Ригведы показало, что индоарии вторглись в Индию с севера на заре письменной истории. Отброшены и сказочные размещения «нордической» арийской прародины в Арктике. Однако всерьез обсуждаются минимум пять локализаций прародины на карте, и на обсуждении сказывалось длительное недоверие археологов к миграциям.
- Север Центральной Европы. За этой гипотезой то преимущество, что прародина расположена в исходном очаге исторических миграций (германцы, славяне), но исторический очаг не обязательно действовал и в доистории, а географически это край индоевропейского ареала.
- Юг Центральной Европы — Среднее Подунавье, Балкано-Карпатский регион. За этой гипотезой то преимущество, что эта территория считалась древнейшим центром земледелия, расположена в центральном очаге миграций кельтов и требует минимума миграций для конечного размещения большинства индоевропейских народов на местах их исторического проживания; однако языки культур, расположенных в этом очаге, очень отличаются от реконструированного языка индоевропейцев.
- Степи Восточной Европы. Облик номадов этого региона вроде бы отвечает языковой реконструкции, и Великое переселение народов шло именно по степям из Азии в Европу. Но то было в конце античности, а до этого времени миграций населения степей ни в остальную Европу, ни в Малую Азию не прослеживается. Те миграции, которые можно уловить, шли в противоположном направлении.
- Малая Азия и Закавказье. Эта гипотеза позволяет увязать индоевропеизацию Европы с ее неолитизацией и отодвинуть весь процесс на несколько тысяч лет вглубь прошлого. Но, опять же, пришлось бы признать индоевропейским то догреческое население Южной и Центральной Европы, которое никак не походило на реконструированных праиндоевропейцев — с совершенно другими языками.
- Широкая прародина, включающая всю Европу или ее значительную часть. Эта гипотеза удобна тем, что почти исключает необходимость миграций вообще: все сидят испокон веку на своих местах. Но с ней очень трудно объяснить происхождение близких сходств.
Почему же до сих пор нет единого рисунка родословного древа, удовлетворяющего всех, и нет одного убедительного размещения индоевропейской прародины на карте?
Дело в том, что, во-первых, у лингвистов малые пучки изоглосс, по которым строятся ветви родословного древа языков, не строго вписаны в крупные пучки, а пересекают их границы: у каждого языка сходства охватывают то одни соседние языки, то другие, то третьи, по-разному пересекая границы больших групп. Нужно выбирать, какие сходства отнести за счет родства, а какие за счет контактов. Во-вторых, для установления родства важно, совместные ли тут инновации или общее наследство от предка. А это очень трудно распознать. В-третьих, слова меняли свое значение и восстанавливать по ним древние экологию, хозяйство и общество рискованно. Что же до глоттохронологии М.Суодеша, то она построена на принципе равномерного изменения лексики, тогда как есть ряд искажающих факторов, и датировки Суодеша признаны сейчас искаженными. С.А.Старостин откорректировал метод и получил более длинную хронологию, но является ли его исправление последним? Два биолога предприняли новую разработку метода, но получили даты, в частностях мало отвечающие представлениям о ходе членения.
Археологи же вообще не могут судить о языковой преемственности, а только о преемственности культурной, которая с языковой где-то совпадает, а где-то не совпадает. Для археологов будущего, по впечатлениям от анализа материальной культуры, Россия в ХХ веке была завоевана Западом, тогда как на деле было нечто противоположное: российские войска побывали в Берлине и Вене. Языковая преемственность в России, во всяком случае, не нарушена.
Вот и строятся разные версии родословного древа языков, кардинально расходящиеся.
Что же делать? Как мне представляется, нужно искать индивидуальные совпадения ситуаций, когда в истории данного круга народов неразрывно сцепляются друг с другом события в разных сферах — языке и материальной культуре. Это бывает, в частности, при дальних разовых миграциях, когда сталкиваются резко различные этносы, сравнительно легко опознаваемые. Вот два таких случая.
1. Миграция хетто-лувийцев в Анатолию. На рубеже ХХ века чех Бедржих Грозный открыл, что на глиняных табличках из Малой Азии клинописью записаны тексты на каком-то индоевропейском языке. Это был язык древней цивилизации хеттов. Когда стали выяснять положение хеттов в индоевропейской семье, оказалось, что они стоят совершенно на отшибе, далеко от всех остальных — славян, германцев, италиков и т.д. Стало ясно, что при делении индоевропейского праязыка они отделились первыми. Значит, либо все индоевропейцы происходят из Малой Азии, либо хетты и их близкие родственники лувийцы в Малую Азию прибыли с территории прародины. Поскольку до хеттов, по всем данным, в Малой Азии проживали неиндоевропейские народности, с которыми хетты смешались, получив их имя и южный физический облик, пришлось избрать концепцию вторжения хеттов (и лувийцев). Их предшественников в Малой Азии стали условно звать хаттами. Кроме хаттов в Малой Азии жили хурриты, каски и другие народы с языками, схожими с северокавказскими. Индоевропейский хеттский язык использовался в Анатолии по крайней мере с ХVIII века до нашей эры, как свидетельствуют клинописные таблички. Та же археологическая культура, которая включает в себя эти таблички, существует на этом месте по меньшей мере с ХХI века.
Но насколько раньше этой даты хетты вторглись в Анатолию и с какой культурой? Коль скоро остальные индоевропейские народы жили большей частью в Европе, вторжение предполагалось с севера. Но они могли прийти через Кавказ, из степей, а могли с Балканского полуострова и Подунавья, через проливы. Этот район был связан с Малой Азией; археологически — с замечательным памятником Троей. Еще в 1963 году венгерский археолог Нандор Калиц представил много сравнительных таблиц керамики, металлических изделий и каменных статуй, показывающих близкое родство обширной баденской культуры медного века Среднедунайского региона (в Венгрии она называлась пецельской, в Румынии — коцофень) с культурой разных слоев Трои: лицевые урны с поднятыми ручками, антропоморфные фигурки с перевязями крест-накрест, модельки повозочек, миски с катушечными ручками, дома с апсидами и т.д. Баденская культура, по тогдашним представлениям, датировалась примерно 2000–1700, а II–V слои Трои — 2500–1500 годами до нашей эры, то есть для Калица было несомненным, что воздействие шло с юго-востока на северо-запад, из Трои на Дунай. Однако вскоре радиоуглеродная революция перевернула эту концепцию. Баденская культура ушла вглубь веков и теперь датируется 3600–2800 годами до нашей эры, тогда как означенные слои Трои датируются 2600–1700 годами и даже Троя I начинается только около 2900 года.
Как ни странно, никто не сделал вывода из этого переворота. Ясно, что таблицами Калица представлено не влияние Трои на баденскую культуру Подунавья, а наоборот — воздействие баденской культуры Подунавья на Малую Азию.
Совершенно ясно, что возникновение культуры Трои и окружающих территорий Малой Азии должно связываться с прибытием туда носителей баденской культуры в первые века III тыс. до н.э. Есть смысл считать это временем прибытия из Подунавья хетто-лувийцев (то есть анатолийской группы индоевропейских языков) в Малую Азию. Дж. Мелларт в интересной работе 1966 года по малоазийской археологии проследил крупные опустошения и разрушения в ряде районов запада Малой Азии около 2600, около 2350 и около 1700 годов, но он еще не учитывал раннюю датировку баденской культуры.
Баденская культура по традиции считалась развившейся из местных дунайско-карпатских культур предшествующего времени: Чернавода I и III; из нее — Болераз (протобаденская); а уж из нее — Баден. Такая традиция отражена в работах В.С. Титова (2000). Но еще в 1959 году чешский археолог Эвжен Неуступны детально разработал другую культурную линию, выведя баденскую культуру из культуры воронковидных кубков и проследив пять этапов изменения керамики (Neustupny 1959). Возможно, корни баденской культуры (как и любой археологической культуры) различны, но с какими из них была сопряжена языковая преемственность, археология не может поведать. Более обоснованной мне представляется линия от культуры воронковидных кубков, потому что она позволяет увязать хетто-лувийцев с общим корнем индоевропейцев. Культура воронковидных кубков Северной Европы конца V–IV тыс. до н. э., как известно, давно выдвигается на эту роль. Возможность вывести из нее хеттов в середине IV тыс. до н. э. усиливает эту версию.
2. Тохарская миграция. В самом конце XIX века в бассейне Тарима в Синьцзяне были открыты рукописи VI–VIII веков, написанные индийской письменностью, но на каких-то иных языках, которые удалось распознать как индоевропейские, но не индоарийские. Эти языки, очень схожие с западными индоевропейскими, индийцы называли тохарскими. Когда стали определять положение тохарских языков в индоевропейской системе, оказалось, что они отделились от индоевропейского корня вторыми, сразу после хеттских. Арийские (индоарийский, иранский) и родственные им греческий и армянский отделились уже потом. Значит, если найти место отделения тохаров, то это также может помочь определить прародину всех индоевропейцев.
Археологическая идентификация тохаров давно занимает исследователей. Предлагались разные версии, и я также в этих поисках участвовал. Но все версии (афанасьевская культура, фатьяновская через карасукскую, сейминско-турбинская) обладают одним общим свойством: они избирают в качестве искомой культуру промежуточной территории и уже достаточно развитую. Нет их прямых представителей ни в Синьцзяне, ни в Западной Европе.
Тут надо рассказать об одном из моих учеников. Алексей Ковалёв с юности отличался упорством в науке и задором в политике. Друзья прозвали его Китайцем за то, что он изучил китайский язык и обложил себя китайской литературой. Он занимался и политикой: собрал первые в Петербурге митинги, по его предложению была распущена комсомольская организация Университета, он был избран депутатом Ленсовета, и его продолжают избирать депутатом Заксобрания до сих пор. Значит, народ высоко оценивает его деятельность на посту законодателя и своего защитника. Но это очень своеобразный депутат: каждое лето он уезжает начальником археологической экспедиции в Китай или Монголию или в Туву и копает до морозов.
А теперь он ездит регулярно и во Францию, потому что ему за время с конца 1990-х удалось раскопать и распознать на Алтае и в Синьцзяне археологические памятники культуры второй половины III — начала II тыс. до н. э., которая названа чемурчекской. Памятники как две капли воды похожи на чуть более ранние памятники Франции и Швейцарии — те же своеобразные мегалитические гробницы, те же статуи очень редкостного типа, та же керамика! И сами погребенные отнюдь не монголоиды, а отчетливые европеоиды. Перед нами случай разовой и дальней миграции на 6,5 тыс. км, что у нас долго считалось невозможным и нереальным (правда, я всегда считал это возможным).
Неолит Франции – это ближайшее западное соседство культуры воронковидных кубков Северной Германии, Ютландии и Польши. Во Францию заходит ее западный отпрыск михельсбергская культура. В бассейне Тарима и в последующие времена продолжало существовать население с европейскими антропологическими характеристиками, носившее одежду из шерстяных тканей с клетчатым узором (излюбленный тип ткани у кельтов) и плащи с наплечной застежкой-булавкой, из которой в Европе развилась фибула.
Во всяком случае, если считать доказанной миграцию чемурчекской культуры с территории Франции, то это подкрепляет именно европейское происхождение северных индоевропейских соседей древнего Китая. Свои сенсационные открытия Ковалёв изложил в книге «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий». Он избран членом-корреспондентом Германского археологического института, очень авторитетного научного учреждения. Но вот парадокс до сих пор не удосужился защитить ни докторскую, ни даже кандидатскую диссертацию. Это когда многие его коллеги, не имеющие соизмеримых научных заслуг (а то и никаких), щеголяют научными степенями.
Так что прародина всех индоевропейцев в Европе, и славян в том числе. Даже те индоевропейцы, которых забросило в Индию, Малую Азию и Китай, происходят из Европы.
Уж простите, за флуд. Но помянем донецкий музей.
Обильная смесь обрывков фраз с путаницей падежей и знаков препинания под ником igordfree мне непонятна. Непонятно также, к чему сей автор относится положительно, к чему отрицательно. Желательно, чтобы участники дискуссии входили в нее в трезвом состоянии.
Ответ Петрова в том же духе: «Уж простите за флуд. Но помянем донецкий музей». Какое отношение имеет донецкий музей ко всему сказанному об индоевропейской прародине?
Лев Самуилович,здравствуйте…Ещё вопрос о миграциях.Лет 20 назад мне в руки попалась книга «Кто вы,айны? Ч.М. Таксами и В.Д. Косарева.Авторы рассматривают множество гипотез происхождения айнов,айнского языка.Среди них есть гипотеза о западном(индоевропейском) происхождении айнского языка,особенно его лексики. Сейчас этой книги у меня на руках нет,поэтому примеры привести не могу,но суть самой гипотезы запомнил хорошо.Как Вы думаете,возможно ли это?Есть ли археологические данные о миграции с Запада на Дальний Восток?Или с Алтая(чемурчекская культура)? Или это просто совпадение?
Заранее «спасибо» за ответ.
В 70-е годы высказывались предположения о тохарской этимологии некоторых слов айнского языка. Однако эти взгляды признаны ошибочными (найдены более убедительные соответствия). См. Thomas «Erforschung des Tocharisches». Антропологически айны весьма близки более южным народам Тихого океана, с их языком все еще далеко не ясно.
Tree versus wave model.
Древовидная (дискретная) модель, на которую тут упираются, в проигрыше.
(Ностратическая теория не принята и даже разоблачена.)
Более вероятно — «взаимное заимствование», волна.
Ringe, Don & Warnow, Tandy (2005). «Perfect Phylogenetic Networks: A New Methodology for Reconstructing the Evolutionary History of Natural Languages» . Language: Journal of the Linguistic Society of America 81 (2): 382–420. doi : 10.1353/lan.2005.0078 .
http://www.cs.rice.edu/~nakhleh/Papers/NRWlanguage.pdf
По крайней мере более раннее движение переселенцев в сторону Европы уже «несло следы индоевропейского языка».
Даже финский язык имеет грамматический строй архаичного индоевропейского языка но обогащен словами уральского «языка».
Пруф линка дать не могу.
Подробная информация доступна в реферируемых журналах, кто считает себя специалистом должен знать и хотя бы отметить в статье.
Происходило (и происходит сегодня) заимствование и обогащение языка, конвергенция.
На этом можно закончить.
Г-н «Игорфри», нужно Вам изучить английский язык хотя бы в рамках школьной программы. Вы привели ссылку на очень хорошую статью (кстати, советую всем ее скачать). Однако статья говорит о том, как построить правильное «древо» расщепления языков (на примере индоевропейских) с учетом сходств, полученных в результате ареальных контактов. Авторы предлагают новый вариант «древа», не очень отличающийся от уже известных гипотез. Ни о каком «ниспровержении» теории «ветвления» языков здесь не говорится. Тем более о «ниспровержении» ностратической теории. На сегодняшний день работы Иллич-Свитыча, Старостина и Долгопольского являются основой современной сравнительно-исторической лингвистики. И мы по праву можем гордиться, что Россия была и остается центром этого передового научного направления (кстати — о поддержке научных школ! на заметку ТрВ).
Грамматический строй финского языка не имеет в основе ничего общего с индоевропейскими языками, поскольку финский — аглютинативный язык, а индоевропейские — аналитические. Заимствований в лексике, акцентной системе и т.д., конечно, много. Ничего удивительного — долгое соседство.
В общем, для «Игоря» советую не поучать других, а немножко поучиться самому.
А. Кочкину.
Происхождение языка определяется не корнями его лексики, а формированием его грамматической системы. Лексика обычно имеет много корней. Если уж брать лексику, то основную, базовую. Обычно преемственность по ней совпадает с преемственностью по грамматической системе.
«Теория волн» и гипотеза конвергенции (скрещения и схождения) языков («пирамида») существуют издавна (И. Шмидт, Н. Я. Марр, Н.С. Трубецкой), но победить «теорию древа» не смогли. Советский запрет на «теорию древа» («буржуазную индоевропеистику») продержался до 1950 года и был снят самим Сталиным. Это сразу же сделало все остальные гипотезы сугубо маргинальными течениями.
Роману.
Вы ведь пишете не только «По поводу учченный или учёный ну может просто так напечатал какая разница», но и «На западе журналов по солиднее наших на много достаточно» Правильно: посолиднее, намного, сочетание «намного достаточно» вообще невозможно. Вы просто не знаете русского языка, а беретесь судить не о языке — о науке. Сибирский журнал, который Вы считаете лучшим в России («все знают»), действительно хорош, но у него есть свои недостатки, например, отсутствие отдела рецензий. Если мы посмотрим, какие статьи привлекают наибольшее внимание специалистов (как самые интересные и солидные), то это не обязательно статьи из этого журнала. То, что он печатается на двух языках, очень важно. Не все журналы могут себе это позволить: не всем это по карману. Значительная часть привлекательности этого журнала зависит от этого.
То что я не докончил свою мысль это не проблема я дальше написал как надо, тем более писал не с компа.
А по существу что такое наука Вы знаете лучше многих. Речь шла о том, что очевидно, что музей Рериха это не та организация которая должна издавать научные книги по этнологии, я не являюсь языковедом, этнологом и т.д., я ЛЮБИТЕЛЬ, но в то же время смогу отделить книгу учёного от, любителя, которые «решают глобальные проблемы» тем более сам неоднократно бывал на всякого рода мероприятиях в Музей им. Рериха и знаю о чем говорю, это хороший музей но все же не институт.
Понятно даже не читая, что любая научная работа публикуется под тем грифом, какого она достойна. Если работа достойна серьёзного грифа, она представляется на обсуждение в соответствующее учреждение, издательство и т.д. Если работа публикуется Музеем Рериха, значит, это её уровень. Вряд ли возможна ситуация с «непризнанной гениальностью».
Так что будучи любителем я все же смогу понять где больше профессионалов, исследователей, ученых в Музее имени Рериха или в в институте этнологии РАН, в других институтах РАН в МГУ.
По поводу всякого рода академий, их сейчас много, даже за рубежом, хотя там с этим все просто, титулы значения не имеют, самое главное в каких журналах ты публикуешься, если это хотя бы не топ 50, будь ты хоть трижды академиком марсианских академий твоё мнение мало кого заинтересует.
В России вообще мало журналов которые интересны за рубежом, но мне так же известно что есть Сибирский журнал и есть Этно обозрение которое хоть в какой то степени интересует профессионалов за рубежом, остальные журналы для мирового научного мира проходят бесследно.
По поводу Сибирского журнала и ЭО можно просто по именам посмотреть кто там печатается и какие организации.
Вы не в том музее были. Были Вы, видать, в Межд центре Рерихов — это общественная организация. А музей-инст семьи Рерихов — государственное учрежд культуры Санкт-Петербурга. Он ведет активную археологическую экспедиционную деятельность — в том числе семь лет раскопок в Монголии, Туве, Алтайском крае и Республике Алтай. Работает совместно с Алтайским государственным университетом, Эрмитажем и Санкт-Петербургским государственным университетом. Я уже писал выше, что для научной публикации необходимо компетентное внешнее рецензирование и редактирование. Это обеспечено для всех публикаций музея (на уровне ведущих специалистов соотв. области знания).
Честно говоря, я это не для Вас пишу, а для других, которых Ваши неграмотные комменты могли поставить в тупик.
Кстати, Вы вообще не знаете археологических журналов России. Так, например, ведущими ВАКовскими периодическими журналами являются «Российская археология»(Инст арх РАН), «Записки ИИМК», «Археологические вести» (ИИМК). Археологи из Москвы и Санкт-Петербурга печатаются в этих изданиях. Кроме того, в ВАКовский список входят вестники университетов, специальные выпуски которых посвящены археологии, этнографии и древней истории — это несколько десятков журналов со строгим отбором материалов. Имеются периодические издания институтов Уральского отд РАН, Дальневосточного отд РАН и т.п. Множество достойных периодических изданий выпускают музеи, в том числе региональные. Насчет откликов на Западе — конечно, если статья выходит на английском языке — ей сразу гарантирован интерес. Поскольку они там никакого языка, кроме своего, знать не знают и знать не хотят. Так у них образование поставлено. А как раз «Археология, этнография и антропология Евразии» выходит параллельно на английском. У них там деньги есть на перевод. Вот и весь секрет. А так мы сами переводим на английский и публикуем в сборниках конференций и в периодике на Западе.
ВАКовский список это не гарантия качества есть много журналов которые публикуют статьи платно хотя и входят в список ВАК. Какой журнал чего стоит все знают без ваковского списка. Иметь публикацию в Сибирском журнале или в ЭО это все же другое. Согласен журналов полно…. но что толку.
То есть Вы хотите сказать что в России есть десятки более чем достойных журналов по археологии. На мой взгляд это спорно.
Если у Вас действительно, возможно хорошие статьи, я ведь не спорю, то вы с успехом сможете их опубликовать в достойном журнале в России (которых повторюсь не так много как хотелось бы) а самое главное за рубежом. А я будучи любителем не буду на себя брать неподъёмную для меня функцию рецензента и оценщика, а доверюсь редакторам и рецензентам этих уважаемых журналов.
Что я не понятно пишу, Вы тут все я смотрю слишком грамотные, а у меня все просто. Хорошая статья хороший журнал, лучшая статья в лучший журнал, средняя статья средний журнал и т.д. Допускаю что это не всегда так, но автор хороших, лучших статей всегда доходит до лучших журналов.
Всем всего хорошего и успехов!
1
По поводу развития индоевропейских языков, естественно они «породились» из агглютативных и активных.
Как язык «межплеменного общения» гипотетически будет становится флективным. ( Саамские и некоторые иные языки ареала флективные. )
Агглютинативные древние ( Более распространенные географически) -> флективные (в результате дрейфа постепенно переходят в аналитические)-> аналитические (меньше флексий). И так далее, разные изменения.
История французского -> изолирующий раннеиндоевропейский, флективные позднеиндоевропейский и латинский, аналитический среднефранцузский и изолирующий современный разговорный французский.
В романских языках прежняя латинская система словоизменительной морфологии уступила место аналитическим формам.
Вы правда верите что когда-то был единый индоевропейский язык?
Был взаимопонимаемый диалектный континуум.
2
В современности и китайцы пишут в международных журналах. Нет сугубо национальных научных журналов, это анахронизм.
Наука интернациональна.
PS\
Есть креационисткие журналы, вроде «нешнл географик» (не путать с одноименной передачей), там как раз пропечатана «политическая гипотеза» о европейском центре языков и охоте на динозавров.
Есть сугубо политические журналы, которые финансируют государства, там про древних укров и библейских евреев, эстов которые уничтожили последних мамонтов.
К сожалению, Вы рассуждаете об авторитете научных журналов, не зная отношения к ним в ученой среде. Прислушайтесь к тому, что говорят профессионалы. Их мнения можно собрать, используя интернет-ресурсы типа archaeology.ru, где собраны востребованные научной средой работы в копиях (публикации из различных изданий), academia.edu и т.п.
Это было для Романа!
Про развитие языков — у Вас полная околесица, окрошка из псевдонаучных обозрений типа упоминаемых Вами про древних укров и мамонтов, истребленных эстонцами. Почитайте учебник С.А.Бурлак, С.А.Старостин «Введение в лингвистическую компаративистику». М:УРСС, 2001 (также переиздания). Его, насколько я знаю, можно скачать в интернете. Вы ознакомитесь с методами реконструкции праязыкового состояния и выявления родства языков и ареальных контактов.Кроме того, зайдите на сайт С.А.Старостина «Вавилонская башня» http://starling.rinet.ru/indexru.htm . Вы найдете там этимологические базы данных по всем языкам мира. Кроме того, там размещено немало статей по сравнительно-историческому языкознанию.
Более ранние работы советовать не буду. Дай бог Вам это освоить.
Что касается «Нэшнл джиогрэфик», то общество, издающее этот журнал и соответствующие фильмы, долгое время финансирует глобальный проект по человеческой генетике. В результате выявляются реальные пути миграции человека из Африки и т.п. Креационистами их назвать сложно. Посмотрите на их сайте. Насчет «политической гипотезы о европейском центре языков» — очередная околесица: каких языков? всех, что ли — бред.. для какой эпохи? почему «политическая»? У каждой статьи в журнале есть автор, это в основном ученые, на популярном уровне излагающие свои идеи. Если Вы приведете его имя, можно будет хотя бы понять, что имеется в виду.