Индоевропейская прародина

Лев Клейн
Лев Клейн

В течение многих лет меня занимал вопрос о происхождении индоевропейцев: где находилась их прародина? У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а с какой стати этот еврей интересуется происхождением индоевропейцев, а не, скажем, семитов? Но, во-первых, не обязательно болеть диабетом, чтобы изучать диабет, а во-вторых, я еврей по происхождению, а по языку и культуре я русский. Более того, мои предки за несколько поколений до меня говорили на идише, а это — индоевропейский язык, диалект немецкого. Некоторые из них знали древнееврейский, но лишь как язык духовных книг — подобно церковно-славянскому для русских.

Скажу более того, индоевропейцы — это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего. Предполагается, что в глубокой древности это был один народ, позже разделившийся и расселившийся широко. Но при этом язык распространялся и с небольшими группами людей, охватывая народы, говорившие ранее на других языках. Поэтому ныне у индоевропейцев разный антропологический (расовый) состав, разные культуры. Сравните итальянцев с норвежцами, испанцев с таджиками или с говорящими на хинди. Если же говорить о европейских ценностях, то их разделяют и финны, и венгры, принадлежащие к другой языковой семье — финно-угорской, и японцы, находящиеся вообще далеко в Азии.

 Голова статуи (чемурчекская культура)
Голова статуи (чемурчекская культура)

Полтораста лет прошло со времени открытия родства индоевропейцев. Изначально в связи с этим открытием националистически настроенные немецкие ученые возлагали надежды на то, что это выявит особое положение германской ветви языков и народов, что прародина разместится в Германии и что это прародина всех индоевропейских языков (поэтому их первоначально называли «индогерманскими»). А это докажет особую древность германцев или их особую инновационность, связь с некой высшей расой. Ничего этого в самом открытии не содержится и, стало быть, не должно влиять на исследование вопроса. С тем же основанием ханты и манси могли бы претендовать на старшинство по отношению к венграм, а тувинцы — по отношению к туркам. Выяснение же вопроса о прародине важно для решения ряда чисто научных задач — выяснения закономерностей и общего хода развития языков, его связи с историей, расселением и экологией, образования конкретной картины размещения языков и народов и т.д. Ну, и как-то любопытно знать, мы по языку издревле европейцы или нет. Языковеды обводят на карте одинаковые языковые явления границами — изоглоссами. Где одинаковых много, получаются пучки изоглосс. Если считать, что более объемистые древнéе и обрисовывают ствол, а более мелкие указуют детализацию, развившуюся позже, то вот и модель родословного древа языков. Есть изоглоссы, объединяющие всю группу индоевропейских языков, а есть более ограниченные, объединяющие только ту или иную часть из них — западную, восточную — и еще более узкие внутри каждой из них. А реконструированный словарь каждого языка позволяет представить экологию прародины и хозяйство каждого из реконструированных пранародов и положить их на карту археологических культур. Глоттохронология (расчеты, исходящие из регулярности обновления языка) позволяет с удовлетворительным приближением определить и эпоху, в которую нужно поместить пранарод, и этапы его распада.

Но среди лингвистов и среди археологов мало согласия в конкретном размещении всех этих реконструированных пранародов на археологической карте. Давно отброшено размещение индоевропейской прародины в Индии — изучение Ригведы показало, что индоарии вторглись в Индию с севера на заре письменной истории. Отброшены и сказочные размещения «нордической» арийской прародины в Арктике. Однако всерьез обсуждаются минимум пять локализаций прародины на карте, и на обсуждении сказывалось длительное недоверие археологов к миграциям.

  1. Север Центральной Европы. За этой гипотезой то преимущество, что прародина расположена в исходном очаге исторических миграций (германцы, славяне), но исторический очаг не обязательно действовал и в доистории, а географически это край индоевропейского ареала.
  2. Юг Центральной Европы — Среднее Подунавье, Балкано-Карпатский регион. За этой гипотезой то преимущество, что эта территория считалась древнейшим центром земледелия, расположена в центральном очаге миграций кельтов и требует минимума миграций для конечного размещения большинства индоевропейских народов на местах их исторического проживания; однако языки культур, расположенных в этом очаге, очень отличаются от реконструированного языка индоевропейцев.
  3. Степи Восточной Европы. Облик номадов этого региона вроде бы отвечает языковой реконструкции, и Великое переселение народов шло именно по степям из Азии в Европу. Но то было в конце античности, а до этого времени миграций населения степей ни в остальную Европу, ни в Малую Азию не прослеживается. Те миграции, которые можно уловить, шли в противоположном направлении.
  4. Малая Азия и Закавказье. Эта гипотеза позволяет увязать индоевропеизацию Европы с ее неолитизацией и отодвинуть весь процесс на несколько тысяч лет вглубь прошлого. Но, опять же, пришлось бы признать индоевропейским то догреческое население Южной и Центральной Европы, которое никак не походило на реконструированных праиндоевропейцев — с совершенно другими языками.
  5. Широкая прародина, включающая всю Европу или ее значительную часть. Эта гипотеза удобна тем, что почти исключает необходимость миграций вообще: все сидят испокон веку на своих местах. Но с ней очень трудно объяснить происхождение близких сходств.

Почему же до сих пор нет единого рисунка родословного древа, удовлетворяющего всех, и нет одного убедительного размещения индоевропейской прародины на карте?

Сопоставительная таблица дунайских памятников и их троянских аналогий (выборка) (по Н.Калицу, 1962)
Сопоставительная таблица дунайских памятников и их троянских аналогий (выборка) (по Н.Калицу, 1962)

Дело в том, что, во-первых, у лингвистов малые пучки изоглосс, по которым строятся ветви родословного древа языков, не строго вписаны в крупные пучки, а пересекают их границы: у каждого языка сходства охватывают то одни соседние языки, то другие, то третьи, по-разному пересекая границы больших групп. Нужно выбирать, какие сходства отнести за счет родства, а какие за счет контактов. Во-вторых, для установления родства важно, совместные ли тут инновации или общее наследство от предка. А это очень трудно распознать. В-третьих, слова меняли свое значение и восстанавливать по ним древние экологию, хозяйство и общество рискованно. Что же до глоттохронологии М.Суодеша, то она построена на принципе равномерного изменения лексики, тогда как есть ряд искажающих факторов, и датировки Суодеша признаны сейчас искаженными. С.А.Старостин откорректировал метод и получил более длинную хронологию, но является ли его исправление последним? Два биолога предприняли новую разработку метода, но получили даты, в частностях мало отвечающие представлениям о ходе членения.

Сравнительная таблица археологических находок
Сравнительная таблица археологических находок

Археологи же вообще не могут судить о языковой преемственности, а только о преемственности культурной, которая с языковой где-то совпадает, а где-то не совпадает. Для археологов будущего, по впечатлениям от анализа материальной культуры, Россия в ХХ веке была завоевана Западом, тогда как на деле было нечто противоположное: российские войска побывали в Берлине и Вене. Языковая преемственность в России, во всяком случае, не нарушена.

Вот и строятся разные версии родословного древа языков, кардинально расходящиеся.

Что же делать? Как мне представляется, нужно искать индивидуальные совпадения ситуаций, когда в истории данного круга народов неразрывно сцепляются друг с другом события в разных сферах — языке и материальной культуре. Это бывает, в частности, при дальних разовых миграциях, когда сталкиваются резко различные этносы, сравнительно легко опознаваемые. Вот два таких случая.

1. Миграция хетто-лувийцев в Анатолию. На рубеже ХХ века чех Бедржих Грозный открыл, что на глиняных табличках из Малой Азии клинописью записаны тексты на каком-то индоевропейском языке. Это был язык древней цивилизации хеттов. Когда стали выяснять положение хеттов в индоевропейской семье, оказалось, что они стоят совершенно на отшибе, далеко от всех остальных — славян, германцев, италиков и т.д. Стало ясно, что при делении индоевропейского праязыка они отделились первыми. Значит, либо все индоевропейцы происходят из Малой Азии, либо хетты и их близкие родственники лувийцы в Малую Азию прибыли с территории прародины. Поскольку до хеттов, по всем данным, в Малой Азии проживали неиндоевропейские народности, с которыми хетты смешались, получив их имя и южный физический облик, пришлось избрать концепцию вторжения хеттов (и лувийцев). Их предшественников в Малой Азии стали условно звать хаттами. Кроме хаттов в Малой Азии жили хурриты, каски и другие народы с языками, схожими с северокавказскими. Индоевропейский хеттский язык использовался в Анатолии по крайней мере с ХVIII века до нашей эры, как свидетельствуют клинописные таблички. Та же археологическая культура, которая включает в себя эти таблички, существует на этом месте по меньшей мере с ХХI века.

Но насколько раньше этой даты хетты вторглись в Анатолию и с какой культурой? Коль скоро остальные индоевропейские народы жили большей частью в Европе, вторжение предполагалось с севера. Но они могли прийти через Кавказ, из степей, а могли с Балканского полуострова и Подунавья, через проливы. Этот район был связан с Малой Азией; археологически — с замечательным памятником Троей. Еще в 1963 году венгерский археолог Нандор Калиц представил много сравнительных таблиц керамики, металлических изделий и каменных статуй, показывающих близкое родство обширной баденской культуры медного века Среднедунайского региона (в Венгрии она называлась пецельской, в Румынии — коцофень) с культурой разных слоев Трои: лицевые урны с поднятыми ручками, антропоморфные фигурки с перевязями крест-накрест, модельки повозочек, миски с катушечными ручками, дома с апсидами и т.д. Баденская культура, по тогдашним представлениям, датировалась примерно 2000–1700, а II–V слои Трои — 2500–1500 годами до нашей эры, то есть для Калица было несомненным, что воздействие шло с юго-востока на северо-запад, из Трои на Дунай. Однако вскоре радиоуглеродная революция перевернула эту концепцию. Баденская культура ушла вглубь веков и теперь датируется 3600–2800 годами до нашей эры, тогда как означенные слои Трои датируются 2600–1700 годами и даже Троя I начинается только около 2900 года.

Как ни странно, никто не сделал вывода из этого переворота. Ясно, что таблицами Калица представлено не влияние Трои на баденскую культуру Подунавья, а наоборот — воздействие баденской культуры Подунавья на Малую Азию.

Совершенно ясно, что возникновение культуры Трои и окружающих территорий Малой Азии должно связываться с прибытием туда носителей баденской культуры в первые века III тыс. до н.э. Есть смысл считать это временем прибытия из Подунавья хетто-лувийцев (то есть анатолийской группы индоевропейских языков) в Малую Азию. Дж. Мелларт в интересной работе 1966 года по малоазийской археологии проследил крупные опустошения и разрушения в ряде районов запада Малой Азии около 2600, около 2350 и около 1700 годов, но он еще не учитывал раннюю датировку баденской культуры.

Баденская культура по традиции считалась развившейся из местных дунайско-карпатских культур предшествующего времени: Чернавода I и III; из нее — Болераз (протобаденская); а уж из нее — Баден. Такая традиция отражена в работах В.С. Титова (2000). Но еще в 1959 году чешский археолог Эвжен Неуступны детально разработал другую культурную линию, выведя баденскую культуру из культуры воронковидных кубков и проследив пять этапов изменения керамики (Neustupny 1959). Возможно, корни баденской культуры (как и любой археологической культуры) различны, но с какими из них была сопряжена языковая преемственность, археология не может поведать. Более обоснованной мне представляется линия от культуры воронковидных кубков, потому что она позволяет увязать хетто-лувийцев с общим корнем индоевропейцев. Культура воронковидных кубков Северной Европы конца V–IV тыс. до н. э., как известно, давно выдвигается на эту роль. Возможность вывести из нее хеттов в середине IV тыс. до н. э. усиливает эту версию.

Условные обозначения: КВК — культура воронковидных кубков, Б — баденская культура, М — михельсбергская культура, Т — Троя
Условные обозначения: КВК — культура воронковидных кубков, Б — баденская культура, М — михельсбергская культура, Т — Троя

2. Тохарская миграция. В самом конце XIX века в бассейне Тарима в Синьцзяне были открыты рукописи VI–VIII веков, написанные индийской письменностью, но на каких-то иных языках, которые удалось распознать как индоевропейские, но не индоарийские. Эти языки, очень схожие с западными индоевропейскими, индийцы называли тохарскими. Когда стали определять положение тохарских языков в индоевропейской системе, оказалось, что они отделились от индоевропейского корня вторыми, сразу после хеттских. Арийские (индоарийский, иранский) и родственные им греческий и армянский отделились уже потом. Значит, если найти место отделения тохаров, то это также может помочь определить прародину всех индоевропейцев.

Археологическая идентификация тохаров давно занимает исследователей. Предлагались разные версии, и я также в этих поисках участвовал. Но все версии (афанасьевская культура, фатьяновская через карасукскую, сейминско-турбинская) обладают одним общим свойством: они избирают в качестве искомой культуру промежуточной территории и уже достаточно развитую. Нет их прямых представителей ни в Синьцзяне, ни в Западной Европе.

Алексей Ковалёв, доцент культурологии, депутат заксобрания Санкт-Петербурга
Алексей Ковалёв, доцент культурологии, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга

Тут надо рассказать об одном из моих учеников. Алексей Ковалёв с юности отличался упорством в науке и задором в политике. Друзья прозвали его Китайцем за то, что он изучил китайский язык и обложил себя китайской литературой. Он занимался и политикой: собрал первые в Петербурге митинги, по его предложению была распущена комсомольская организация Университета, он был избран депутатом Ленсовета, и его продолжают избирать депутатом Заксобрания до сих пор. Значит, народ высоко оценивает его деятельность на посту законодателя и своего защитника. Но это очень своеобразный депутат: каждое лето он уезжает начальником археологической экспедиции в Китай или Монголию или в Туву и копает до морозов.

А теперь он ездит регулярно и во Францию, потому что ему за время с конца 1990-х удалось раскопать и распознать на Алтае и в Синьцзяне археологические памятники культуры второй половины III  — начала II тыс. до н. э., которая названа чемурчекской. Памятники как две капли воды похожи на чуть более ранние памятники Франции и Швейцарии — те же своеобразные мегалитические гробницы, те же статуи очень редкостного типа, та же керамика! И сами погребенные отнюдь не монголоиды, а отчетливые европеоиды. Перед нами случай разовой и дальней миграции  на 6,5 тыс. км, что у нас долго считалось невозможным и нереальным (правда, я всегда считал это возможным).

На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на запаДе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип)
На востоке показаны чемурчекская культура и место обнаружения тохарских языков, на западе — неолит Франции и Швейцарии, аналогичный чемурчекской культуре (ее прототип)

Неолит Франции – это ближайшее западное соседство культуры воронковидных кубков Северной Германии, Ютландии и Польши. Во Францию заходит ее западный отпрыск  михельсбергская культура. В бассейне Тарима и в последующие времена продолжало существовать население с европейскими антропологическими характеристиками, носившее одежду из шерстяных тканей с клетчатым узором (излюбленный тип ткани у кельтов) и плащи с наплечной застежкой-булавкой, из которой в Европе развилась фибула.

Во всяком случае, если считать доказанной миграцию чемурчекской культуры с территории Франции, то это подкрепляет именно европейское происхождение северных индоевропейских соседей древнего Китая. Свои сенсационные открытия Ковалёв изложил в книге «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий». Он избран членом-корреспондентом Германского археологического института, очень авторитетного научного учреждения. Но вот парадокс  до сих пор не удосужился защитить ни докторскую, ни даже кандидатскую диссертацию. Это когда многие его коллеги, не имеющие соизмеримых научных заслуг (а то и никаких), щеголяют научными степенями.

Так что прародина всех индоевропейцев  в Европе, и славян в том числе. Даже те индоевропейцы, которых забросило в Индию, Малую Азию и Китай, происходят из Европы.

195 комментариев

  1. 2

    http://s3.amazonaws.com/academia.edu.documents/32107482/Marcantonio_%28review%29.pdf20131018-27026-10yuxhl-libre-libre.pdf?AWSAccessKeyId=AKIAJ56TQJRTWSMTNPEA&Expires=1411901900&Signature=57z22%2BurRoHZQZhFBx%2FpHNJVRzA%3D
    Cкачать семь страниц книги можно тут, после регистрации.
    Marcantonio_(review).pdf20131018-27026-10yuxhl-libre-libre.pdf
    Прото-уральская грамматика как комбинация, там же про самоедские языки.
    Публикация Philological Society. 35
    Оксфорд.

  2. Господину Игордфри.
    По вопросу об этносе и этничности. Вы повторяете модную на западе и не обиженную вниманием также у нас концепцию этноса как фиктивного образования. Я не придерживаюсь ее и об этом писал также в ТрВ, критикуя тех крупных ученых, которые придерживаются. Повторять незачем. Найдите и прочтите, если интересно.
    По вопросу о Вашей путанице понятий о некоторых конкретных семьях языков. Статьи, временами появляющиеся в журналах, со смелыми непроверенными и пока не принятыми мыслями — это одно. А концепции, которых придерживается мейнстрим в науке — другое. Вы и не такое прочтете. Но не всё, что Вы вычитали, делает вас знатоком проблемы.

    1. Уважаемый Лев Самуилович…Ваш оппонент высказывает интересное мнение и даёт наводки на «что и где читать». Спасибо ЕМУ за это желание поддержать Вашу тему…А если не ЧИТАТЬ , то ОТКУДА ЖЕ ЗНАТЬ? Испытывать религиозное чувство к знаниям, которые «не кормили» ? Сколько человек -«УЧЁНЫХ» могут сформулировать обсуждение Вашей ТЕМЫ???? Я откровенно удивляюсь МАЛОЧИСЛЕННОСТИ или СТЫДЛИВОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ…. Ваша ТЕМА натолкнула меня на ЧТЕНИЕ литературы из Вашего списка и списка Ваших собеседников..и за это ВАМ — спасибо…..Кстати….отметили Новый год в гостях у знакомой, хотя «таковыми» не являемся….Это к вопросу «о конвергенции культур»

  3. Лев Самуилович,об отождествлении сеймино-турбинцев с тохарами хотелось бы почитать у В.В. Напольских(Удмуртский госуниверситет),но толь большинство его статей на эту тему на английском языке и отсутствуют ссылки(только перечень).Каковы его аргументы,неизвестно,возможно,эта гипотеза до конца не разработана,может это «тупиковый» путь?

    1. Альберт Кочкин…Спасибо за «наводку» на В.В. Напольского….С интересом прочитал его статью в одном из журналов «К начальным этапам этнической истории коми» ….

      1. Сергей,если можно,дайте ссылку или название журнала и статьи.Не знаю как к нему «подступиться»…

  4. Говорить о индоевропейской цивилизации и не упомянуть арийской и трипильской…?!
    С первой половины 16-го века нам, славянам-русичам вдалбливают норманскую теорию, по которой руссы пригласили к себе на управление германцев, а не западных славян, теперь делают тоже самое: индусы пришли в Европу (сразу же в Западную!) и утворили там индоевропейскую цивилизацию! Да когда русы-арийцы шли в Индию, в девственных лесах западной Европы дикие охотники ели содержимое желудков убитого зверья, не имея никаких навыков варева пищи на огне! И только 2 тысячи лет спустя, когда арии возвратились назад на просторы между Уралом и Карпатами, только тогда и начала Европа отсчитывать часы своей …евроиндийской цивилизации! Именно — Евроиндийской, а не Индоевропейской! Читайте Сергея Лесного «Откуда ты, «Русь»?, Юрия Каныгина «Путь ариев», смотрите фильм «ДНК-портрет нації» и всё, что найдёте про великую трипольскую Культуру, что распространялась в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье! В свете сказанного, хотел бы спросить у автора о цели, которую он преследовал, излагая ещё одну ложную гипотезу о происхождении индоевропейцев? Неужели вам не знакомо, что арийская цивилизация дала миру не только европейскую цивилизацию, но и …белую земную расу?
    «… Арии пришли в Персию и Индию по одним версиям из сибири, по другим — из прибалтики. Во всяком случае и там и там они оставили свои следы такие как Аркаим. Они много лет занимали доминирующее положение в центральной Азии, и оказали огромное влияние на формирование культуры Индии, Китая, Тибета, и Персии. Позднее, под натиском быстро распространявших свое влияние арабских народов, арии ушли на запад и сейчас составляют основной костяк европейского этноса», а это – мнение одного из участников арийского форума на сайте демотиваторы.ру! Согласитесь: и коротко и сердито!

  5. У -Ра…..Я живу на берегу реки СУРА….И уже давно задал вопрос автору этой «заметки» какое место в карте народов могли бы занимать обитатели стоянки СУНГИРЬ …Датировка сильно отличается от Ваших 2-3 тысяч лет…..Как и «культурный набор» находок…..А так как это место сильно выбивается из того что ВЫ упомянули, наш Хозяин, предпочёл увести беседу в сторону, но с «тохарами » и иными островками славянской гаплогруппы вышла «невязка» ….В.В.Напольский, рассматривая историю коми-языка, рассуждает о «расклинивании» территории носителей пра-языка носителями иных культур и как следствие самостоятельного развития языка в анклавах её носителей…..

  6. Сергей, мне сложно что-либо сказать по вашей заметке о обитателях стоянки СУНГИРЬ, скорее всего ваш вопрос для автора статьи останется без ответа, т.к. у нас с вами и у г-на Лева Клейна разные цели и задачи! Я в моей заметке хотел сказать только об одном: арийская культура — основной «антропологический» фактор в истории всех народов белой расы, что населяют современную Европу, и без учёта этого неприложного аргумента все остальные есть лишь — «вариации на тему»! Все эти научные изыски автора направлены на замалчивание места и роли наших арийских предков в истории евроиндинйской цивилизации и в истории земной цивилизации. Я вижу здесь науку на службе политики и не менее.

  7. Мне жаль Вас, У-ра. Всё, от Вашего ника до фейковой макулатуры, которой Вы начитались, выдает в Вас «ультрапатриота» и воинствующего дилетанта, с которым разговаривать бесполезно. Это те, которые увиваются вокруг Аркаима (памятника индоиранцев), мегалитов и трипольской культуры, всеми специалистами признанной не только не славянской, но и не индоевропейской, а скорее всего родственной северокавказским народам по языку. Но мнение специалистов Вам не нравится, Вы предпочитаете Лесного, Каныгина и прочих халтурщиков. Ну, и оставайтесь в своем качестве.

    1. «…трипольской культуры, всеми специалистами признанной не только не славянской, но и не индоевропейской…» — согласен, что трипольская культура — не славянская, но и не индоевропейская! Потому, что это славянские и индоевропейские культуры истоком имеют трипольские, а вернее арийские базисы! Интересно, а вам знакомы такие мероприятия «всех специалистов», как Всемирный конгресс «Трипольская цивилизация? Гигантский пласт исторической информации, еще не освоенной и на 10%, громадное количество археологических бесценных ценностей, спрятанных в схронах украинских музеев (подальше от человеческого ока и ума!)…все понимают, что имеют дело с чем-то архиважным, с базовым, с таким, что может перевернуть всю мировую науку-археологию и историографию, но…просто боятся признать это, боятся сказать миру правду о … о происхождении индоевропейцев…да и самих европейцев, а вернее — о великой Евроиндийской цивилизации, истоки которой — на исторической родине арийцев и трипильцев, т.е. на землях между Уралом и Карпатами!

  8. Да! Уж! Узнаю во гневных выдохах матёрого, проФФесионального учёного-норманиста! Тут всё ясно и без учёных советов: вы никогда не отступитесь от своих лжепарадигм о ничтожности (а потому и некчемности) славян-недоумков и о величии индо-норманцев! Это ваше: «…Ну, и оставайтесь в своем качестве», сродни базарному кликушеству, типа: «сам дурак», — говорит только о том, что прав-то я, когда напомнил вам о таком феномене, как арийская цивилизация и трипильская культура, которые только и являются той единой и настоящей прародиной евроиндийской цивилизации!
    Вот вы утверждаете, что «трипольской культуры, всеми специалистами признанной не только не славянской, но и не индоевропейской, а скорее всего родственной северокавказским народам по языку», но как тогда объяснить, что трипольские кольцевые города-поселения на 100000 койкомест были расположены в основном на территории современной Украины и что-то я не припомню, что бы такие были найдены на северном Кавказе! А даже если бы они там и будут найдены, то разве не умнее предположить, что при своём распространении с приднепровских земель на юг-югозапад трипильци дошли и до сев. Кавказа! В украинском языке сохраняется и до сегодня более 300 слов, созвучных санскриту, любому настоящему учёному это должно сказать многое, хотя бы в теоретическом плане!
    Вот слова с одного из сайтов: «Доказано, что несколько тысячелетий до нашей эры существовало некое сообщество людей (племен), которые разговаривали на близких диалектах. Мы не знаем, где это было и в какое точно время. Возможно, 3–5 тысяч лет до н.э. Допускают, что эти племена проживали где-то в Северном Средиземноморье, возможно даже, в Поднепровье. Индоевропейский праязык не сохранился до наших времен. Древнейшие письменные памятники, дошедшие до наших дней, были написаны тысячу лет до нашей эре на языке давних жителей Индии, которая имеет название “санскрит”. Будучи самым давним, этот язык считается наиболее приближенным к индоевропейскому». А что до «Лесного, Каныгина и прочих халтурщиков», так я могу продолжить их перечень и далее! Назвать людей халтурщиками только за то, что они высказали свою точку зрения по сложному историческому вопросу и не привести ни одного довода в оправдание такой подленькой оценки, это…это…цинизм и невежество…во как это называется!
    И, последнее: за что же вам меня жаль? За мой ник, вам не понравившийся, за профиль моего носа, который вы не видели или за мои мысли, что я тут высказал?

  9. И всё же сеймино-турбинцы «не дают покоя».Как известно,одним из отличительных признаков сейминско-турбинского транскультурного феномена,является металлическое( в том числе,бронзовое) оружие,аналогов которому до этого не было.Исследователи(http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/esp/esp.htm) считают,что многие формы оружия сеймино-турбинцев были унаследованы карасукской культурой. А до неё в тех местах — андроновская и окуневская культуры.Значит,»ядро» сеймино-турбинцев-они?Или «афанасьевцы»?И связаны ли чемурчекская и афанасьевская культуры?Если «да»,то скорее всего,сеймино-турбинцы это всё-таки «прототохары»…Или у них только общее происхождение?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: