В течение многих лет меня занимал вопрос о происхождении индоевропейцев: где находилась их прародина? У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а с какой стати этот еврей интересуется происхождением индоевропейцев, а не, скажем, семитов? Но, во-первых, не обязательно болеть диабетом, чтобы изучать диабет, а во-вторых, я еврей по происхождению, а по языку и культуре я русский. Более того, мои предки за несколько поколений до меня говорили на идише, а это — индоевропейский язык, диалект немецкого. Некоторые из них знали древнееврейский, но лишь как язык духовных книг — подобно церковно-славянскому для русских.
Скажу более того, индоевропейцы — это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего. Предполагается, что в глубокой древности это был один народ, позже разделившийся и расселившийся широко. Но при этом язык распространялся и с небольшими группами людей, охватывая народы, говорившие ранее на других языках. Поэтому ныне у индоевропейцев разный антропологический (расовый) состав, разные культуры. Сравните итальянцев с норвежцами, испанцев с таджиками или с говорящими на хинди. Если же говорить о европейских ценностях, то их разделяют и финны, и венгры, принадлежащие к другой языковой семье — финно-угорской, и японцы, находящиеся вообще далеко в Азии.
Полтораста лет прошло со времени открытия родства индоевропейцев. Изначально в связи с этим открытием националистически настроенные немецкие ученые возлагали надежды на то, что это выявит особое положение германской ветви языков и народов, что прародина разместится в Германии и что это прародина всех индоевропейских языков (поэтому их первоначально называли «индогерманскими»). А это докажет особую древность германцев или их особую инновационность, связь с некой высшей расой. Ничего этого в самом открытии не содержится и, стало быть, не должно влиять на исследование вопроса. С тем же основанием ханты и манси могли бы претендовать на старшинство по отношению к венграм, а тувинцы — по отношению к туркам. Выяснение же вопроса о прародине важно для решения ряда чисто научных задач — выяснения закономерностей и общего хода развития языков, его связи с историей, расселением и экологией, образования конкретной картины размещения языков и народов и т.д. Ну, и как-то любопытно знать, мы по языку издревле европейцы или нет. Языковеды обводят на карте одинаковые языковые явления границами — изоглоссами. Где одинаковых много, получаются пучки изоглосс. Если считать, что более объемистые древнéе и обрисовывают ствол, а более мелкие указуют детализацию, развившуюся позже, то вот и модель родословного древа языков. Есть изоглоссы, объединяющие всю группу индоевропейских языков, а есть более ограниченные, объединяющие только ту или иную часть из них — западную, восточную — и еще более узкие внутри каждой из них. А реконструированный словарь каждого языка позволяет представить экологию прародины и хозяйство каждого из реконструированных пранародов и положить их на карту археологических культур. Глоттохронология (расчеты, исходящие из регулярности обновления языка) позволяет с удовлетворительным приближением определить и эпоху, в которую нужно поместить пранарод, и этапы его распада.
Но среди лингвистов и среди археологов мало согласия в конкретном размещении всех этих реконструированных пранародов на археологической карте. Давно отброшено размещение индоевропейской прародины в Индии — изучение Ригведы показало, что индоарии вторглись в Индию с севера на заре письменной истории. Отброшены и сказочные размещения «нордической» арийской прародины в Арктике. Однако всерьез обсуждаются минимум пять локализаций прародины на карте, и на обсуждении сказывалось длительное недоверие археологов к миграциям.
- Север Центральной Европы. За этой гипотезой то преимущество, что прародина расположена в исходном очаге исторических миграций (германцы, славяне), но исторический очаг не обязательно действовал и в доистории, а географически это край индоевропейского ареала.
- Юг Центральной Европы — Среднее Подунавье, Балкано-Карпатский регион. За этой гипотезой то преимущество, что эта территория считалась древнейшим центром земледелия, расположена в центральном очаге миграций кельтов и требует минимума миграций для конечного размещения большинства индоевропейских народов на местах их исторического проживания; однако языки культур, расположенных в этом очаге, очень отличаются от реконструированного языка индоевропейцев.
- Степи Восточной Европы. Облик номадов этого региона вроде бы отвечает языковой реконструкции, и Великое переселение народов шло именно по степям из Азии в Европу. Но то было в конце античности, а до этого времени миграций населения степей ни в остальную Европу, ни в Малую Азию не прослеживается. Те миграции, которые можно уловить, шли в противоположном направлении.
- Малая Азия и Закавказье. Эта гипотеза позволяет увязать индоевропеизацию Европы с ее неолитизацией и отодвинуть весь процесс на несколько тысяч лет вглубь прошлого. Но, опять же, пришлось бы признать индоевропейским то догреческое население Южной и Центральной Европы, которое никак не походило на реконструированных праиндоевропейцев — с совершенно другими языками.
- Широкая прародина, включающая всю Европу или ее значительную часть. Эта гипотеза удобна тем, что почти исключает необходимость миграций вообще: все сидят испокон веку на своих местах. Но с ней очень трудно объяснить происхождение близких сходств.
Почему же до сих пор нет единого рисунка родословного древа, удовлетворяющего всех, и нет одного убедительного размещения индоевропейской прародины на карте?
Дело в том, что, во-первых, у лингвистов малые пучки изоглосс, по которым строятся ветви родословного древа языков, не строго вписаны в крупные пучки, а пересекают их границы: у каждого языка сходства охватывают то одни соседние языки, то другие, то третьи, по-разному пересекая границы больших групп. Нужно выбирать, какие сходства отнести за счет родства, а какие за счет контактов. Во-вторых, для установления родства важно, совместные ли тут инновации или общее наследство от предка. А это очень трудно распознать. В-третьих, слова меняли свое значение и восстанавливать по ним древние экологию, хозяйство и общество рискованно. Что же до глоттохронологии М.Суодеша, то она построена на принципе равномерного изменения лексики, тогда как есть ряд искажающих факторов, и датировки Суодеша признаны сейчас искаженными. С.А.Старостин откорректировал метод и получил более длинную хронологию, но является ли его исправление последним? Два биолога предприняли новую разработку метода, но получили даты, в частностях мало отвечающие представлениям о ходе членения.
Археологи же вообще не могут судить о языковой преемственности, а только о преемственности культурной, которая с языковой где-то совпадает, а где-то не совпадает. Для археологов будущего, по впечатлениям от анализа материальной культуры, Россия в ХХ веке была завоевана Западом, тогда как на деле было нечто противоположное: российские войска побывали в Берлине и Вене. Языковая преемственность в России, во всяком случае, не нарушена.
Вот и строятся разные версии родословного древа языков, кардинально расходящиеся.
Что же делать? Как мне представляется, нужно искать индивидуальные совпадения ситуаций, когда в истории данного круга народов неразрывно сцепляются друг с другом события в разных сферах — языке и материальной культуре. Это бывает, в частности, при дальних разовых миграциях, когда сталкиваются резко различные этносы, сравнительно легко опознаваемые. Вот два таких случая.
1. Миграция хетто-лувийцев в Анатолию. На рубеже ХХ века чех Бедржих Грозный открыл, что на глиняных табличках из Малой Азии клинописью записаны тексты на каком-то индоевропейском языке. Это был язык древней цивилизации хеттов. Когда стали выяснять положение хеттов в индоевропейской семье, оказалось, что они стоят совершенно на отшибе, далеко от всех остальных — славян, германцев, италиков и т.д. Стало ясно, что при делении индоевропейского праязыка они отделились первыми. Значит, либо все индоевропейцы происходят из Малой Азии, либо хетты и их близкие родственники лувийцы в Малую Азию прибыли с территории прародины. Поскольку до хеттов, по всем данным, в Малой Азии проживали неиндоевропейские народности, с которыми хетты смешались, получив их имя и южный физический облик, пришлось избрать концепцию вторжения хеттов (и лувийцев). Их предшественников в Малой Азии стали условно звать хаттами. Кроме хаттов в Малой Азии жили хурриты, каски и другие народы с языками, схожими с северокавказскими. Индоевропейский хеттский язык использовался в Анатолии по крайней мере с ХVIII века до нашей эры, как свидетельствуют клинописные таблички. Та же археологическая культура, которая включает в себя эти таблички, существует на этом месте по меньшей мере с ХХI века.
Но насколько раньше этой даты хетты вторглись в Анатолию и с какой культурой? Коль скоро остальные индоевропейские народы жили большей частью в Европе, вторжение предполагалось с севера. Но они могли прийти через Кавказ, из степей, а могли с Балканского полуострова и Подунавья, через проливы. Этот район был связан с Малой Азией; археологически — с замечательным памятником Троей. Еще в 1963 году венгерский археолог Нандор Калиц представил много сравнительных таблиц керамики, металлических изделий и каменных статуй, показывающих близкое родство обширной баденской культуры медного века Среднедунайского региона (в Венгрии она называлась пецельской, в Румынии — коцофень) с культурой разных слоев Трои: лицевые урны с поднятыми ручками, антропоморфные фигурки с перевязями крест-накрест, модельки повозочек, миски с катушечными ручками, дома с апсидами и т.д. Баденская культура, по тогдашним представлениям, датировалась примерно 2000–1700, а II–V слои Трои — 2500–1500 годами до нашей эры, то есть для Калица было несомненным, что воздействие шло с юго-востока на северо-запад, из Трои на Дунай. Однако вскоре радиоуглеродная революция перевернула эту концепцию. Баденская культура ушла вглубь веков и теперь датируется 3600–2800 годами до нашей эры, тогда как означенные слои Трои датируются 2600–1700 годами и даже Троя I начинается только около 2900 года.
Как ни странно, никто не сделал вывода из этого переворота. Ясно, что таблицами Калица представлено не влияние Трои на баденскую культуру Подунавья, а наоборот — воздействие баденской культуры Подунавья на Малую Азию.
Совершенно ясно, что возникновение культуры Трои и окружающих территорий Малой Азии должно связываться с прибытием туда носителей баденской культуры в первые века III тыс. до н.э. Есть смысл считать это временем прибытия из Подунавья хетто-лувийцев (то есть анатолийской группы индоевропейских языков) в Малую Азию. Дж. Мелларт в интересной работе 1966 года по малоазийской археологии проследил крупные опустошения и разрушения в ряде районов запада Малой Азии около 2600, около 2350 и около 1700 годов, но он еще не учитывал раннюю датировку баденской культуры.
Баденская культура по традиции считалась развившейся из местных дунайско-карпатских культур предшествующего времени: Чернавода I и III; из нее — Болераз (протобаденская); а уж из нее — Баден. Такая традиция отражена в работах В.С. Титова (2000). Но еще в 1959 году чешский археолог Эвжен Неуступны детально разработал другую культурную линию, выведя баденскую культуру из культуры воронковидных кубков и проследив пять этапов изменения керамики (Neustupny 1959). Возможно, корни баденской культуры (как и любой археологической культуры) различны, но с какими из них была сопряжена языковая преемственность, археология не может поведать. Более обоснованной мне представляется линия от культуры воронковидных кубков, потому что она позволяет увязать хетто-лувийцев с общим корнем индоевропейцев. Культура воронковидных кубков Северной Европы конца V–IV тыс. до н. э., как известно, давно выдвигается на эту роль. Возможность вывести из нее хеттов в середине IV тыс. до н. э. усиливает эту версию.
2. Тохарская миграция. В самом конце XIX века в бассейне Тарима в Синьцзяне были открыты рукописи VI–VIII веков, написанные индийской письменностью, но на каких-то иных языках, которые удалось распознать как индоевропейские, но не индоарийские. Эти языки, очень схожие с западными индоевропейскими, индийцы называли тохарскими. Когда стали определять положение тохарских языков в индоевропейской системе, оказалось, что они отделились от индоевропейского корня вторыми, сразу после хеттских. Арийские (индоарийский, иранский) и родственные им греческий и армянский отделились уже потом. Значит, если найти место отделения тохаров, то это также может помочь определить прародину всех индоевропейцев.
Археологическая идентификация тохаров давно занимает исследователей. Предлагались разные версии, и я также в этих поисках участвовал. Но все версии (афанасьевская культура, фатьяновская через карасукскую, сейминско-турбинская) обладают одним общим свойством: они избирают в качестве искомой культуру промежуточной территории и уже достаточно развитую. Нет их прямых представителей ни в Синьцзяне, ни в Западной Европе.
Тут надо рассказать об одном из моих учеников. Алексей Ковалёв с юности отличался упорством в науке и задором в политике. Друзья прозвали его Китайцем за то, что он изучил китайский язык и обложил себя китайской литературой. Он занимался и политикой: собрал первые в Петербурге митинги, по его предложению была распущена комсомольская организация Университета, он был избран депутатом Ленсовета, и его продолжают избирать депутатом Заксобрания до сих пор. Значит, народ высоко оценивает его деятельность на посту законодателя и своего защитника. Но это очень своеобразный депутат: каждое лето он уезжает начальником археологической экспедиции в Китай или Монголию или в Туву и копает до морозов.
А теперь он ездит регулярно и во Францию, потому что ему за время с конца 1990-х удалось раскопать и распознать на Алтае и в Синьцзяне археологические памятники культуры второй половины III — начала II тыс. до н. э., которая названа чемурчекской. Памятники как две капли воды похожи на чуть более ранние памятники Франции и Швейцарии — те же своеобразные мегалитические гробницы, те же статуи очень редкостного типа, та же керамика! И сами погребенные отнюдь не монголоиды, а отчетливые европеоиды. Перед нами случай разовой и дальней миграции на 6,5 тыс. км, что у нас долго считалось невозможным и нереальным (правда, я всегда считал это возможным).
Неолит Франции – это ближайшее западное соседство культуры воронковидных кубков Северной Германии, Ютландии и Польши. Во Францию заходит ее западный отпрыск михельсбергская культура. В бассейне Тарима и в последующие времена продолжало существовать население с европейскими антропологическими характеристиками, носившее одежду из шерстяных тканей с клетчатым узором (излюбленный тип ткани у кельтов) и плащи с наплечной застежкой-булавкой, из которой в Европе развилась фибула.
Во всяком случае, если считать доказанной миграцию чемурчекской культуры с территории Франции, то это подкрепляет именно европейское происхождение северных индоевропейских соседей древнего Китая. Свои сенсационные открытия Ковалёв изложил в книге «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий». Он избран членом-корреспондентом Германского археологического института, очень авторитетного научного учреждения. Но вот парадокс до сих пор не удосужился защитить ни докторскую, ни даже кандидатскую диссертацию. Это когда многие его коллеги, не имеющие соизмеримых научных заслуг (а то и никаких), щеголяют научными степенями.
Так что прародина всех индоевропейцев в Европе, и славян в том числе. Даже те индоевропейцы, которых забросило в Индию, Малую Азию и Китай, происходят из Европы.
Tags | власть, исторические фрики, недоучки ]
По словам председателя (Комитета по образованию — FR) Вячеслава Никонова, тема предстоящий дискуссии важна не только для системы образования, но и для всего российского общества.
«От того, что будет написано в учебниках, и от того, насколько убедительно и увлекательно это будет написано, зависит отношение целого поколения молодежи к истории своей страны. Всегда необходимо помнить, в какой стране живешь и работаешь, знать ее традиции. У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества – нацизм, проложила дорогу в космос. Но мало, где так слабо знают и недорого ценят свое прошлое и настоящее», — сказал В.Никонов.
(по состоянию на момент поста — все выделенное курсивом было доступно на сайте ГД РФ, найдено по наводке Лентача)
————-
http://science-freaks.livejournal.com/2524823.html
Цитата.
Политики варится в религиозно-патриотическом собственном соку. Далеки от народа и науки.
Безобидно, пока не начинают убивать, независимо от страны, оправдывая дикими идеями.
Поэтому так важно донести
Лев Самуилович…Спасибо за ТЕМУ….Нашёл «ТОХАРЫ», или как их называют и просто с интересом читаю то, что Вам уже давно известно…Нашёл интересный материал по «трупам» с фотографиями ТОХАРских мумий….aquilaaquilonis — Тохары – R1a1a Конечно неудобно это здесь звучит, но как оказалось, ряд предметов ТОХАРСКОЙ культуры имеют в орнаменте «свастику», так сказать «арийский » признак….В статье указывается, что благодаря ЭТОЙ ЭПОХЕ ряд слов китайского языка навсегда приобрели ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ КОРНИ — корова, колесо и ещё….что то….(про арийское завоевание ) .На картах есть один существенный пробел, связанный с регионами той части Сибири, где костные останки не сохраняются…но следы КУЛЬТУРЫ, предшествующей и аналогичной ТОХАРСКОЙ прослеживаются…..Афанасьевская и.. Опять же вопрос ..Наличие общих элементов материальной культуры доказывает ли возможность наличия «одного » языка, без подтверждающего изучения костных останков…
Сергею.
Вы полагаете, что «вопрос о том, а кто такие РУССКИЕ вообще…» — это ясный вопрос? И что я ухожу от него под предлогом Вашей сбивчивой и неясной речи? Хорошо. Задайте его другим.
«Полагаю..Когда Вы высказались о «ИГЕ» ВЫ что-то НЕ ВЫСКАЗАЛИ….» — это Ваше подозрение тоже неясное. Что именно я не высказал? И что вообще я должен был высказать, чтобы Вы были довольны?
Лев Самуилович…..Вопрос о ИГЕ точно становится мне лично всё более интересным….Судя по тому «сбивчивому» рассуждению, от монгольских степей на востоке, ариев и тохар на юге и до кельтов на западе — повсеместно присутствуют люди одной «занятной» гаплогруппы, которая ТО ЗАВОЁВЫВАЕТ, ТО ЕЁ ЗАВОЁВЫВАЮТ…Судя по советскому учебнику истории, славяне — носители индоевропейского языка жили в неком небольшом ареале, очень красиво изображённом художником Рерихом…Но по Вашим же изысканиям, народы, родственные славянам, давно расселялись на восток и контактировали с теми же китайцами….Так что ИГО что ? Временная месть за ранее нанесённые обиды в размере того, что носители «занятной «гаплогруппы уже ПРИНОСИЛИ на восток? За долго до НАШЕЙ ЭРЫ?
Сергей, и всё-таки Ваша путанная речь загадками продолжает оставаться такой. Вы у себя в голове установили какие-то связи и, полагая, что у всех они такие же, выдаете наружу только концы этих туманных мыслей. Откуда я должен знать, что Вы там думаете об «иге» и о чьем иге?
Я не знаю, какая «занятная» гаплогруппа присутствует от монгольских степей до кельтов и ее то завоевывают, то она завоевывает.
Какие родственники славян давно расселились на восток, контактируя с китайцами, и почему они ответственны перед кем-то, кто из мести установил свое иго — над кем? Над родственниками славян или над славянами как родственниками тех, кто расселялся на восток? И вообще, продвигались народы, или языки, или расы и гаплогруппы?
И кто кому за это мстит? Если Вы в этих понятиях мыслите себе историю, то мне вообще с Вами не о чем говорить. Простите.
Вопросы на вопросы…Это для Вас нормально…Вашу мысль понял…Надеялся получить от Вас так сказать НОВУЮ КАРТИНУ ИСТОРИИ ЕВРАЗИИ, в замен того что учили в школе.. Спасибо за вопросы…Простите и меня…Проехали.
Лев Самуилович,здравствуйте!В своей статье «Происхождение индоевропейцев и археология»(«Этногенез и археология») Вы писали,что для отождествления чемурчекской культуры с тохарами есть несколько затруднений…Остались ли они в настоящее время? Или всё больше данных в пользу чемурчекской гипотезы?Возможно ли всё таки участие фатьяновской культуры в этногенезе тохаров-ведь данные генетики «говорят» в участии восточно-европейского населения в этом процессе? Возможно ли,что сейсмино-турбинская культура это миграция тохаров на запад?И ещё. В этой же статье Вы выдвигаете гипотезу, что арии(индоиранцы) могли совершать набеги на земли Среднего Подунавья,где жили предки кельто-италиков и устанавливать над ними власть? Возможно ли такое для взаимоотношений ариев и финно-угорских народов?
Заранее спасибо за ответ.
Альберту Кочкину
Затруднения по чемурчекской культуре остаются, как это всегда обстоит с новыми гипотезами. Надо же еще проследить продвижение чемурчекцев (или их наследников) в бассейн Тарима. Но за чемурчекской гипотезой больше всего фактов.
Какие данные говорят за участие восточноевропейского населения и в каком процессе? Тут нужно разбираться. Если Вы о гаплогруппе R1a1a, то она не только восточноевропейская, но и индийская, да и в каких культурных обстоятельствах она обнаружена? Тут всё неоднозначно.
До сих пор о миграции тохаров мыслили как о миграции с запада на восток. Если сейминско-турбинская — это миграция тохаров на запад, то из какой восточной культуры и как всё-таки они проникли на восток? А набеги ариев (то есть идоиранцев) на финно-угров, конечно, возможны, тому есть немало подтверждений (в языке и культуре).
Финно-угры вообще то политический термин.
Многие культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также автор научно-популярных книг Леннарт Мери неоднократно пытались найти в традициях эстонцев именно финноугорское наследие.
Традиция идет из Австро-Венгерской ( нем. Österreich-Ungarn) имперской пропаганды?
Перед Первой мировой создавались не менее изысканные патриотические мифы, хоть в России, хоть в Британии.
Современные же учёные относятся несколько по иному ко всему этому. См. ниже.
Уралофинские, балтийские, сибирские народы. (Международная классификация)
Якуты и буряты ( 80-90% линии N1c1), далее финны ( 61,5.% линии N1c1), саамы, чукчи, манси, ненцы.
У балтийских народов, например, эстонцев(34%), литовцев (42%), латышей (38%).
http://www.eupedia.com/europe/european_y-dna_haplogroups.shtml
Карта.
http://www.eupedia.com/europe/neolithic_europe_map.shtml
Идентификация «народа» по языку в мире редкость (начало 20 века). Как правило происходит там где не было выраженной идеократии или теократии.
На высказывание Игордфри.
Финно-угры — термин только лингвистической классификации и никакой иной. Кроме языкового родства (финно-угорская языковая семья) венгров с хантэ-манси, финнами и эстонцами объединяет, отличая от других, только очень далекое прошлое (был несколько тысяч лет тому назад один народ) и больше ничего. Ни культура, ни политические идеи, ни расовые особенности и т. д. Точно так же обстоит дело со славянами, кельтами и прочими.
Да, конечно, термин используют всякого рода политические манипуляторы, расисты всех мастей. Но незачем поддаваться на их уловки.
Якуты и буряты не относятся к этой языковой семье. То, что у них найдено преобладание гаплогруппы, заметной также у финноугров, означает лишь, что очень давно (скорее всего еще раньше, чем финно-угорский пранарод) существовала биологическая общность, из которой часть по определенным причинам заговорила на бурятском и якутском языках, а часть вошла в финно-угорскую общность, с другой речью. То есть у них общие биологические предки (причем далеко не все и не обязательно расовые), и разные языковые предки. Название родилось в языковой классификации и переносить его на другие нельзя, потому что языковая, культурная, расовая и просто биологическая преемственность проходили по разным линиям, редко совпадая. Одна и та же гаплогруппа может проявляться у европеоидов и негроидов.
1 Финно-угры — термином лингвистической классификации стал совсем недавно, перенесен с политической на лингвистическую дорогу, поэтому не распространен в научных публикациях, см. «уральский». Так же было и с индоевропейцами, читать Момзена, то были племена и народы.
2 был несколько тысяч лет тому назад один народ
———
Виртуальность как в индоевропейском.
Уралофинский народ ( можно перевести с английского не как народ а как группа людей) это условность территориальная, не пересекается с Uralic languages. Какие племена там жили и на каких языках говорили неизвестно. Уральские языки, если верить(данные не помню 3-4 тыс лет), относительно молодые по сравнению с Indo-European и Semitic.
Игордфри:
«Финно-угры — термином лингвистической классификации стал совсем недавно, перенесен с политической на лингвистическую дорогу, поэтому не распространен в научных публикациях, см. «уральский».»
Прошу сноски на первые труды, куда он «перенесен с политической дороги». Деятельность профессора Бубриха — это до «переноса» или после? «Уральские» — более общая категория, финно-угорская семья входит в уральские языки. То и другое — чисто лингвистические понятия.
Мне трудно перенести, когда поверхностно образованные дилетанты — без усвоения азов науки, но начитавшись двух-трех английских статей — судят о проблемах науки «с ученым видом знатока».
1 Ну так покажите, где в современных научных публикациях, к примеру в «современной лингвистической классификации» ( а не левые авторы и журнальчики) встречается это «выражение», когда финский язык и венгерский дальше расположены чем некоторые иные уральские языки, да и грамматический строй иной.
Кстати, в Европе времен Момзена, пробовали ввести праздник индоевропейских народов, но что то там не поделили. (Это уже исторические дебри)
2 Применение.
Политизация истории. Этнический национализм.
http://rus.err.ee/estonia/908f8f4f-718a-415f-a92d-d4f7fdba8b50 _»Государственным праздником День родственных народов был провозглашен 17 февраля. Его цель — показать принадлежность эстонского народа к семье финно-угорских народов и таким образом отметить общее наследие.»_
Расовые, религиозные и культурные различия финно-угорских народов
Западные финно-угры принадлежат к европеoидной расе. Но, например, самые близкие венграм народы – ханты и манси в Сибири, а также их соседи самодийцы – относятся к уральской подрасе, имеющей как европеоидные, так и монголоидные черты.
Посольство пишет.
http://www.estemb.ru/estonija/finnougorskie_naroda
Цитаты ранние и далеко не последние.
«Эстония должна принадлежать эстонцам, которые живут на этой земле уже 10 000 лет». Калев Ребане, член Исамалиит.
«Предки Эстонцев жили здесь уже около 10 000 лет назад, что позволяет считать Эстонцев одним из самых оседлых народов Европы.»
«Василек произрастает на эстонской земле уже более 10 000 лет. Обычно этот цветок растет во ржи, поэтому он напоминает эстонцам о хлебе насущном. Василек также украшает девичьи праздничные венки. Эстонский национальный цветок – василёк . Rahvuslill – RUKKILILL .»
«…the history of Estonia is not a particularly long one – around 10, 000 years – but its people have throughout this time retained a relatively stable ethnic homogeneity. Therefore Estonians can be regarded as one of Europe’s oldest nations.»
——
Отвечу чужими словами.
Создание мнимых общностей.
«Кристаллизирование и поляризация групп результат, а не причина насилия [Brubaker, 1999].»
Подробней на «Этничность без групп» Harvard University Press. Роджерс Брубейкер.
http://yanko.lib.ru/books/cultur/brubaker_rogers_ethnicity_without_groups_2004_ru_2012_408s_sl.htm
Масса примеров и библиография. Брубейкер показывает, что этничность, раса и нация представляют собой не объекты внешнего мира, а способы его видения, интерпретации и репрезентации.
«Как доказывал Вебер, этническая общность, основанная на вере в общее происхождение, «является как таковая всего лишь мнимой общностью, не общиной … но лишь фактором, облегчающим общее действие » [Weber, 1964, ]. Для Вебера этническая общность — больше, чем просто причастность к категории. Она есть категория — или, скорее, — включает категорию, которая используется самими ее членами. Но это показывает, что даже самокатегоризация не создает «группы».
«Если мы даже временно с этим согласимся, то вот что у нас получится. Я слышал, что на Земле существует около 8000 языков. К языкам, несомненно, нужно прибавить и диалекты. Это совершенно закономерно, если следовать «прецедентной» логике: если мы признаем, что те отличия, которые в некоторых местах определяют национализм, способны породить «потенциальный национализм» везде, где подобные отличия имеют место…»
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/04.php
Геллнер Э. Нации и национализм.
1 Термины.
The Uralic family comprises nine undisputed groups with no consensus classification between them.
Финский
Венгерский
Ханты
Мансийский
Мари
….
…
The terminology adopted for this was «Uralic» for the entire family, » Finno-Ugric » for the non-Samoyedic languages (though «Finno-Ugric» has, to this day, remained in use also as a synonym for the whole family).
Иные устаревшие названия.
Mordvinic is commonly seen as particularly closely related to or part of Finno-Samic. The term Volgaic (or Volga-Finnic ) was used to denote a branch previously believed to include Mari, Mordvinic and a number of the extinct languages, but it is now obsolete and considered a geographic classification rather than a linguistic one.
Салминеном, Тапани (2002): Проблемы в систематике уральских языков в свете современных сравнительных исследований
http://www.helsinki.fi/~tasalmin/kuzn.html
—————————-
2 Гипотеза происхождения, более современные данные.
Marcantonio, Angela. The Uralic Language Family: Facts, Myths, and Statistics. В сборнике: Publications of the Philological Society 35. Oxford: Blackwell. 2002.
Вторичная конвергенция идиом различного происхождения как родственных, так и неродственных в рамках языкового союза.